Е.Минченко: "три группы факторов в российско-украинских отношениях"

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Я думаю, сейчас очевидно, что США, все больше увязающие в так называемом расширенном Ближнем Востоке и его внутренних проблемах, снизят свое и так не очень серьезное влияние на Украину. Можно говорить о том, что большая сделка Россия - ЕС - США - украинские элиты, она в первом приближении состоялась, потому что мы не увидели в этот раз такого жесткого воздействия на внутреннюю ситуацию в Украине и на ход выборов, как это было в 2004 году.
Е.Минченко: "три группы факторов в российско-украинских отношениях"

Выступление Евгения Минченко на экспертном семинаре в ИАЦ МГУ: "Перспективы развития российско-украинских отношений в поствыборный период".

********************************************************************************

Но, на мой взгляд, если сейчас говорить о перспективах российско-украинских отношений, то тут есть три группы факторов.

Фактор первый. Это фактор внешних игроков. Я думаю сейчас очевидно, что США, все больше увязающие в так называемом расширенном Ближнем Востоке и его внутренних проблемах, снизят свое и так не очень серьезное влияние на Украину. Можно говорить о том, что большая сделка Россия - ЕС - США - украинские элиты, она в первом приближении состоялась, потому что мы не увидели в этот раз такого жесткого воздействия на внутреннюю ситуацию в Украине и на ход выборов, как это было в 2004 году.

Вторая составляющая - ЕвроСоюз. Я думаю последняя резолюция относительно Украины, где мы видим, что сближаются позиции относительно внутриукраинских политических дел между Россей и европарламентариями, в частности что касается ситуации с героизацией людей, которые сотрудничали с нацистами - это симптом. Гораздо меньше заинтересованности делать из Украины некий антироссийский форпост.

Третья составляющая - энергетическое сотрудничество. Очень долго настраивали ситуацию с альтернативными газопроводами - Северный поток, Южный поток. Я думаю, очень сложно будет эту машину каким-то образом разворачивать и очевидно, что Северный поток точно будет достроен, Южный поток с очень высокой долей вероятности будет достроен.

Это, конечно же, создает очень серьезные сложности для украинских элит, для их геополитической игры, потому что ключевой рычаг - роль транзитера энергоносителей - с каждым будет становиться все менее значимым.

Еще есть и особая ситуация, запрос на вмешательство Китая. Я бы назвал это «Чайным романтизмом» в украинской элите, который, на мой взгляд, вряд ли можно считать обоснованным. Есть некая тенденция, которая серьезного влияния оказывать не будет, потому что слишком далеко Китай и слишком ограничены возможности для сотрудничества.

Теперь вторая составляющая - внутренний российский политический расклад. Вопрос в том, что в значительной степени судьба нашего сотрудничества с Украиной будет зависеть от того, насколько серьезным будет проект модернизации российской экономической и политической системы. Если это действительно будет работающий проект, то он не может быть реализован без нового этапа экономической интеграции постсоветского пространства. Если это действительно серьезная игра, то тогда заинтересованность в Украине и других странах постсоветского пространства будет возрастать.

И, наконец, третий набор факторов - внутренний украинский политический расклад, возможность достижения какого-то временного консенсуса элит. Пока, судя по последнему заявлению Януковича, этот консенсус не создается и такое ощущение, что в очередной раз агрессивное галицийское меньшинство за счет своей активности, а не общественной поддержки и ресурсов, а просто потому, что они такие активные и агрессивные, начинают отыгрывать какие-то позиции.

Я глубоко убежден, что последнее заявление Януковича сегодня относительно того, должен быть только единственный государственный язык в Украине - это политическая ошибка Виктора Федоровича. Объясню почему.

Он говорил, что будет два государственных языка в ходе избирательной компании. Для того, чтобы резко менять свою позиция, необходимо как минимум какое-то объяснение для своих избирателей.

Второе. Понятна мотивация почему он это делает: не складывается коалиция с блоком Наша Украина - Народная Самооборона. Я так понимаю, партия регионов хочет максимально чисто провести процесс создания коалиции и, соответственно, это такой пас в сторону национал-демократов. Я считаю, что это тоже ошибка, потому что по сути дела Янукович сразу ослабил свою переговорную позицию.

Есть две крайних позиции: единственный государственный язык и продолжение политики насильственной украинизации, проводившейся Ющенко и заявленная нынче Януковичем позиция единственный государственный язык и имплементация Европейской Хартии меньшинств. Это две крайние позиции, где-то между ними надо находить компромисс. Ошибка очевидна, потому что все равно национал-демократы Януковича любить не станут, а своих радикальных сторонников он потеряет.

Третья составляющая - внешние игроки. Внешние игроки не покупают украинский национализм сегодня, как мы видим на примере последней резолюции, поэтому игра идет исключительно для внутреннего потребления.

Четвертое. У Януковича год назад были очень серьезные политики с имиджем, связанные с тем, что даже его сторонники не считали его сильными политиком, который способен действительно взять власть и решить необходимые реформы. На последнем этапе избирательной компании Януковичу и Партии Регионов удалось создать образ мощной политической силы, которая готова брать власть, которая не даст отобрать у себя победу и которая будет делать то, что она считает нужным.

В других вариантах, Янукович ударяет и по образу сильного политика, потому что если сильный политик идет на какие-то уступки, то это должны быть форс-мажорные обстоятельства непреодолимой силы.

Ибо «Дорогие друзья, нам надо создать коалицию и я временно иду на какой-то переходный период, на уступки. Мы вынуждены подвинуться, но зато мы сейчас спасем экономику нашей страны ...» - даже этой логики не было, а просто будет один государственный язык и без объяснений, что, на мой взгляд, тоже показатель слабости.

Я внимательно изучил экономическую программу, подготовленную фондом Рината Ахметова, она мне подозрительно напоминает экономическую программу, которую те же самые консультанты делали в свое время для Турции несколько лет назад, и такое ощущение, что подставь название любой страны, набор классических, либеральных рецептов, которые я не уверен, что будут работать в ситуации глобального кризиса.

Поэтому, резюмирую, на мой взгляд, формат переговоров - финансового торга или просто торга в формате «мы вам это - вы нам это» типа разложить фишки по столу и эти фишки двигать, этот формат не является форматом стратегического партнерства.

Стратегическое партнерство возможно только в одном формате - это совместная модернизация, совместный индустриальный прорыв, технологию которого мы с коллегами предложили, но главный тормоз в реализации этой задачи состоит в том, что узок круг "революционеров". Нужен и в России, и в Украине слой тех людей, которые могли бы реализовывать эту совместную реализацию. Пока это ключевая проблема для того, чтобы эта программа реализовывалась.

Поделиться: