Новый закон для российской диаспоры.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Острую дискуссию вызвал новый вариант определения понятия «соотечественник». Сторонники поправок исходят из необходимости усиления функциональной эффективности организаций соотечественников, для этого им предлагается право определять кто собственно будет относиться к данной категории. Предполагается, что ответственность усилит имеющиеся многочисленные организации российской диаспоры, заставит их консолидироваться из десяток организаций в единицы в отдельной стране, и это придаст им статусность. Не секрет, что большую роль в этом вопросе играют средства выделяемые в поддержку организаций из бюджета РФ и со стороны сочувствующих процессу бизнес-структур. Сторонники новых поправок считают, что усиление ответственности усилит и контроль над расходованием средств.
Новый закон для российской диаспоры.

Новый закон дляроссийской диаспоры.

Что такое «соотечественник» и каково значение «гражданского сектора»в политике России на постсоветском пространстве.

Александр Караваев,зам.гендиректора ИАЦ МГУ

В Государственную Думу внесен законопроект, вводящий определенныекоррективы в закон о российских соотечественниках за рубежом, принятый в 1999году. В прежней формулировке понятие «соотечественник» трактовалось весьмашироко: к этой категории граждан можно было отнести не только всех живущих заграницей граждан России, но также всех бывших граждан СССР, живущих в новыхнезависимых государствах; также в эту категорию попадают эмигранты из России иСССР и потомки лиц, принадлежащих к любой из этих групп. Решившие подтвердитьсвой статус должны были иметь документы о гражданстве или проживании в прошломна территории России (также и СССР), иными словами паспорт либо свидетельство орождении. Планировалось разработать и специальное свидетельство «соотечественника»,обладающее определенными правами и льготами, как это делают другие страны,имеющие многочисленную диаспору за рубежом. Иными словами, исходя из формальныхтребований, записаться в российские «соотечественники» могло практически всенаселение бывших советских республик, во всяком случае, та его часть, котораяуспела побывать гражданами Советского Союза, а теперь по тем или иным причинамхочет восстановить связи с Россией.

Как за эти годы работало положение о соотечественниках? Выделяютсядва примера. Первый связан с геополитикой. В отношении регионов компактногопроживания русскоязычной диаспоры было принято решение выдавать всем желающимроссийские загранпаспорта. Таковыми регионами стали сепаратистские анклавы -Приднестровье, а также ныне признанная Абхазия и Южная Осетия. Подобнаяпрактика наблюдалась и в Крыму. Естественно это вызвало крайнее раздражениеофициальных властей тех государств, формальная юрисдикция которых таким методомнарушалась. Российские чиновники из МИД аргументировали эту практику справозащитных позиций – ведь процесс добровольный, а если есть желающие, почемуРоссия должна это игнорировать, тем более учитывая социальные проблемы этихлюдей и нередкую этно-языковую дискриминацию. Таким образом, жителям данных регионовупрощенно и ускоренно выдавали российские паспорта именно потому, что они –«соотечественники». Вряд ли можно согласиться с утверждением о том, что такпроводился новый вариант имперской экспансии. Тут виден лишь элемент подобнойполитики, призванный стать своеобразным бюджетным заменителем имперскихожиданий определенной части граждан, такая не обременительная оплата ихлояльности. С другой стороны, не будем забывать, российский ответ на грузинскуюагрессию в Южной Осетии был «запротоколирован» властями именно как защитасоотечественников.

Еще один смысл применения понятия соотечественник возник в2006 году, после принятия государственной программы добровольного переселения вРоссию. Многие эксперты оценивают ее как бюрократическую фикцию. Сначала былозаявлено о наличии целого потока переселенцев до 50 тысяч в год. Затем эти цифрыстали скромнее, но даже в последних данных ФМС фигурирует порядка ста тысяччеловек, желающих стать участниками этой программы. Но где они? Воспользовалисьэтим механизмом за четыре года программы всего 17 тысяч человек. Возникаютвопросы. Почему так далеки от реальности оценки желающих ей воспользоваться?Известно, что данная программа переполненабюрократическими ограничениями, рабочие места и жилье выделяемые переселенцам в12 пилотных регионах РФ из разряда депрессивных (возможно за исключениемЛипецкой области), и так образом, программа становится невыгодной потенциальнымучастникам, им проще постепенно переезжать путем трудовой миграции.

Что дают новые поправки? Законопроект предлагаетвосстановить утраченные в 2009 году после принятия закона "О гражданствеРФ", права на упрощенный порядок приобретения российского гражданства,дать им возможность получения многократной визы в Россию, разрешить временноепроживание в России вне квот ежегодно устанавливаемых для иностранных граждан. Плюснемного повысить социальную защищенность соотечественников: обеспечить бесплатноепосещение музеев и получение в российских архивах справок, удостоверяющих своеили своих предков российское происхождение. Константин Затулин, один из авторовновых поправок предлагает закрепить гарантии в получении медицинской помощи вэкстренных случаях наравне с гражданами, а также право быть погребенным натерритории России после смерти. Все это потребует внести соответствующиепоправки в пять-шесть законов РФ и Налоговый кодекс.

Острую дискуссию вызвал новый вариант определения понятия«соотечественник». Сторонники поправок исходят из необходимости усиления функциональнойэффективности организаций соотечественников, для этого им предлагается правоопределять кто собственно будет относиться к данной категории. Предполагается,что ответственность усилит имеющиеся многочисленные организации российскойдиаспоры, заставит их консолидироваться из десяток организаций в единицы вотдельной стране, и это придаст им статусность. Не секрет, что большую роль вэтом вопросе играют средства выделяемые в поддержку организаций из бюджета РФ исо стороны сочувствующих процессу бизнес-структур. Сторонники новых поправок считают,что усиление ответственности усилит и контроль над расходованием средств.

Противники думают иначе, пологая, что слияние вызоветкоррупцию в среде диаспорных организаций, отсечет альтернативные структуры,которые зачастую не являются комплиментарными к официальным российскимпредставителям или посольствам в стране пребывания диаспоры. Кроме того, еслистатус соотечественника будет в ведении местной диаспорной организации, этоможет отсечь от процесса определенное количество людей, симпатизирующих России.Формализация этого процесса ограничит свободу воли.

Действительно тут возможны как плюсы, так и минусы. Объективныхкритериев работы этого закона пока не видно. Неоднократно, хорошие инициативы «снизу»по организации эффективной деятельности диаспоры и всего русскоязычного поля напостсоветском пространстве, попадали в бюрократическую воронку, откуда онивыскакивали абсурдными либо нежизнеспособными. Менеджмент гуманитарной политикиРФ в этом направлении на очень низком уровне. Не буду прямо указывать на МИД,чтобы не обидеть отдельных профессионалов, но большинство тех, кто управляютполитикой в отношении российской диаспоры на местах, не отвечают критериямпрофессионализма, для многих эта работа либо предпенсионная, либо имеетхарактер обременительной обузы. Многие инициативы отвергались в силу аппаратнойборьбы и конкуренции за получение бюджетных средств. Гуманитарная политика имеетнебольшую «капитализацию», она не приносит прямой финансовой выгоды, поэтому иоказалась политикой «выходного дня», которой уделяют внимание лишь поостаточному принципу. Ситуация стала немного выправляться последние годы. Но досих пор программы обучения русскому языку, распространение учебных пособий имеюточень небольшой охват, а поддержка социально ориентированных некоммерческихорганизаций российской диаспоры находится на крайне низком уровне. Новыепоправки к закону о соотечественниках этому не помогут.

«Независимая газета»12.04.10

P.S.

В день выхода данного материала был опубликован комментарийМИД РФ относительно новой редакции Закона «О соотечественниках».

В нем, в частности указывается, о намерении правительствасоздать новую организацию по работе с соотечественниками -- Фонд защиты прав зарубежныхсоотечественников (на заседании Правительственной комиссии по деламсоотечественников от 8.04.10 был рассмотрен и одобрен порядок формированиятакого фонда). Новая структура видимо дополнит старые и выделит в отдельноеведение конфликтные и проблемные дела возникающие у соотечественников и ихорганизаций. Сегодня это в функции посольств.

Также в будущем законе закрепляются полномочия органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации и органов местногосамоуправления в работе с соотечественниками. Это ожидаемые изменения,одобряемые многими экспертами.

Другое нововведение опять сопряжено с неясностями толкованияи регламентации закона «О соотечественниках». Предлагается ввести положение,закрепляющее возможность поступлениясоотечественников в российские учебные заведения на равных с россиянамиусловиях, в том числе и обучение за счёт российского бюджета.

Из этого вытекает, что все-таки должен быть формализованстатус соотечественника: выдано удостоверение, какая-либо другая справка.Вероятно, ее должны будут выписывать организации соотечественников на местах. Такимобразом, это откроет дорогу к юридическому закреплению статуса соотечественника,на первом этапе хотя бы в целях доступа к российскому образованию. Будемсчитать это шагом вперед.

На фото : икона Джона Колтрейна, великого джазового саксофониста, признанного святым Африканской православной церковью в Сан-Франциско (1971 год).

Теги: Россия

Поделиться: