Особенности посткризисной региональной политики или от кого ждать экономического скачка?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Последствия финансового кризиса сказались на всех сферах жизни общества. Теперь уже без сомнения можно сказать, что страны, которые пережили кризис с незначительными потерями, такие как Китай и Вьетнам, имеют многим больший запас для начала интенсивного развития, по сравнению с теми странами, которым приходится не сладко (Греция). Казахстан, оправляясь от кризиса, делают ставку на развитие регионов.
Особенности посткризисной региональной политики или от кого ждать экономического скачка?
Последствия финансового кризиса сказались на всех сферах жизни общества. Теперь уже без сомнения можно сказать, что страны, которые пережили кризис с незначительными потерями, такие как Китай и Вьетнам, имеют многим больший запас для начала интенсивного развития, по сравнению с теми странами, которым приходится не сладко (Греция). Казахстан, оправляясь от кризиса, делают ставку на развитие регионов. Экономическое неравенство районов Казахстана растет. Сглаживание диспропорции обеспечивает в государстве, например, в Казахстане, более благоприятные условия для дальнейшего развития. Недаром Н.А. Назарбаев в своем ежегодном Послании выделил такую часть, как развитие регионов страны.

Чтобы объективно понимать механизм финансирования регионов, необходимо составить сетку пространственной дифференциации по основным показателям в регионах Казахстана. Основу критериев для выделения данных групп составляют такие показатели, как душевой ВРП региона, индекс промышленного производства, душевые инвестиции в основной капитал, доля самозанятых в общей численности занятого населения, душевые денежные доходы, уровень бедности и другие.

По данным критериям в стране выделяются 3 группы районов:

- районы-лидеры в развитии (нефтегазовые районы Западного Казахстана, Астана и Алматы);

- среднеразвитые районы (территории старого промышленного освоения Севера, Востока, Запада и Центра);

- менее развитые районы (аграрные территории Юга и Севера страны).

Сырьевые «black gold» районы в период кризиса остались наиболее конкурентоспособны благодаря высокой цене на нефть.

В это сложное время замедлилось развитие 2 крупнейших городов Казахстана. И хотя по сравнению с периодом экономического бума их рост снизился, они сохранили свои лидирующие позиции.

Гораздо сложнее пришлось среднеразвитым районам, в число которых входят все моногорода Казахстана. Из-за низкой цены на их продукцию им пришлось «затянуть ремни потуже».

Свои позиции аутсайдеров аграрные районы будут улучшать за счет мощной поддержки государства в ближайшую пятилетку Форсированного индустриально-инновационного развития (далее в тексте ФИИР).

Региональная политика нацелена на сглаживание экономического неравенства в регионах страны. Насколько она эффективна в стране, судить сложно. Очевидно, что в государстве идет мощное перераспределение бюджета . Перетекание нефтяных денег в слаборазвитые районы способствует с одной стороны восстановлению экономики района-реципиента, а с другой, вырабатывает его зависимость от дополнительного притока дохода. Такие примеры можно привести не только для аграрных районов страны, но и для несамодостаточной столицы государства, которая очень сильно зависит от прямых инвестиций. Становится понятно, что в Астане значительна доля государственных ресурсов, в Алматы, где душевые показатели инвестиций в основной капитал из всех источников были ниже на треть по сравнению со столицей, преобладают частные вложения капитала. Алматы остается самой привлекательной зоной в Казахстане для привлечения инвестиций благодаря географическим особенностям расположения и значительной плотности населения в этом регионе.

Эффективность финансирования регионов государством не так прозрачна, как хотелось бы. Во-первых, это связано с географической отдаленностью региона (чем более отсталый район, тем более он удален от крупнейших городов) и, следовательно, сложностью контроля передаваемых государством средств. Во-вторых, коррупция в рядах местных управленцев возрастает в связи с недостаточной оплатой бюджетных услуг. Создание аффилированных структур под руководством местных органов имеет не единичные случаи. В-третьих, частые рокировки управленцев, которые не позволяют осуществление динамического развития региона. Период адаптации и начало работы в должности управленца сменяется уходом на новую должность (период равен от 0.5 до 3 лет). За такой короткий срок невозможно решить проблемы района.

Целесообразность предложенных программ развития вызывает дискуссии. С начала 2000-х годов предложен и одобрен ряд программ (Развитие Казахстана до 2020 года, 30 Корпоративных лидеров, программа вхождения в пятидесятку высокоразвитых стран мира, 5 больших дел), помимо них у каждого ведомства и министерства есть и своя программа развития. Эффективность их реализации к началу 2010 года оценил глава государства, предложив взамен новую программу ФИИР. Эта программа, рассчитанная на 5 лет, будет доминирующей.

Концепция региональной политики Республики Казахстан на 2002-2006 годы и сменившая ее Стратегия территориального развития Республики Казахстан до 2015 года имеет больше различии, чем сходств. «Мы не сможем добиться форсированной диверсификации без реформы регионального развития. Поэтому нам необходимо начать формирование центров экономического роста», - именно этот лозунг прозвучал в словах президента в Послании народу Казахстана в 2010 году, спустя 4 года после принятия Стратегии территориального развития до 2015 года. Цитата легла в основу Стратегии до 2015 года. Развитие регионов будет идти за счет районов-лидеров в развитии (нефтегазовые районы Западного Казахстана, Астана и Алматы), а задача остальных регионов - не отставать.

Так, на начальном этапе посткризисного периода в своем развитии районы-лидеры должны сформировать мощные зоны экономического подъема среди регионов. Рассмотрим, реально ли это.

1.Нефтегазовые районы Западного Казахстана (Атырауская и Мангистауская области) - наиболее важные для страны регионы, способные внести огромную лепту в становление экономики в посткризисный период, доказательством чего является создание в Казахстане Министерства нефти и газа. Пока цена на нефть на мировых рынках остается высокой, для Казахстана, как нельзя лучше, есть время для решения проблем экономико-социального характера для 2 областей. Очень низкая плотность населения, неразвитость села, слабое освоение территории, за исключением побережья, недиверсифицированная промышленность - все это усугубляет положение региона при колебаниях цен на рынке углеводородного сырья. Данный район становится уязвим не менее, чем оказавшиеся безденежными районы с преобладающими отраслями угольной и стальной промышленности. Для развития областей необходимо стягивать имеющиеся ресурсы, главным образом трудовые.

2.Старая и новая столицы (Алматы и Астана). Лидирующие позиции сохранили благодаря более модернизированной экономике и доминированием третичного сектора, преимущественно рыночного (Алматы) или со значительной долей нерыночных услуг государства (Астана). Потенциал двух городов различен: Алматы выигрывает за счет наличия большего числа трудовых ресурсов, плотная пригородная зона обеспечивает дополнительное развитие агломерации (население Алматинской агломерации составляет 1.85 млн. человек, из них жители пригорода - приблизительно 500 тыс. человек), хорошая транспортная связность региона, и других факторов. Астана проигрывает гонку старой столице из-за отсутствия кадрового резерва, низкой плотности населения в пригородной зоне (население агломерации Астаны составляет 760 тыс. человек, из них жителей пригорода - 100 тыс. человек).

Ориентир форсированного индустриально-инновационного развития Казахстана напрямую будет связан с развитием трех регионов: нефтегазовых районов Западного Казахстана, Астаны и Алматы. Ожидаемый мощный рывок должна произвести экономика крупнейшего города Казахстана и нефтегазоносные районы при высокой цене на черное золото.

Мухамеджанов Азамат

Поделиться: