Проблемы развития предпринимательства в реальном секторе экономики Таджикистана

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В последние годы вклад частного сектора в экономику Таджикистана становится все более заметным. Доля этого сектора в валовом внутреннем продукте увеличилась с 30,6% в 2002 году до 43% в 2007 году . Этот же показатель в развитии экономики передовых стран, в обеспечении социальной стабильности и повышении благосостояния их населения очень высокий. Доля частного сектора в ВВП в ряде развитых стран составляет около 70%. Конечно, эти показатели являются отражением уровня экономического развития страны, чему способствуют благоприятная экономическая среда в развитых странах и история их экономического развития. Макроэкономическая оценка места Таджикистана в мировом хозяйстве свидетельствует о том, что республика входит в число слаборазвитых стран (127 место по уровню жизни). ВВП на душу населения Таджикистана в 2008 году составлял 2427,4 сомони (707,9 долл. США) , что несколько отстаёт от показателей ряда постсоветских стран. Это обстоятельство, несомненно, влияет на развитие предпринимательства в стране и непосредственно сказывается на формировании предпринимательского потенциала страны.
Проблемы развития предпринимательства в реальном секторе экономики Таджикистана
Автор: Бахор Камаров, заместитель начальника управления Центра стратегических исследований при Президенте РТ В последние годы вклад частного сектора в экономику Таджикистана становится все более заметным. Доля этого сектора в валовом внутреннем продукте увеличилась с 30,6% в 2002 году до 43% в 2007 году . Этот же показатель в развитии экономики передовых стран, в обеспечении социальной стабильности и повышении благосостояния их населения очень высокий. Доля частного сектора в ВВП в ряде развитых стран составляет около 70%. Конечно, эти показатели являются отражением уровня экономического развития страны, чему способствуют благоприятная экономическая среда в развитых странах и история их экономического развития. Макроэкономическая оценка места Таджикистана в мировом хозяйстве свидетельствует о том, что республика входит в число слаборазвитых стран (127 место по уровню жизни). ВВП на душу населения Таджикистана в 2008 году составлял 2427,4 сомони (707,9 долл. США) , что несколько отстаёт от показателей ряда постсоветских стран. Это обстоятельство, несомненно, влияет на развитие предпринимательства в стране и непосредственно сказывается на формировании предпринимательского потенциала страны. В целом, нынешнее состояние предпринимательства в реальном секторе экономики Республики Таджикистан характеризуются следующим образом: - диспропорция между большими возможностями производства и относительно низкими фактическими объемами производства продукции; - высокий уровень износа основного капитала предприятий, незначительное обновление производственного оборудования и технопарков; - неконкурентоспособность производимой продукции, низкая инновационная активность предприятий, низкий уровень квалификации персонала и т.д. Учитывая эти и другие факторы можно предположить, что принятые меры, направленные на развитие частного сектора экономики, не смогли полностью достичь своих стратегических целей. Президент Республики Таджикистан в своем выступлении на встрече с предпринимателями республики в частности указал:,- «в краткосрочной и долгосрочной перспективе нам предстоит серьёзная работа по развитию инфраструктуры регионов, созданию производственных предприятий и новых рабочих мест, увеличению объёмов производства отечественной продукции и повышению экспортного потенциала страны . Достижение этих целей представляется возможным при улучшение предпринимательской среды в реальном секторе экономики и оказании комплексной государственной поддержки вновь создаваемым, действующим и временно бездействующим предприятиям. По данным статистики 2008 года, в Таджикистане действовало 2,3 тыс. малых предприятий, из числа которых в промышленности заняты 17%, в строительстве 14,%, а в торговле и общественном питании 31% . На сегодняшний день на тысячу человек экономически активного населения Таджикистана приходится в среднем 1 малое предприятие, что является одним из низких аналогичных показателей среди ряда стран СНГ. Причинами слабого развития малых предприятий являются: недостаточная поддерживающая и стимулирующая функция государства; неконкурентоспособность произведенной продукции, обусловленная наличием старого производственного оборудования, техники и технологии; частое отсутствие и иногда недостаточные финансовые средства на приобретении современной техники, оборудования позволяющего снизить себестоимость выпускаемой продукции и конкурировать на рынке (современные энергосберегающие технологии); невыгодные условия кредитования препятствуют малым предприятиям воспользоваться ими, так как производственная деятельность по сравнению с коммерческой (торговой) требует намного больше усилий и времени для получения прибыли; сложная и непрозрачная процедура получения лицензий и разрешений; высокие арендные платежи на здания, трудности в аренде земельных участков; отсутствие механизмов самофинансирования (кредитные союзы, общества взаимного страхования и т.д.); несовершенство системы налогообложения, и отсутствие ее стимулирующей роли в расширении производства. Следует отметить, что ежегодно производственному сектору выделяются микрокредиты, однако их эффективность пока недостаточна. Ситуация в экономике показывает, что уже долгие годы большинство предпринимателей заняты коммерческой деятельностью. Это связано, прежде всего, с возможностями получением прибыли в короткие сроки и с наименьшими рисками при минимуме затрат времени и финансовых средств. Поэтому государство в целях поддержки отечественных производителей должен выделять кредиты из бюджета на следующих условиями: во-первых, эти кредиты должны носить долгосрочный характер (от 2 до 3 лет), во-вторых, иметь относительно низкую процентную ставку, в-третьих, следует, отходить от суммарной и количественной оценки кредитов и сконцентрироваться на повышении их эффективности в развитии реального сектора экономики, укреплении экспортного потенциала республики. В настоящее время 24 процента малых и средних предприятий в основном импортируют товары и продукцию, и лишь 3 процента из них заняты экспортом2. В то время, как наши предприниматели не спешат заняться производством и пополнять местные рынки отечественными товарами, другие промышленно развитые страны, в частности Китай завоевали местные рынки республики. Таджикистан богат сырьевыми и природными ресурсами, но в современных условиях страна не может использовать свои преимущества и диверсифицировать структуру промышленного производства из-за ограниченности финансовых возможностей страны и уже долгие годы, структура внешней торговли характеризуется обменом сырьевых ресурсов на готовые промышленные продукты. Вследствии этого в последние годы сальдо внешнеторгового оборота страны постоянно складывается отрицательным. Если посмотреть на динамику количественного развития малых предприятий по структуре, то можно увидеть, что за последнее 5-лет количество малых предприятий сельского и лесного хозяйства выросло лишь на 27% и к 2008 году составило 38 единиц, а количество дехканских (фермерских) хозяйств за этот период выросло на 59% и составило 31 тыс . Практика свидетельствует, что уже долгие годы многие производители сельхозпродукции в связи с ограниченными возможностями (отсутствие необходимого транспорта) не могут довезти свой товар до соответствующих рынков и продать по достойной цене. Поэтому производителям приходится продавать свою продукцию посредникам, которые покупают по очень низким ценам и продают намного дороже. При таких обстоятельствах незначительный доход получает производитель, а существенный и в большинстве случаев нелегальный доход получают посредники. Решение данной проблемы видится в организации государственной предпринимательской деятельности на уровне регионов с целью покупки сельхозпродукции у производителей по взаимовыгодной цене и последующей продажи на выгодных условиях на соответствующих рынках республики. Это позволило бы дехканским (фермерским) хозяйствам повысить эффективность деятельности, инвестировать расширение производства и т.д. Ежегодно на поддержку сельскохозяйственной отрасли и хлопководческих хозяйств направляются значительные суммы. Представляется необходимым выделение льготных кредитов из средств, предназначенных на развитие сельского хозяйства для создания мини-заводов, фабрик и цехов по переработке сельхозпродукции. На данный момент почти отсутствуют малые предприятия по консервированию или переработке продукции сельского хозяйства. Часть урожая портится, особенно часто подобное наблюдаются в личных подсобных хозяйствах. Это связано с тем, что тот объем продукции, который превышает потребность домохозяйств, является незначимым для транспортировки и доставки на соответствующие рынки, то есть, эта продукция не может покрыть транспортные расходы. Решение данной проблемы видится в создании малых предприятий соответствующих специфике регионов. В современных условиях, малые предприятия играют важную роль в развитии регионов, решении проблем занятости, повышении уровни жизни и т.д. В мировой практике существуют различные методы государственной поддержки малых и средних предприятий. Интересная модель финансовой поддержки предприятий применяется в Болгарии, где государством учрежден специализированный Поощрительный банк, который предоставляет малым и средним предприятиям инвестиционные кредиты, финансирует проекты с экспортной ориентацией. Средства данного банка выделяются предприятиям без посредничества коммерческих банков на льготных условиях по более низкой процентной ставке. В мире существуют различные формы кредитования, среди которых взаимное кредитование, когда предприниматели ставят, цель не получения прибыли, а обеспечения друг друга финансовыми средствами. Кредитные союзы активно функционируют в США, Канаде, Франции, Германии и других странах . Учитывая непривлекательные условия кредитования малого и среднего бизнеса в Таджикистане, стоило бы глубоко изучать опыт этих стран относительно форм взаимного кредитования и попытаться внедрить его. Несмотря на усилия Правительства Таджикистана в поддержку предпринимательства, все-таки остается ряд актуальных проблем, которые нужно решить. В частности речь идет о следующем. В целях улучшение условии предпринимательства в реальном секторе экономики предлагается разработать национальную стратегию повышения конкурентоспособности национального хозяйства и, прежде всего, отечественного производства. Без повышения конкурентоспособности экономики страны невозможно повысить его экономический потенциал. Это в свою очередь означает повышение конкурентоспособности отечественной промышленности и сельского хозяйства. Первоочередной задачей отечественного предпринимательства должно являться повышение способности конкурировать с импортными товарами на местном рынке. Таким путем можно формировать прочную базу для развития отечественного предпринимательства. Отсутствие политики протекционизма, четко ориентированной на поддержку производственного вида деятельности, является причиной затрудняющей развитие предпринимательства в производственном секторе. Известно, что нехватка электроэнергии (в осенне-зимний период) приводит к сокращению промышленного производства, временной приостановке деятельности предприятий, поэтому местным органам государственной власти, нужно изучить возможности создания промышленных зон и обеспечить их необходимой инфраструктурой, особенно электричеством. Важно принять меры по повышению культуры предпринимательства в Таджикистане. В этих целях целесообразно использовать все возможные методы широкой пропаганды культуры предпринимательства с привлечением СМИ, а также путем организации встреч, круглых столов, семинаров и т.п. посвященных данному вопросу. Нужно подчеркнуть, что в развитых странах для поддержки предпринимательства в реальном секторе экономики создаются благоприятные условия, главными из которых являются следующие: высокие гарантии сохранения частной собственности, льготное кредитование и финансирование, широкая хозяйственная самостоятельность и свобода действий предпринимателей, существенная помощь в предоставлении инвестиций, поддержка добросовестной конкуренции, налаженная система государственной поддержки малых, средних предприятий и т.д. По мнению экспертов страны, недооценка роли и социально-эномического потенциала предпринимательства, игнорирование проблем его развития является стратегическим просчетом. В современных условиях именно предпринимательские структуры являются своеобразными создателями микроэкономических предпосылок стабилизации будущего устойчивого макроэкономического развития страны. Это обуславливает поддержку предпринимательства в реальном секторе, как фактора укрепления экономического потенциала Республики Таджикистан. Источник: easttime.ru

Поделиться: