Довольнов Д.А. Интернет-блоги как площадка для независимой журналистики

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В последние годы Интернет стал практически общедоступным средством коммуникации, высокие технологии прочно входят в обиход прогрессивного населения. И такое информационное пространство просто не могли не использовать средства массовой информации. Выделяются следующие типизированные признаки традиционных средств массовой информации:
Довольнов Д.А. Интернет-блоги как площадка для независимой журналистики
В последние годы Интернет стал практическиобщедоступным средством коммуникации, высокие технологии прочно входятв обиход прогрессивного населения. И такое информационное пространствопросто не могли не использовать средства массовой информации.Выделяются следующие типизированные признаки традиционных средствмассовой информации: - особенности аудитории (социальный адрес); - целевое, или функциональное назначение издания; - характер передаваемой информации (ее виды, формы, жанры); - зоны информационного внимания (тематика, сферы отражения); - объемы и форматы передаваемой информации; -соотношение разных знаковых форм передачи информации (например, текстаи иллюстративного материала для печати, текста и видеоматериала длятелевидения); - периодичность (регулярность выхода номеров, программ, выпусков); - время выхода (например, утренние, вечерние, воскресные издания, выпуски); - место выхода и зоны, география распространения информации [1]. Частьэтих признаков не применимы к Интернет-СМИ (периодичность издания,объемы передаваемой информации, география ее распространения). При этомИнтернет-СМИ обладают несколькими ключевыми, присущими только импризнаками: гипертексту ал ьно сть, интерактивно сть, мультим е дийность. Стоит отметить, что в Казахстане, летом 2009 года Президентомбыл подписан закон "О внесении конфигураций и дополнений в некиезаконодательные акты республики по вопросаминформационно-коммуникационных сетей", приравнивающий все Интернетсайты к средствам массовой информации [2]. Действие законараспространяется на сайты, чаты, блоги, интернет-магазины, электронныебиблиотеки и так далее. В последнее время в Интернете появилосьновое явление, которое может конкурировать с уже ставшими традиционнымиинтерет-сми. Речь идет о сетевых дневниках, или так называемых блогах.Блог (англ. blog, от web log, "сетевой журнал или дневник событий")это вебсайт, основное содержимое которого - регулярно добавляемыезаписи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинныезаписи временной значимости [3]. По средствам блогов сейчас наиболееактивно реализуются основные принципы литературно-публицистического, ине только, творчества в Интернете. Это возможность свободнопубликоваться и не зависеть при этом от различных нелитературныхаспектов материального мира, связанных с расходами на публикацию ираспространение, со знакомствами и исповедуемой идеологией и пр. Болеетого, автор может хранить полную анонимность, что позволяет емураскрыть те стороны своего таланта, которые в реальной жизни человекачасто подавляются (даже чисто психологически, самостоятельно) "рамками"и "ролями" материального мира. Кроме того, это возможность читателямоценивать "чистый текст" независимо от имени автора и других егонелитературных атрибутов (возраста, пола, национальности, социальногостатуса). Кстати, прошлый литературный опыт - это тоже частонелитературный атрибут: если человек написал хорошую вещь, это вовсе неозначает, что все его следующие произведения будут хорошими [4]. Насегодняшний день блоги обладают всеми перечисленными выше признакамиИнтернет-СМИ. Однако интерент-СМИ переняли от традиционных слабыйинтерес к проблемам личности и общества, к человеческим историям. Блогиже эту нишу независимой, свободной, личностной журналистики, в которойпроблемы личности и личность самого автора играют не последнюю роль,сейчас активно разрабатывают. Сегодня многие предпочитают узнаватьновости не из "традиционных" СМИ, а нз блогов или из интернет-форумов.Каковы преимущества? Во-первых, авторы блогов могут быть болеечестными, они не зависят от хозяев каких-либо изданий, требующихпроводить определенную политику, высказывать определенную точку зрения.Во-вторых, этот способ передачи информации доступен практически всем.В-третьих, читатель может сам выбирать, что ему читать или смотреть,никто не может навязать ему те или иные взгляды на происходящее. Вотличие от бесплатных и платных изданий, как традиционных, так иинтернетовских, блоги принадлежат отдельным личностям или крайнемаленьким группам людей. Это та гражданская журналистика, котораяотражает точку зрения отдельных индивидуумов, и её можно отнести кпубличной сфере, поскольку зти блоги не принадлежат ни правительству,ни политическим партиям, а представляют гражданское общество. К томуже, в блогах, порою, стирается грань между информационным сообщением,публицистической статьей и литературным произведением - ведь автор несвязан рамками всевозможных форматов и закостенелых форм, а волен самвыбирать способ подачи материала. 1. Лукина М.М., ФомичеваИ.Д.СМИ в пространстве Интернета. - М., 2005, серия"Интернет-журналистика". 12. Закон РК "О внесении конфигураций идополнений в некие законодательные акты республики по вопросцаминформационно-коммуникационных сетей". 3. Как стать блоггером. ред.Сильвии Девилет, - репортеры без границы. - М., 2006. 4. Cetera:Манифест Сетевой Литературы, или Личного Опыта ПоэтическойНезависимости, А. Андреев, -URL:[www.guelman.ru/slava/manifest/andr.htm]
Теги: Казахстан

Поделиться: