Дмитрий Фурман: Киргизские циклы

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Если «тюльпановая революция» 2005 года с некоторой натяжкой может быть отнесена к категории «цветных» — она все же была связана с протестом против манипулирования выборами и «старалась быть мирной», то теперешний бунт значительно ближе к классическим революциям прошлого — с уличными боями и взятием вооруженной толпой разных «бастилий», и заодно — грабежом «дворцов тиранов» и лавок простых торговцев.
Дмитрий Фурман: Киргизские циклы

Дмитрий Фурман: Киргизские циклы

Если«тюльпановая революция» 2005 года с некоторой натяжкой может быть отнесенак категории «цветных» - она все же была связана с протестомпротив манипулирования выборами и «старалась быть мирной», то теперешнийбунт значительно ближе к классическим революциям прошлого -с уличными боями и взятием вооруженной толпой разных «бастилий»,и заодно - грабежом «дворцов тиранов» и лавок простых торговцев.

Падение двух киргизских президентств в промежутке 5 летсопровождалось схожими обстоятельствами. Что связано с однотипностьюсозданных ими режимов - режимов личной власти, камуфлируемых поддемократию. Это видно даже в деталях: и при Акаеве, и приБакиеве созданием семейной бизнес-империи занимались сыновья. И тоти другой исключали возможность правового и мирного прихода оппозициик власти и одинаково закончили: ротация власти все равно произошла,но насильственным путем. Однако между двумя режимами были и существенныеразличия, что предопределило разницу революций 2005 и 2010 годов.

«Светлыйпуть» режима

Акаев - академик и «демократ», в свое времячлен Межрегиональной депутатской группы, человек, произносивший речио величии Сахарова. Он стремился по максимуму извлечь выгоды из своегоимиджа единственного президента-демократа в Центральной Азии и долгоевремя ходил в любимцах Запада. Это, впрочем, не меняло характера режимаи вектор его эволюции. Как и его соседи-«партократы», Акаев разгонялпарламент, менял Конституцию, продлевая свои сроки и увеличиваяполномочия, манипулировал выборами, давил СМИ и сажал в тюрьмы своихполитических противников по обвинению в уголовных преступлениях. Ногенезис и имидж Акаева все же были факторами, смягчавшими режими замедлявшими его авторитарную эволюцию. Акаевский авторитаризм был досамого конца относительно мягким и специфически «стыдливым».

Бакиевский режим, возникший из революции 2005 года, вернее,из последующей анархии и склок революционных вождей (самый циничный изкоторых быстро отстранил своих старых соратников, ставших сейчас лидерами новойреволюции), был совершенно лишен какой-либо «стыдливости». Эволюционировал онстремительно и за несколько лет превратился в режим, по сравнениюс которым акаевский, даже на поздних его этапах, стал казаться настоящейдемократией. В отличие от Акаева, Бакиев, используя российскийи казахстанский опыт, создал свою партию «Светлого пути» и обеспечилей полный контроль над парламентом, вообще не допустив в него основныеоппозиционные партии. Более того, не так давно он позволил себе то, чего не допускални один постсоветский президент: публично усомнился в пользе выборови стал говорить о переходе к «совещательной» демократии (этопочище «суверенной»). И если при Акаеве противников президента обвинялив экономических преступлениях, то при Бакиеве они стали попадатьв автомобильные катастрофы и «неизвестные лица» стали избивать ихи выбрасывать из окон. Бакиев боялся повторения той революции, котораяпривела его к власти, и повторения судьбы Акаева, он стремилсяликвидировать все легальные каналы выражения протеста. В результатереволюция приняла более жесткие формы, а судьба его, очевидно, будетпечальнее судьбы профессорствующего в МГУ предшественника.

Революциявместо выборов

Почему же революция 2005 года, одним из лидеров которой былБакиев, привела к режиму даже более авторитарному, чем сверг­нутый?И почему он оказался еще менее долговечен, чем его предшественник? Откудаэтот «циклизм» киргизского политического развития? Ответ на эти вопросы требуетуглубленного анализа. Но некоторые контуры ответа уже видны.

Киргизы любят говорить о своих традициях «степнойдемократии». И действительно, в отличие от узбеков или русских,у киргизов в прошлом не было деспотической государственности.Авторитарной власти здесь трудно опереться на историю, она не воспринимаетсякак естественная, нормальная форма правления. Кроме того, у киргизов оченьсильны племенные и региональные лояльности, которые также ограничиваютавторитарную власть, - она вынуждена их учитывать и думать о соблюдениибаланса сил. И северянин Акаев, и южанин Бакиев нарушили этот баланс,и если в революции 2005 года протест сконцентрированнойв Бишкеке интеллигенции был поддержан обделенными южанами, то в 2010году главная протестная масса сконцентрировалась на севере. Киргизы не очень-тобоятся власти и легко устраивают митинги, перекрывают дороги,организовывают «походы на Бишкек» и т.д. Но хотя в наше время любойпротест и любой бунт идеологически оформляется как борьба за демократию,здешнее свободолюбие и неприятие авторитаризма очень далеки от правовойдемократии - законам киргизы подчиняются еще меньше. Устроить революцию импроще, чем провести нормальные выборы. Даже события 2005 года не привелик честным выборам: победители не распустили парламент, избранный с грубыминарушениями, которые и послужили предлогом революции, - лишь изгналииз него акаевских депутатов. А следующие выборы организовывал уже Бакиев.

Если общество не склонно подчиняться авторитарной власти, ноодновременно в нем слабы психологические и культурные предпосылкидемократии, получается именно то, что мы видим в Киргизии: слабыеи неустойчивые демократии сменяются слабыми и неустойчивымиавторитарными правлениями, конец которым кладут революции, начинающие новыйцикл. На постсоветском пространстве схожее сочетание «вольнолюбия» обществаи слабости в нем предпосылок демократии есть еще в однойстране - Грузии. Выбраться из подобных циклов очень трудно, значительнотруднее, чем свергнуть конкретного авторитарного правителя. Главная задача,объективно стоящая перед Киргизией, - перевод степного вольнолюбияи антиавторитарного протеста в правовое демократическое русло.Необходимо покончить с этими циклами: революция - хаотическаяи неустойчивая демократия - авторитаризм - новая революция. Как?Ничего нового: путем демократической ротации власти на основе выборов. Тогдареволюция 2010 года имеет шанс стать последней.

Журнал «Новое Время» http://newtimes.ru/articles/detail/19599

Старший научныйсотрудник Института Европы РАН

Поделиться: