Отчет Всемирного банка о перспективах энергетики в странах Европы и Центральной Азии

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Хотя в настоящее время Россия и Центральная Азия выступают в роликрупнейших поставщиков энергоносителей в Восточную и Западную Европу,перспективы электроэнергии, тепла, а также поставки первичныхэнергетических ресурсов в странах Европы и Центральной Азии вызываютсомнения. Если в течение предстоящих двух десятилетий в энергетическийсектор региона не поступят инвестиции в объеме, превышающем 3 триллионадолларов США, наличие ресурсной базы не станет преградой длявозникновения острой нехватки энергии в регионе. Таков основной выводОтчета Всемирного банка, который опубликован под названием "Без света?Будущее энергетики стран Восточной Европы и Центральной Азии".
Отчет Всемирного банка о перспективах энергетики в странах Европы и Центральной Азии
Прислал И.Хаджамбердиев Источник CARnet Хотя в настоящее время Россия и Центральная Азия выступают в роли крупнейших поставщиков энергоносителей в Восточную и Западную Европу, перспективы электроэнергии, тепла, а также поставки первичных энергетических ресурсов в странах Европы и Центральной Азии вызывают сомнения. Если в течение предстоящих двух десятилетий в энергетический сектор региона не поступят инвестиции в объеме, превышающем 3 триллиона долларов США, наличие ресурсной базы не станет преградой для возникновения острой нехватки энергии в регионе. Таков основной вывод Отчета Всемирного банка, который опубликован под названием "Без света? Будущее энергетики стран Восточной Европы и Центральной Азии". "Ожидается, что к 2030 году спрос на первичные энергоносители в регионе Европы и Центральной Азии возрастет на 50 процентов, - говорит Питер Томсон, директор департамента Всемирного банка по устойчивому развитию в регионе Европы и Центральной Азии, - в то время как потребление электроэнергии увеличится по прогнозам на 90 процентов". "Еще до начала глобального кризиса в 2008 году, - объясняет Томсон, - некоторые страны региона, импортирующие энергоносители, начали испытывать определенные трудности с поставками. В период финансового кризиса потребление энергии несколько сократилось, и эта передышка позволила странам предпринять определенные усилия для смягчения вероятных последствий энергетического кризиса. Но эта передышка не продлится дольше пяти или шести лет. Меры по предотвращению нежелательных последствий необходимо предпринимать как со стороны потребителей, так и со стороны поставщиков энергоресурсов. И если отношение стран региона к эксплуатации энергоресурсов не изменится, регион в целом может столкнуться с острой нехваткой энергии и к 2030 году превратится из экспортера в импортера энергии". Тенденции в энергетике отражают тенденции в экономике После распада Советского Союза страны Европы и Центральной Азии пережили шесть лет сокрушительного экономического спада, за которыми последовал период интенсивного экономического роста, что в итоге позволило региону стать одним из наиболее динамично развивающихся в мире. Эти процессы отразились и на энергетической отрасли региона: в период экономического спада произошло резкое сокращение производства и потребления энергии. Но по мере восстановления экономики отмечался и рост производства и потребления энергоресурсов. Однако приток инвестиций в отрасль оставался ограниченным, особенно в части содержания, технического обслуживания и модернизации объектов энергетики, что способствовало обострению энергетического кризиса. Регион испытал наиболее значительное воздействие глобального финансового кризиса 2008 года, одним из последствий которого было значительное сокращение потребления энергоресурсов. Это действительно создало своего рода передышку, но только временную, поскольку нехватка энергоресурсов может вскоре опять стать предметом серьезной озабоченности. Ясно, что по мере восстановления экономического роста будет возрастать и потребление энергии. Инвестиции для предотвращения кризиса Согласно Отчету, чтобы удовлетворить потребность Европы в энергетических ресурсах, необходимы значительные инвестиции. Прогнозные данные свидетельствуют о том, что для обеспечения поставок нефти, газа и угля, а значит, для разработки первичных энергоресурсов с 2010 по 2030 год региону потребуются инвестиции в объеме 1,3 триллиона долларов США . Кроме того, энергетическая инфраструктура региона остро нуждается в модернизации. С начала 90-ых генерирующие мощности почти не наращивались, и сроки эксплуатации электростанций на исходе. В предстоящие 20-25 лет для поддержания и развития инфраструктуры энергетической отрасли необходимы инвестиции в объеме 1,5 триллиона долларов США, а в дальнейшем потребуется еще 500 миллиардов долларов США на развитие централизованного отопления. "Сокращение мощностей еще не переросло в полномасштабный энергетический кризис, - говорит Томсон, - благодаря снижению потребления энергоресурсов в 90-ые годы и нынешнему спаду из-за финансового кризиса. На строительство объектов энергетики требуется немало времени, а это значит, что действовать нужно уже сейчас. Общий объем необходимых инвестиций, превышающий 3 триллиона долларов США, невозможно осуществить только за счет государственных средств. А для привлечения частных инвесторов нужно совершенствовать инвестиционный климат". Энергоэффективность - неиспользованный потенциал Благодаря инвестициям в повышение энергоэффективности возможно достижение сразу трех целей, притом одновременно и с минимальными затратами. Это такие цели, как сокращение эмиссий парникового газа, обеспечение энергетической безопасности и более устойчивый экономический рост. Согласно Отчету, при вложении 1 доллара в обеспечение эффективности энергетики можно сэкономить 2 доллара на вложениях в производство энергии. Но этот потенциал остается неиспользованным в силу ряда препятствий на пути инвестиций в повышение энергоэффективности. К таким препятствиям можно отнести необоснованные цены на энергоносители и низкую платежную дисциплину, а также нехватку информации о современных технологиях, ограниченное количество подрядчиков и сервисных компаний, и финансовые трудности. Органы государственного регулирования играют важную роль в повышении эффективности энергетики, и не только путем утверждения тарифов, покрывающих реальные затраты, но и посредством установления, корректировки и обеспечения соблюдения стандартов по эффективности использования энергии бытовыми потребителями, при эксплуатации электрооборудования и транспорта. В Отчет включены рекомендации по разработке и реализации государственных программ повышения эффективности энергопотребления, в которых, наряду с другими мерами, предполагается информирование населения об энергосберегающих технологиях, проектирование городов с альтернативными видами транспорта и т.п. Перспективы решения проблем, связанных с изменением климата Для дальнейшего продвижения по пути развития, странам Европы и Центральной Азии предстоит справиться с такими задачами, как обеспечение дополнительных энергопоставок в сжатые сроки и с минимальными затратами, а также без ущерба для окружающей среды, что предполагает сокращение выбросов парниковых газов. По данным Отчета, для этого региона характерен самый высокий в мире показатель выбросов углекислого газа по отношению к ВВП. В 2005 году по выбросам CO2 Россия занимала третье место в мире, вслед за США и Китаем. Страны-члены Европейского Союза уже занимаются решением проблем, связанных с изменением климата путем повышения эффективности энергопотребления, развития технологий на основе возобновляемых источников энергии и участия в торговле квотами на выброс вредных веществ. Другим странам региона придется догонять своих соседей, и притом достаточно быстро. Однако наблюдается несоответствие между глобальными усилиями по сокращению выбросов углекислого газа и национальными энергетическими стратегиями стран региона на следующие двадцать лет. Политическому руководству и деловому сообществу региона предстоит пересмотреть эти стратегии и подключиться к глобальным усилиям в этой сфере. Но переход к экономике с низкими выбросами СО2 предполагает существенные затраты. Принимая участие в торговле квотами на выброс вредных веществ, страны региона могут сократить свои вредные выбросы и привлечь капиталы для реконструкции своей энергетической инфраструктуры и производственной базы и внедрения эффективных и чистых технологий. В задачи правительств входит обеспечить такие меры государственного регулирования и законодательство, которые способствовали бы привлечению средств за счет торговли квотами на выбросы, ускоренной модернизации экономики и энергосбережению. Главное - не упустить время В Отчете подчеркивается, что ввиду потребности стран региона в огромных инвестициях, а также длительных сроков реализации проектов в энергетической отрасли, им нужно изыскивать источники финансирования для таких проектов в самые сжатые сроки. Если странам региона не удастся обеспечить благоприятные условия для притока инвестиций, это приведет к нехватке финансовых ресурсов для капиталовложений, что, в свою очередь, может тормозить экономическую деятельность. Нехватка 10% энергии для покрытия потребности приводит к снижению темпов экономического роста на 1%, а более значительный энергодефицит чреват и более серьезными последствиями. "Всемирный банк готов оказывать странам региона помощь в целях удовлетворения их энергетических потребностей, - говорит Томсон, - путем содействия созданию привлекательного для инвестиций бизнес-климата и открытию доступа к различным источникам финансирования, включая торговлю квотами на выбросы. Однако странам нужно действовать без промедления. Главное - не упустить время".

Поделиться: