Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Председательство Казахстана в ОБСЕ и проблемы безопасности центрально-азиатского региона.

30.03.2010

Автор:

Теги:

Выступление Алексея Власова на конференции в Алматы.

********************************************************** 

Задачи, стоящие перед Казахстаном, в рамках председательства в ОБСЕ представляются настолько сложными и многоаспектными, что едва ли можно четко разделить их на проблемные блоки: вот тема локальных конфликтов, вот проблемы транспортных коммуникаций, вот вопросы Центрально-азиатской безопасности и т.д. 

Все эти составляющие складываются в  общую картину необходимости Казахстану как стране-председателя ОБСЕ модерировать многосторонний диалог в условиях, когда новые правила игры на международной арене определены не в достаточной степени точности, скорее напротив, интересы главных центров силы в области геополитики и геоэкономики по Центральной Азии могут системно расходиться.

И одновременно для экспертов очевидно, что год председательства Казахстана – срок явно не достаточный для того, чтобы в пределах этого временного промежутка успешно разрешить все конфликтные вопросы. 

Неизбежно встает вопрос: чего, прежде всего, может достичь Казахстан? Полагаю, что, прежде всего,  консенсуса в отношении общей повестки дня по вопросам безопасности в Центральной Азии.

 Напомню, что основные цели председательства Казахстана в ОБСЕ были сформулированы несколько лет назад Президентом Н.А.Назарбаевым укреплять соединительные линии между Востоком и Западом через диалог цивилизаций, способствовать обеспечению подлинной и долгосрочной стабильности на региональном уровне, используя инструментарий 4-х "Т" - "траст" (доверие), "традишн" (традиции), "транспаренси" (транспарентность) и "толеранс" (толерантность).

 

Центрально-азиатскую тему Казахстан уже достаточно давно определили в качестве приоритетной темы внешнеполитического курса, последняя встреча казахстанского и узбекского лидера продемонстрировала, что постепенно происходит сближение позиций по ключевым вопросам региональной политики. Но необходимо осознать, что, ОБСЕ пока недостаточно хорошо понимает особенности болевых точек среднеазиатских государств. Например, не уделяет надлежащего внимания исламскому контексту. Стратегическая важность региона по-прежнему неподкрепляется системным знанием его реалий, определением точек соприкосновения проблем европейской безопасности и безопасности в ЦАР.

По справедливому замечанию В Парамонова: "От того, в каком направлении будет развиваться обстановка в государствах Центральной Азии во многом будет зависеть баланс сил на обширном пространстве планеты. Любые события, происходящие в странах Центральной Азии, будут иметь свое отражение не только на региональном уровне, но и могут вызывать изменения в геополитическом балансе сил на всем евразийском континенте, который признанно остается осью мирового развития."

В первую очередь, эти процессы следует рассматривать с точки зрения афганской темы, которая, как уже становится очевидно, будет играть определяющую роль не только в нормализации ситуации на границах центрально-азиатского региона, но и шире, с позиции интересов европейской или евразийской безопасности. Поскольку проблема наркотрафика, центром которого, безусловно, является Афганистан – это головная боль не только для Таджикистана или Казахстана, но и в равной степени Европейского Союза и России.

Предложение президента Казахстана Нурсултана Назарбаева по урегулированию афганского конфликта можно рассматривать как пример «нового подхода» к обеспечению всеобъемлющей безопасности. Речь идет, прежде всего, о развитии экономического, гуманитарного сотрудничества с Афганистаном, совершенствование дорожно-транспортной системы страны, инвестирование во взаимовыгодные проекты на территории Афганистана. Развитие транспорта и логистики даст афганским компаниям доступ на рынок стран Центральной Азии. Через Казахстан открывается также доступ для афганских товаров в Китай. Это для афганской экономики этот фактор важнее любой внешней помощи от стран-доноров, поскольку проблема транспортировки афганских товаров всегда была сложной проблемой. 

 Эффективное взаимодействие экономик должно стать залогом стабильности и устойчивости перед лицом угроз и вызовов, с которыми сталкивается Афганистан и страны Центрально-азиатского региона. Подобный подход может найти поддержку в России, Брюсселе, Вашингтоне, поскольку, как мне кажется, он совпадает с форматом представлений главных центров силы о меняющихся реалиях в сфере региональной безопасности, а, следовательно, и о необходимости выбора новых инструментов, с помощью которых эта безопасность будет обеспечена. 

 

Стратегическим интересом ОБСЕ в рамках всех трех "классических корзин" по Центральной Азии должно стать поддержание региональной стабильности, которое невозможно свести только к традиционным механизмам поддержания безопасности, эти задачи должны также учитывать и необходимость укрепления социальной стабильности в странах региона, обеспечение энергетической безопасности, разрешение водных конфликтов.

Для того, чтобы в пространстве ОБСЕ формировалась более ясное и компетентное представление о положении дел в Центрально-азиатском регионе необходимо расширять каналы информации, создавать новые диалоговые площадки, в том числе и на уровне молодежных и общественных организаций.

Это чрезвычайно сложная комплексная задача, которая, несомненно, требует и дополнительного финансирования, скоординированных усилий не только международных структур, таких как ОБСЕ, но и неправительственного сектора. И в этом направлении роль Казахстана, как модератора многостороннего диалога, соединяющего Европу и Центральную Азию, может быть исключительно велика.

Необходимо системно внедрять представление о том, что "главным условием стабильности в регионе является тенденция к дальнейшей внутри- и межрегиональной интеграции и сотрудничеству через согласованную политику в области транспорта и коммуникаций, использования топливно-энергетических и водных ресурсов; усиление внимания к проблеме религиозно-нравственного воспитания населения, борьбы с исламским экстремизмом". 

По словам Г. Майтдиновой, присутствие внерегиональных акторов в Центральной Азии, сотрудничество новых государств в рамках международных организаций способствует снижению напряженности в межгосударственных отношениях и сохранению баланса сил в регионе. За каждыми  моделями интеграции стоят определенные геополитические силы и попытка реализации стратегических схем построения систем международных отношений на ХХI век.

Задача только в том, чтобы найти точки соприкосновения между подходами основных центров силы на региональном уровне. Но самое главное, превратить стратегию  безопасности в ЦАР в "общественный проект" через активизацию сотрудничества НПО, гражданского сектора итд. Помощь в достижении этих целей может быть оказана и со стороны ЕС.  

Именно на этом обстоятельстве акцентировал внимание президент Казахстана Нурсултан Абишевич Назарбаев во время встреч с президентом Франции Николя Саркози: « В условиях председательства Казахстана в ОБСЕ наша задача – сблизить Европу с Центрально-азиатским регионом, чтобы мы больше стали понимать друг друга». 

Действительно, только через расширение пространства взаимного доверия можно достичь амбициозной цели – превращения Центральной Азии в регион стабильного и устойчивого развития. Без соединения усилий государственной власти с общественными институтами решить эту задачу в обозримом будущем вряд ли удастся, и хочется верить, что именно Казахстан сможет сделать решающий шаг на пути эффективного объединения этих усилий.


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение