Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Армения & Турция: после встреч в Вашингтоне

15.04.2010

Автор:

Теги:
Армения & Турция: после встреч в Вашингтоне
 Давид Петросян


Завершилась поездка президента Сержа Саргсяна в Вашингтон во время которой он имел встречу с президентом США Бараком Обамой. После поездки в США президент Армении взял краткосрочный отпуск и нет никакой ясности в том, где он сейчас находится, сколько дней продолжится этот отпуск и, наконец, в чем причина этого неожиданного отпуска. Единственное что известно на этот момент из официальных источников это то, что президент Армении С.Саргсян не будет проводить свой краткосрочный отпуск в США.

Серия встреч проведенных в Вашингтоне руководителей США, России, Армении и Турции в рамках саммита по вопросам глобальной ядерной безопасности не внесла определенности в последующие процессы по нормализации армяно-турецких отношений и урегулировании Нагорно-Карабахского конфликта.

Речь президента С.Саргсяна после посещения могилы 28-го президента США Вудро Вильсона выступил в Национальном кафедральном соборе Вашингтона была его единственным публичным выступлением, которое сразу же оказалось в центре внимания армянской прессы во всем мире.

В чем суть этой речи?

Если отбросить ее эмоциональную часть, то президент С.Саргсян дал понять, что:

- официальный Ереван и Диаспора не намерены отказываться от политики международного признания и осуждения Геноцида армян в Османской Турции в годы Первой Мировой войны,
- никто не сможет вбить клин между Арменией и Диаспорой в вопросе признания Геноцида: "Нет различия между мнениями армян Армении и армян Диаспоры, есть единый армянский народ, и он будет последовательно бороться за справедливость",
- Ереван не намерены в каком-либо формате превращать факт Геноцида армян в предмет расследований и обсуждений во время переговоров с Турцией,
- Ереван не намерен принимать посредничество Турции в вопросе урегулирования Нагорно-Карабахского конфликта и увязывать урегулирование этого конфликта с ратификацией армяно- турецких протоколов.

Напомним также, что речь эта была произнесена после встречи с премьер-министром Турции Р.Эрдоганом.

Для того, чтобы в какой-то степени оценить итоги вашингтонских раутов, надо попытаться понять цели, которые стояли перед дуэтом С.Саргсян - Э.Налбандян:

- в случае если турецкая сторона будет затягивать вопрос ратификации армяно-турецких протоколов, дать понять, что Армения может выйти из процесса и отозвать свои подписи под документами подписанными в Цюрихе,
- добиться открытия армяно-турецкой границы, что и было одной из заявленных приоритетов "футбольной дипломатии",
- добиться того, чтобы в обновленных "Мадридских принципах" приоритет был отдан праву наций на самоопределение, т.е. определению статуса Нагорного Карабаха,
- не допустить "привязки" ратификации армяно- турецких отношений к процессу урегулирования Нагорно- Карабахского конфликта.

В свете обозначенных целей поведем краткие итоги поездки президента С.Саргсяна и главы внешнеполитического ведомства Э.Налбандяна в Вашингтон:

- стало очевидно, что независимо от того будет турецкая сторона затягивать процесс ратификации армяно-турецких протоколов или нет - Армения, по крайней мере при нынешней администрации, не может выйти из этого процесса. Посредники в лице США просто не допустят этого,
- вопрос открытия армяно-турецкой границы отложен "до греческих календ". Между тем, еще осенью прошлого года президент С.Саргсян сделал заявление о том, что он поедет на ответный футбольный матч Турция-Армения если будет ясность с вопросом открытия границы. На футбол в Турцию С.Саргсян поехал, а ясности с открытием границы пока нет,
- формально позиция Армении в вопросе приоритета в "Мадридских принципах" определения статуса Нагорного Карабаха не изменилась, но очевидно, что по итогам встреч в Вашингтоне Ереван не смог добиться упрочения своей позиции в этом вопросе,
- судя по сообщениям турецких источников Турция получила обещание Вашингтона в вопросе разработки некой новой "дорожной карты" ратификации армяно- турецких протоколов, которая будет привязана к процессу регулирования Нагорно- Карабахского конфликта. Центральным пунктом этого документа, на данном этапе, может стать вывод армянских подразделений из некоторых районов "зоны безопасности" (например, Р.Эрдоган говорит о выводе армянских подразделений из двух районов. Об этом сообщило турецкое издание "Star").

Теперь обратим наши взоры к Анкаре. Какие цели могла ставить турецкая сторона перед раутами в Вашингтоне?

На наш взгляд они могли бы быть следующими:

- добиться гарантий от президента США, что в преддверии 95-ой годовщины Геноцида армян в Османской Турции в своем традиционном послании американским гражданам армянского происхождения президент Б.Обама не употребит термин "геноцид". Кроме того, добиться заверений в том, что Конгресс США не поставит на пленарное заседание Палаты Представителей проекта резолюции N252 признающую Геноцид армян 1915 года в Османской Турции,
- добиться включения в один пакет процесса урегулирования армяно-турецких отношений и Нагорно-Карабахского конфликта, т.е. увязать прогресс в армяно-турецких отношениях с выводом армянских подразделений из определенного числа районов "зоны безопасности" вокруг административных границ бывшей Нагорно -Карабахской автономной области. Таким образом, речь идет о формировании нового статус-кво в регионе Нагорно- Карабахского конфликта,
- добиться поддержки Вашингтона в ряде острых региональных вопросов.

На наш взгляд, по положению на сегодняшний день очевидно:

- в своем традиционном апрельском обращении к американцам армянского происхождения Б.Обама не употребит термин "геноцид" характеризуя события 1915 года в Османской Турции. Скорее всего он найдет иной способ выражения своей позиции и, одновременно, даст понять армянам и туркам, что по сути она не изменилась. Речь идет о том, что человек Б.Обама признает события 1915 года в Османской Турции как геноцид армянского народа, а как президент США пока не может этого сделать. Но это только пока. Тоже самое касается и Палаты Представителей Конгресса США,
- если верить турецким источникам, то Анкаре удалось добиться обещаний Вашингтона включить в один пакет процесс урегулирования армяно-турецких отношений и Нагорно-Карабахского конфликта, т.е. увязать прогресс в армяно-турецких отношениях с выводом армянских подразделений из определенного числа районов "зоны безопасности" вокруг административных границ бывшей Нагорно -Карабахской автономной области. Скандал с отказом министра иностранных дел Турции А.Давудоглу от своего интервью азербайджанскому агентству APA и заявление президента Азербайджана И.Алиева о том, что "...открытие границы между Арменией и Турцией является делом только двух государств. Никто не должен вмешиваться в этот процесс", косвенно подтверждают это предположение,
- турецкая газета "Дюнья" сообщила о согласовании плана по противодействию Рабочей партии Курдистана. Обсуждение состоялось в ходе работы турецко-американско-иракского Комитета по вопросам безопасности, заседавшего в Стамбуле.

США на заседании представлял дивизионный генерал Джозеф Андерсон, Турцию - министр внутренних дел Бешир Аталай и Ирак - государственный министр, отвечающий за национальную безопасность, Ширван аль-Ваили. Согласно заявлению для прессы Посольства США в Анкаре, участники совещания подтвердили готовность продолжать совместную борьбу с Рабочей партией Курдистана, согласовали общий план действий, которые будут предприняты против этой организации и приняли решение незамедлительно начать претворение плана в жизнь.

Оставим читателям самим судить об эффективности работы армянской и турецкой делегации в Вашингтоне.

Формально американцам удалось спасти процесс нормализации армяно-турецких отношений и сохранить влияние как на Анкару так и на Ереван в этом вопросе. Но это только формально, а на самом деле нынешний процесс близок к смерти и главной причиной этого является то, что и Р.Эрдоган и С.Саргсян, на наш взгляд, не желают достижения успеха в рамках протоколов подписанных в Цюрихе.

Попытка привязать через новую "дорожную карту" ратификацию армяно-турецких протоколов к процессу урегулирования Нагорно- Карабахского конфликта в итоге может привести к еще более сложным проблемам для всех участников этого процесса. В случае провала этого политического проекта США окажутся в весьма непростом положении, так как получается, что они только "мутят воду" в регионе Южного Кавказа и неспособны добиться каких-то реальных результатов.

Почти наверняка это обстоятельство повысит реноме такой страны как Россия, которая в своей политике на Южном Кавказе куда более сдержана в своих обещаниях и лучше соизмеряет свои возможности с реальной региональной обстановкой.


источник: ИАЦ "Ноян Тапан"

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение