Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Рыков: Итоги с Виктором Ющенко. Ч.1

03.04.2010

Автор:

Теги:
 

 

Месяц назад, в конце февраля, Украина прощалась с эпохой. С эпохой Виктора Ющенко. И хотя масштаб его личности явно не соответствует тем ожиданиям и надеждам, которые на него возлагались, именно его действия, а чаще всего безволие и бездействие во многом определяли тот путь, по которому   Украина  шла эти  пять лет.

Часто встречаемое утверждение о том, что вследствие политической  реформы третий президент был лишен необходимых ему   властных рычагов  для того, чтобы эффективно проводить свою политику и выполнить обещания, данные на Майдане,  вряд ли выдерживает критики. Оно действительно имело бы под собой основание, если бы изменения  автоматически вступали в силу с 1 января 2005 года, как того желали сторонники проигравшего кандидата. Но этого не произошло. И  у президента в результате оставался  целый год для того, чтобы, опираясь на  значительную поддержку населения и используя растерянность «бело-голубой» оппозиции, отменить политическую реформу, вынеся этот вопрос  на всенародный  референдум, или хотя бы отстрочить ее вступление в силу  до конца первой каденции. 

Однако слухи о скорой отмене конституционной реформы, активно ходившие в   первой половине 2005 года, стали постепенно   угасать по мере роста разочарования населения в новом президенте и усилении конфликтов в стане «любых друзив», и к концу года окончательно сошли на нет.

2004 год Украина закончила с рекордными экономическими показателями. Значительный уровень общественной поддержки  и благоприятные  внешние факторы - политические симпатии Запада и высокие цены на основной экспортный товар - уголь и металл - давали надежду на то, что власти удастся ограничить влияние олигархов, защитить активно участвовавший  в «оранжевой революции» малый и средний бизнес от рейдерских атак  и, возможно, провести  структурную  модернизацию, освободившись от «сырьевого проклятия». Но экономика с самого начала оказалась отодвинута на второй план, а разработанная аналитическим центром Анатолия Гриценко программа «10 кроків назустріч людям» благополучно забыта.

 Малый и средний бизнес, уставший от своеобразных  методов Леонида Кучмы и Николая Азарова, не получил ровным счетом ничего. Антиолигархическая кампания,  громко стартовав в начале 2005 года,  в скором времени обернулась фарсом, а проведенный относительно честно аукцион по продаже    «Криворожстали», купленной в свое время за довольно незначительную сумму  В.Пинчуком,   так и остался единственным  значимым итогом политики  реприватизации. Непродолжительная эмиграция Рината Ахметова, по-видимому, на долгие годы останется самым черным воспоминанием в коллективной памяти украинских олигархов.

 И если на первом этапе правления Виктора Андреевича можно было говорить о попытках проведения каких-либо экономических  реформ, то по мере усиления конфликта между президентом и премьером  и роста личной неприязни Виктора Ющенко к Юлии Тимошенко экономическая политика, проводимая президентом, лишалась всякой  осмысленности,  а целесообразность принятия любого законопроекта стала оцениваться  не исходя из реалий и насущных потребностей страны, а исключительно исходя из того,  насколько это может помочь  Банковой  в ее  противостоянии с Кабинетом министров. Наиболее показательной в этом смысле является «война за гривню» осени 2008 года, когда казалось, что Ющенко готов обрушить не только курс национальной валюты, но и само здание Национального банка, будь он уверен, что под его  руинами будет похоронена  Юлия Тимошенко.

В отличие от экономической,  гуманитарная сфера  с самого начала   оказалась под пристальным вниманием со стороны третьего  президента.  Пообещав сделать страну единой, Виктор Ющенко  с первого дня своего правления стал   воплощать в жизнь свой  проект «сшивания» Украины, но не  путем поиска компромисса и учета мнения   всего населения, а путем  навязывания украинского  национализма в галицийском   варианте остальной части страны.  Судя  по итогам  голосования второго тура, фактически зафиксировавшим   электоральный  раскол 1999 и 2004 годов, ему так и не удалось справиться с поставленной задачей. Впрочем,   проект создания новой нации на основе весьма специфических идей, широко распространенных только в одном, пусть и самом пассионарном  регионе страны,  изначально являлся утопией.  И претворить его в жизнь не удалось бы даже человеку, обладавшему политическими качествами генерала де Голля или Франклина Рузвельта.

    Конечно,  Виктор Ющенко сумел добиться определенных  результатов: в центральной и южной части Украины уменьшилось количество русских школ, а русская речь стала звучать значительно реже на улицах Киева и Чернигова.  Однако считать это исключительно  его «заслугой»  нельзя. Во-первых, похожие процессы происходили и на территории бывшего СССР,  во главе которых стоят лидеры, формально выказывающие  лояльность России, в частности,  в Казахстане и  Узбекистане. Наиболее яркий пример последнего времени - снос памятника воинам - освободителям в Ташкенте.

Во-вторых, сложно сказать,  в какой степени это является  действительно «заслугой» бывшего хозяина Банковой, а в какой - виной российских властей. Кремль за  четыре года, прошедших со дня «оранжевой революции», так и  не сумел предложить Украине какой-либо проект, сравнимый по  своей привлекательности с идеей европейского благополучия, заполнив отсутствие внешнеполитической концепции и идейную пустоту симулякрами «реактивной дипломатии». И представляется, что своим фактическим  бездействием  российские власти внесли отнюдь не меньший вклад в сжимание ареала использования русского языка, чем самые ярые  русофобы из окружения Виктора Андреевича.

продолжение следует


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение