Игру ведет Париж

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Начало 2010 года ознаменовалось усилением интереса Евросоюза к проблеме нагорно-карабахского урегулирования. Европа, а именно Франция, всегда присутствовала в посреднической миссии ОБСЕ как один из сопредседателей, пытаясь на равных с США и Россией приложить усилия к урегулированию. Для США после прихода к власти Барака Обамы Южный Кавказ перестал быть приоритетной сферой. И дело не в том, что Вашингтон не хочет помочь решить территориальный спор Армении и Азербайджана, а в том, что сейчас США гораздо больше озабочены Афганистаном и Ираном. О снижении интереса США к процессам на Южном Кавказе говорит также политика Вашингтона в продвижении армяно-турецких протоколов без учета интересов Азербайджана и восьмимесячное отсутствие постоянного американского посла в Баку.
Игру ведет Париж
Начало 2010 года ознаменовалось усилением интереса Евросоюза к проблеме нагорно-карабахского урегулирования. Европа, а именно Франция, всегда присутствовала в посреднической миссии ОБСЕ как один из сопредседателей, пытаясь на равных с США и Россией приложить усилия к урегулированию. Для США после прихода к власти Барака Обамы Южный Кавказ перестал быть приоритетной сферой. И дело не в том, что Вашингтон не хочет помочь решить территориальный спор Армении и Азербайджана, а в том, что сейчас США гораздо больше озабочены Афганистаном и Ираном. О снижении интереса США к процессам на Южном Кавказе говорит также политика Вашингтона в продвижении армяно-турецких протоколов без учета интересов Азербайджана и восьмимесячное отсутствие постоянного американского посла в Баку. На этом фоне инициативу в региональных процессах взял на один из самых политически активных членов ЕС – Париж. Франция не всегда ассоциирует себя с ЕС, а идентифицирует себя, скорее, с бывшей империей, обладающей собственными геополитическими интересами, которые не всегда совпадают с интересами ЕС. Проблема Евросоюза в том, что структура не имеет соответствующих механизмов, чтобы функционировать как активный внешнеполитический игрок - каждая столица преследует собственные интересы, а фигуры президента и министра иностранных дел союза имеют номинальное влияние и невысокий статус. При таком положение вещей впервые за 20 лет допущенная Вашингтоном до региона Франция взяла на себя роль главной скрипки в решение нагорно-карабахского конфликта. Начиная с декабря 2009 года, Николя Саркози успел встретиться и обсудить перспективы урегулирования с президентами Азербайджана, Армении и России. Но если известно, что с Ильхамом Алиевым и Дмитрием Медведевым переговоры по Нагорному Карабаху прошли в конструктивном ключе, то переговоры Николя Саркози с Сержем Саргсяном оказались окутаны тайной. После встречи с французским коллегой президенту Саргсяну стало плохо, пишет оппозиционная армянская газета «Айкакан Жаманак» и пресс-конференцию двух президентов, которая должна была состояться по окончании встречи, отменили. Однако сам Саркози после окончания встречи выразил обеспокоенность ходом урегулирования и призвал стороны к компромиссу для возобновления «мирной динамики». По мнению французского президента, «начатая полтора года назад инициатива в данном направлении ослабла». Словом, Саркози недоволен. Положительная динамика переговоров по Нагорному Карабаху между сторонами конфликта значительно снизилась в этом году и камнем преткновения переговоров стали обновленные Мадридские принципы, которые одобряются всеми странами сопредседателями Минской Группы ОБСЕ и принимаются Азербайджаном. Как сопредседатели Минской группы президенты России и Франции наряду с президентом США поставили свои подписи под совместным заявлением по Нагорному Карабаху. Они призвали Баку и Ереван преодолеть остающиеся разногласия и завершить работу над совместным соглашением по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха. По мнению президентов России, США и Франции, согласие между азербайджанским и армянским руководством должно быть достигнуто на основе принципов Мадридского соглашения 2007 года. Во время январской встречи в Сочи президентов Медведева, Саргсяна и Алиева сопредседатели Минской группы ОБСЕ представили президентам Армении и Азербайджана уже обновленный вариант Мадридских принципов, по поводу которых стороны должны были в течение двух недель представить свои предложения. Азербайджанская сторона заявила, что ее в принципе устраивает вариант обновленного документа. "Принятие Азербайджаном обновленных Мадридских принципов означает выбор мирного пути урегулирования конфликта", - сказал глава МИД Азербайджана Эльмар Мамедъяров. Однако процесс тормозит армянская сторона, которая, похоже, не ожидала, что Баку так легко согласится на урегулирование на основе мадридского документа. Учитывая это, вполне возможно, что между Саркози и Саргсяном состоялся довольно жесткий разговор, который в скором времени должен принести свои плоды. В таком контексте неудивительно, что встреча Эдварда Налбандяна с сопредседателями, как и встреча с ними главы МИД Азербайджана, прошла в Париже. На прошлой неделе Налбандян обсудил здесь с Юрием Мерзляковым, Бернаром Фасье, Робертом Брадтке, а также с личным представителем действующего председателя ОБСЕ Анджеем Каспршиком ход урегулирования и возможность предстоящего визита сопредседателей в регион. Эмма Таривердиева, Баку. Специально для ВК
Теги: Франция

Поделиться: