Мартовская «кадровая революция» - 2010. Ч.1

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Процесс ротации кадров открыло 11 марта прекращение полномочий депутата Сената Парламента РК Абиша Кекилбаева. Следует отметить, что он был назначен на эту должность главой государства и занимал ее с февраля 2002 года. Кекилбаев известен как, во-первых, народный писатель Казахстана, а, во-вторых, один из видных представителей политической элиты республики еще с советских времен. В частности, он успел поработать председателем последнего созыва Верховного совета (1994-1995 гг.) и государственным секретарем (1996-2002 гг.).
Мартовская «кадровая революция» - 2010. Ч.1

Андрей Чеботарев, директор Центра актуальных исследований «Альтернатива», заместитель генерального директора ИАЦ МГУ

Мартовская «кадровая революция» - 2010

Вторая декада марта этого года в общественно-политической жизни Казахстана ознаменовалась серьезными организационно-структурными и кадровыми изменениями в системе государственной власти и управления.

Прелюдия

Процесс ротации кадров открыло 11 марта прекращение полномочий депутата Сената Парламента РК Абиша Кекилбаева. Следует отметить, что он был назначен на эту должность главой государства и занимал ее с февраля 2002 года. Кекилбаев известен как, во-первых, народный писатель Казахстана, а, во-вторых, один из видных представителей политической элиты республики еще с советских времен. В частности, он успел поработать председателем последнего созыва Верховного совета (1994-1995 гг.) и государственным секретарем (1996-2002 гг.).

Скорее всего, удаление Кекилбаева из депутатского корпуса верхней палаты парламента преимущественно обусловлено возрастным фактором, поскольку в 2009 году он отметил свое 70-тилетие. Возможно, что президент настроен «омолодить» сенаторов, во всяком случае из числа своих назначенцев. Кстати, поколение тех, чей возраст перевалил за 70 лет, в Сенате представляет только Омирбек Байгелди, избранный депутатами маслихата Жамбылской области. Так или иначе, но теперь среди сенаторов образовалась вакансия, которую президент может заполнить в любое время по своему собственному усмотрению.

В этот же день глава государства произвел заметные перестановки в Министерстве обороны РК. Самой главной из них стала смена первого заместителя министра - председателя Комитета начальников штабов. Занимающий эту должность с 2007 года генерал армии Мухтар Алтынбаев был отправлен в отставку, а на его место переведен главнокомандующий Сухопутными войсками Вооруженных Сил РК генерал-майор Сакен Жасузаков. Последний, кстати, в 2007-2009 гг. занимал пост первого зампредседателя Комитета начальников штабов, что в определенной степени могло повлиять на его нынешнее назначение.

Помимо Мухтара Алтынбаева от должности вице-министра обороны был отстранен контр-адмирал Ратмир Комратов, который в руководстве военного ведомства был единственным представителем офицерского корпуса военно-морских сил. Причем в данной должности он проработал всего лишь чуть больше 7 месяцев. Лишились также своих должностей командующих войсками региональных командований «Астана» и «Восток» генерал-майор Владимир Шацков и генерал-лейтенант Николай Поспелов соответственно.

Освободившиеся таким образом вакансии в руководящем составе Вооруженных Сил заняли следующие лица. Заместителем министра обороны стал полковник Талгат Жанжуменов, занимающий прежде должность начальника тыла ВС РК. Скорее всего, в его ведении по-прежнему останутся вопросы тылового обеспечения. Сухопутные войска возглавил бывший командующий Аэромобильными войсками генерал-майор Мурат Майкеев. А его бывший заместитель по Аэромобильным войскам генерал-майор Василий Рысбаев - войска регионального командования «Восток».

Что же касается войск регионального командования «Астана», то их командующим назначен сын бывшего первого вице-министра обороны полковник Муслим Алтынбаев. В какой-то степени это назначение можно расценивать как своего рода политическую «компенсацию» его отцу, который дважды возглавлял военное ведомство страны в 1996-1999 и 2001-2007 гг. и возможно будет отправлен в запас в силу возраста.

Причины кадровых перестановок в Минобороны РК вполне просматриваются в выступлении президента страны Нурсултана Назарбаева на прошедшей 18 февраля в Астане расширенном заседании коллегии этого ведомства. Он, в частности, поставил перед руководством Вооруженных Сил задачи по качественному повышению их боеготовности и боеспособности, дальнейшей модернизации боевой техники, включая обновление парка броне- и авиатехники, совершенствованию системы военного образования, укреплению социального обеспечения военнослужащих и созданию эффективной системы воспитательной работы среди личного состава.

Очевидно, что решение этих задач особенно актуально на фоне произошедших только за последний год вокруг Вооруженных Сил РК негативных событий, как, например, привлечение к уголовной ответственности и последующее осуждение к 11 годам лишения свободы за совершение коррупционных правонарушений бывшего вице-министра обороны генерал-лейтенанта Кажимурата Маерманова, неоднократное выявление Главной военной прокуратурой новых фактов злоупотреблений и хищений бюджетных средств, непрекращающиеся неуставные отношения, крушение военного вертолета МИ-8 пограничной службы Комитета национальной безопасности, повлекшее гибель 10 военнослужащих, и т.д.

Реорганизация в экономическом блоке

Наиболее существенные изменения произошли в правительстве по итогам прошедшего 12 марта под председательством президента страны совещания по форсированному индустриально-инновационному развитию страны с участием членов правительства и акимов областей, городов Астана и Алматы.

Прежде всего, президент восстановил число заместителей премьер-министра до четырех человек. Оно было сокращено на одного вице-премьера в связи с назначением 19 ноября 2009 года занимавшего эту должность Серика Ахметова акимом Карагандинской области. Теперь же новым вице-премьером стал экс-министр индустрии и торговли Асет Исекешев. Нельзя не отметить, что в 2008-2009 гг. он был помощником главы государства. Сам же президент, введя своего выдвиженца в руководство правительством, фактически скорректировал здесь баланс интересов различных внутриэлитных групп в свою пользу.

Вследствие преобразования Министерства индустрии и торговли в Министерство индустрии и новых технологий Исекешев одновременно возглавил и это ведомство. При этом в его ведение перешли вопросы электроэнергетики, горнорудной и атомной промышленности, которыми прежде ведало реорганизованное Министерство энергетики и минеральных ресурсов. Все это свидетельствует о том, что Исекешев пользуется большим расположением главы государства и имеет серьезные шансы для дальнейшего карьерного роста. Тем более, что он не замечен в тесных связях с теми или иными группами влияния внутри правящей элиты.

На месте Минэнергетики и минеральных ресурсов было образовано Министерство нефти и газа, руководителем которого остался Сауат Мынбаев. Данный шаг свидетельствует, во-первых, о приоритетности развития нефтегазового сектора среди других сырьевых отраслей экономики Казахстана. А, во-вторых, об изменении баланса в сфере управления нефтегазовым сектором между правительством и национальной компанией «КазМунайГаз» в пользу первого из них.

Следует отметить, что с июня 1994 по март 1997 гг. в Казахстане уже действовало Министерство нефтяной и газовой промышленности. Однако после его упразднения и одновременного создания Национальной нефтегазовой компании «Казахойл» ключевую роль в рассматриваемой отрасли стала играть именно она. А в феврале 2002 года в результате слияния «Казахойла» с национальной компанией «Транспорт нефти и газа» была образована НК «КазМунайГаз».

Теперь же глава государства с фактическим воссозданием Миннефтегаза связывает освобождение «КазМунайГаза» от «несвойственных ей функций, которые создают конфликт коммерческих и государственных интересов». В результате представительство интересов государства в нефтегазовых проектах возложено на вновь образованное ведомство. Тогда как за национальной компанией остается выполнение функций оператора в крупных проектах, реализуемых в нефтегазовом секторе страны.

Не исключено, что во многом на такую перегруппировку сил в сфере управления нефтегазовой отраслью экономики страны повлияло стремление главы государства ограничить дальнейшее влияние группы во главе со своим средним зятем Тимуром Кулибаевым, являющимся, кстати, президентом совета директоров «КазМунайГаза». Тем более, что это происходит в условиях проверки финансовой полицией заявлений бывшего председателя совета директоров «БТА банка» Мухтара Аблязова, обвиняющего Кулибаева в совершении коррупционных правонарушений, в том числе в рамках своего присутствия в разное время в руководящих органах НК «КазМунайГаз».

Свою роль в образовании Миннефтегаза возможно сыграл еще и фактор принятия в скором времени нового закона «О недрах и недропользовании», направленного на усиление позиций государства как собственника недр и его контроля за деятельностью частных недропользователей. Самым важным моментом данного закона является отмена практики заключения правительством республики соглашений о разделе продукции (СРП) с компаниями-недропользователями. Одновременно возникает необходимость внесения определенных корректив в соглашения, заключенные на момент принятия рассматриваемого закона. Таким образом, посредством изменения законодательства Астана намерена задать новые правила игры участникам ключевых проектов главным образом в нефтегазовом секторе. Тем более, что это касается СРП по освоению месторождений Карачаганак, Кашаган и Тенгиз.

Министерство экономики и бюджетного планирования было преобразовано в Министерство экономического развития и торговли, призванное заниматься вопросами стратегического планирования, регионального развития и торговли. Перед данным ведомством также поставлены задачи по обеспечению внешнеэкономической интеграции в рамках Таможенного союза и разработке правовой базы Единого экономического пространства.

Минэкономразвития и торговли возглавила Жанар Айтжанова. Так что после министра труда и социальной защиты населения Гульшары Абдыкаликовой она стала второй женщиной, занимающей министерский пост. Айтжанова также выделяется уровнем своего образования, которое она получила в разные годы за рубежом. Кроме того, в 1993-2002 гг. она работала в различных должностях в системе ПРООН.

Учитывая такой солидный зарубежный опыт учебы и работы Айтжановой, ее в мае 2005 года дополнительно к занимаемому посту вице-министра индустрии и торговли назначили Специальным представителем Республики Казахстан на переговорах по вступлению РК во Всемирную торговую организацию. Так что теперь ей придется заниматься поиском оптимального соотношения участия Казахстана в Таможенном союзе и его движения к вступлению в ВТО.

С реорганизацией Минэкономики и бюджетного планирования выиграло Министерство финансов, получившее от него функции и полномочия в области формирования бюджетной, налоговой и таможенной политики и бюджетного планирования. То есть, теперь оно будет не только реализовывать соответствующие меры, но и сам вырабатывать их. При этом в целях усиления аналитической работы Минфина президент поручил передать в его распоряжение Национальный аналитический центр при Правительстве и Национальном банке РК и некоторые другие исследовательские госструктуры. Хотя при всем этом увеличивается ответственность министра финансов Болата Жамишева и его команды за вверенную им отрасль.

Бывший же министр экономики и бюджетного планирования Бахыт Султанов был назначен помощником президента, сменив на этой должности Куандыка Бишимбаева. Последний, в свою очередь, получил назначение вице-министром экономического развития и торговли. Имея опыт работы, особенно на руководящих должностях, в сфере экономики и финансов с 1994 года, Султанов выигрышно смотрится по отношению к выпускнику программы «Болашак» Бишимбаеву, чья трудовая деятельность началась в 2001 году. Тем более, что в условиях незавершенного противостояния властей финансово-экономическому кризису и преодоления его последствий глава государства очень нуждается в присутствии возле себя высококвалифицированных специалистов по данным вопросам.

Окончание следует

Теги: Казахстан

Поделиться: