Россия, Москва

info@ia-centr.ru

А. Медведев. "Мифотворчество" на постсоветском пространстве: причины и движущие силы.

23.03.2010

Автор:

Теги:

Редакция сайта публикует текст доклада Андрея Медведева на экспертном семинаре "Исторические мифы на постсоветском пространстве и реальная политика"

************************************************************************************

Большоеспасибо за приглашение принять участие в сегодняшнем обмене мнениями. В своюочередь мне бы хотелось сказать буквально пару слов, но  посмотреть  при этом на вынесенную в заглавие мероприятиятему «исторических мифов на постсоветском пространстве и реальной политики» несколько под иным  углом зрения. Большинство здесь присутствующихявляются экспертами, имеющими академическое  историческоеобразование,  что в конечном итоге иопределило  глубину и качество прозвучавшихвыступлений. Но мне интересен несколько иной аспект.  Меня больше интересует поиск алгоритмов выходаиз не устраивающей нас   ситуации, ставшейпредметом сегодняшнего  обсуждения.

Из прозвучавшихосновного доклада и последующих   выступленийпонятно, что процессы искажения нашей совместной истории продолжаются, и  они являются одной из причин наших конфликтови удаления друг от друга. Лично мне с мифотворчеством   пришлось столкнуться, что называется, «вживую»,во время  одиннадцатилетнего проживания вТуркменистане. Что такое «рухнамизация» мне довелось узнать, через  собственного ребенка, посещавшего дошкольноеобразовательное заведение в Ашхабаде. Но сейчас не об этом.

Мифотворчествопо отношению к  нашей общей истории рассматриваетсямною как процесс, имеющий конкретные причины и двигатели. Мифотворчество -  процесс осознанно развивающийся, а нехаотическое движение.     Я вижупроблему таким образом, что питающие источники этого процесса с точки зрениязначимости  их  учета для российских интересов,  правомерно подразделить на    три основные группы:

- связанные спроцессами  национальной самоидентификации,имеющими свою специфику в каждом государстве, а также вытекающие изсуществующих непростых взаимоотношений и конфликтов  между государствами региона, в которыхРоссия  на данный момент не принимаетпрямого участия, но в которые имеет все шансы быть втянутой (например,  в конфликт по поводу водно-энергетическихресурсов);

- внешний(вне-региональный) фактор - геополитическое противоборство,  конкуренция за природные ресурсы постсоветскогопространства,  включая его (внешнегофактора) вектор на сознательное вытеснение России;

- нашасобственная неэффективность и  допущенныепросчеты;

И если согласитьсяс данной моделью  рассуждения, тостановится очевидным, что третья группа источников подпитки процесса искажениянашей общей истории,  связананепосредственно с нами самими и является не менее важной, чем двеостальных.  

К сожалению,приходится констатировать, что   в нашем государстве до сих пор не выстроенасхема действенного механизма частно-государственного сотрудничества. С  девяностых годов внешняя политика нашегогосударства свелась в основном к обеспечению интересов крупных российскихэнергетических корпораций, а зачастую – интересов узкой группы ихтоп-менеджеров.  Взятый  ими на вооружение инструментарий достижениясвоих выгод вылился в политику, не учитывающую национально-психологическиеособенности региона, декларативную демонстрацию силы, неподтвержденнуюреальными ресурсами, знаниями и опытом действий в специфических условиях. Неумелоеуправление подконтрольными российскому бизнесу в странах СНГ предприятиями также внесло свою лепту в негативное восприятие образа нашего государства в странах ближнего зарубежья. Сложиласьситуация,  что в результате российскиеэнергетические компании на практике  нестали мощным орудием продвижения национальных интересов российскогогосударства,  а наоборот – государствостало средством достижения и обслуживания их корпоративных выгод. Вдополнение  к этому применяемые до сихпор коррупционное лоббирование, непрозрачные «джентельменские договоренности», не отражаемые  в текстах официально подписываемых договоров,и многое другое из той же серии инструментария, обернулось против нас не толькореальным экономическим ущербом, но   еще и в имиджевые потери. Плюс ко всему этомуиз-за собственного жлобства нас постоянно обвиняют в имперских амбициях.   Т.е. реальным локомотивом интеграциипостсоветского пространства, несмотря на желание и растраченные ресурсы, мы нестали.  Критику можно продолжатьбесконечно, не только в адрес крупного российского бизнеса, либо   российского МИДа и  аффелированных с ним структур, действующих, нанаш взгляд топорно, при этом затратно и неэффективно. Но содержание даннойкритики хорошо известно, еще раз его пересказывать не имеет смысла.

Тем более, чтообъективности ради, следует констатировать, что что-то в подходах все же меняется.  Например, намечается отход от подчеркнутойдеидеологизации в работе с российскими соотечественниками. Это дает шанспостепенного отхода от исключительно эпизодического и фольклорного характерадеятельности объединений соотечественников.  Наконец-то некоторые лидеры оппозиции встранах СНГ стали приглашаться в Россию и с ними начались встречи на различных официальныхуровнях. При чем вне зависимости от того, как представители оппозиции относятсяк самой России. Наконец-то приходит понимание того, что российский рынокрабочей силы  является незадействованныммногоплановым ресурсом, обеспечивающим  лучшее понимание наличия наших интересов в томили ином регионе. Происходит отказ от практики обмена ресурсов на подписи поддоговоренностями, которые изначально не предполагалось выполнять.  Признаки всех перечисленных и некоторых иныхположительных моментов есть.  И, на мойвзгляд, российское экспертное сообщество могло бы принять активное участие в оздоровлении образа нашей страны зарубежом. Естественно, не только через яркие PR-акции, не находящие подтверждения реалиями российскойдействительности. Но и в качестве генератора конкретных идей, реализациякоторых через институты гражданского общества и общественной дипломатииоднозначно окажется более эффективной, чем через консервативные государственныемеханизмы.    

Прежде всего,на мой взгляд, мы более активно должны адресовать  готовые  пакеты предложений  государству, а также (и возможно это окажетсяболее эффективным) – крупному российскому бизнесу. Подчеркиваю, что именнопакетные. Свою  задачу вижу в том, чтобы способствоватьпереходу на государственном уровне от одноразовых акций целенаправленногоинформационного воздействия, навязывания определенной точки зрения целевойаудитории в странах ближнего зарубежья к действенным механизмам выстраиваниядоверительных отношений с потенциальными партнерами, формирования  их убежденности в том, что сотрудничество снами отвечает их долгосрочным интересам. На мой взгляд задача российского  экспертного сообщества  состоит и  в том, чтобы расширия арсенал гуманитарныхсредств мягкого воздействия на процессы, политику и общественное мнение встранах постсоветского пространства, предложить для этого новые инструменты, ичто не менее важно – доказать эффективность их использования через институтыобщественной дипломатии.  Еще раз спасибоза возможность коротко выступить.

А.Медведев,

исполнительный директор АНО «ЦПТ«ПолитКонтакт»


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение