Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Расправа с либеральной прессой в Иране

10.03.2010

Автор:

Теги:

 Владимир Месамед

Иранские власти продолжают искоренять те средства массовой информации, которые в условиях жесточайшей цензуры допускают критику правящего исламского режима. При этом из уст руководителей исламской республики постоянно звучат утверждения о том, что иранские СМИ пользуются максимальной свободой выражения. Именно так охарактеризовал условия работы СМИ президент М.Ахмадинежад, выступая на пресс-конференции 1 марта нынешнего года.

По иронии судьбы, именно в тот день Комитет по контролю над деятельностью СМИ, работающий под эгидой Министерства культуры и исламской ориентации, вынес постановлении о прекращении издания газеты "Эттемад", являющейся органом партии "Эттемаде мелли" ( Национальное доверие), руководимой экс-спикером иранского парламента и одним из лидеров послевыборной оппозиции Мехди Карруби, и еженедельника "Ирандохт", которым руководили супруга М.Карруби Фатеме и его сын Мохаммад Хоссейн. Одновременно было решено изъять лицензию на издание газеты "Сина". Иранские юристы опубликовали анонимное заявление, где выражено мнение, что даже исходя из драконовского Закона о прессе, действующего ныне в Иране, нет достаточных оснований для вынесения такого решения. За менее чем пять лет нахождения у власти нынешнего президента М.Ахмадинежада, в Иране закрыты десятки изданий, позволявших себе выступать с критикой проводимой им внутренней и внешней политики. По статистике, опубликованной одной из либеральных газет осенью прошлого года, со времени начала каденции Ахмадинежада перестали выходить 180 наименований газет различной периодичности, журналов, интернетсайтов. Инициатива исходила от правительственных органов, в первую очередь – Комитета по контролю над деятельностью СМИ. Именно при М.Ахмадинежаде, который стал рекордсменом по акциям негативного свойства, наступление на прессу приняло беспрецедентный характер. Лишь за месяцы, минувшие после июньских президентских выборов, в стране перестали выходить 8 крупных изданий национального уровня, и множество провинциальных, последовательно критиковавших многочисленные фальсификации, допущенные при подготовке и проведении голосования. Это – такие пользовавшиеся доверием читателя газеты как "Сэдайе адолат", Калемейе сабз", Фарханге ашти", "Тахлиле руз" и другие, чьи публикации стали их смертным приговором.

Закрыв эти газеты, правительство М.Ахмадинежада рассчитывает притушить голоса инакомыслия, сбавить огонь критики, ставшей особенно острой после июньских фальсификаций. Вспомним историю с закрытием газеты "Эттемаде мелли". Постановление о ее закрытии было выпущено еще в середине августа прошлого года. Ее главный редактор выразил надежду, что это не навсегда и выпуск в ближайшие дни будет возобновлен. Однако в Иране прекращение выпуска либеральных средств массовой информации почти никогда не носит временного характера. В те же дни был закрыт и интернет сайт "Моудже сабз" ("Зеленая волна"), Причина просматривалась достаточно четко: это нужно было для изоляции одного из его самых непримиримых оппонентов и жестких и последовательных критиков июньских президентских выборов, экс-спикера парламента ходжат-оль-эслама Мехди Карруби. Закрытые тогда издания были трибуной невиданных ранее в Иране разоблачений действий властей по разгону демонстраций лета 2009 г., участники которых были брошены в тюрьмы и подверглись там жестоким избиениям и пыткам. "Эттемаде мелли" была, пожалуй, самым последовательным критиком не только последних выборов, но и всего президентства М.Ахмадинежада. Когда в середине августа Карруби подвергся за свою деятельность нападкам в пятничных намазах со стороны высшей мусульманской элиты, он обещал ответить властям через газету "Эттемаде мелли". Состоявшееся закрытие газеты лишило его этой возможности, власти не отважились применить репрессии к Карруби, вместо него был арестован и брошен в тюрьму шеф-редактор издания Мохаммад Кучаи. Эстафету закрытой газеты продолжил интернетсайт Sahamnews. Вскоре, как это уже не раз бывало в последние годы, "Эттемаде мелли" продолжила выпускаться, сменив название на "Эттемад". История иранских СМИ последних десятилетий имеет много таких примеров. Так, на рубеже нынешнего века власти ИРИ закрыли либеральную газету "Джамее". Однако ее издатели получили лицензию на издание новой газеты "Тус". Работать туда перешли все журналисты опального издания. Увы, "Тус" издавался всего несколько месяцев и разделил судьбу своего предшественника. После закрытия максимально острой на язык и знаменитой своими расследованиями газеты "Салам" ее руководитель Аббас Абди объявил о начале деятельности другого издания - "Бахар", куда он позвал всех либеральных журналистов, временно оказавшихся не у дел.

Однако вернемся в наши дни. Противостояние прессы оппозиционного направления и властей продолжается. С прошлого года настали трудные дни для других оппозиционных изданий, связанных с протестным движением – "Калеме" и рядом интернет-сайтов. Летом их закрыли, причем одновременно с этим в тюрьмы были брошены самые непримиримые их сотрудники, много сделавшие для того, чтобы граждане страны узнали правду о том, путем каких махинаций Ахмадинежад прошел на вторую президентскую каденцию. Много претензий имелось у властей к газете "Калемейе сабз", выходившей всего 4 недели под редакцией другого признанного лидера послевыборной оппозиции, экс- премьера ИРИ в годы ирано-иранской войны Мир-Хоссейна Мусави. Сразу после июньских выборов газета подробно и последовательно информировала читателей о том, что в стране не утихают акции несогласных с итогами выборов, требующих пересчета голосов или проведения новых выборов. Она же обратила внимание на то, что итогам выборов оппонируют и ряд высокопоставленных консерваторов, сделав вывод о том, что затея с фальсификацией выборов обернулась для исламской республики обострением внутриполитической борьбы и политическим кризисом. "Калемейе сабз" опубликовала и выдержки из пространного доклада, подготовленного избирательным штабом Мусави, где были проанализированы подробности многочисленных нарушений в ходе выборов 12 июня.

Доклад доказал беспрецедентное использованию административного ресурса в предвыборной пропаганде, причем это совершалось "открыто, нагло и в невиданных масштабах". В нем было приведено множество фактов протежирования со стороны президента. Например, он продвигал своих людей на должности, тем или иным образом связанные с избирательным процессом. Для этого в период до начала избирательной кампании Ахмадинежад произвел коренное изменение губернаторского корпуса. Многие выдвиженцы на посты губернаторов провинций являлись ветеранами Корпуса стражей исламской революции (КСИР) и других силовых структур, где Ахмадинежад имеет серьезные позиции. Накануне последних выборов 25 губернаторов провинций были бывшими военными. Разумеется, они связаны с президентом корпоративными связями, что накладывает на него определенные обязательства и создает круговую поруку. В докладе было много и других фактов, несомненно порочащих главу исполнительной власти. С Мусави при его авторитете было трудно расправиться. Тогда власти, вымещая злобу, арестовали и осудили на длительное тюремное заключение другого руководителя газеты - Хоссейна Бехешти. Статистика такова: всего в тюрьмах ИРИ томятся сейчас более 70 журналистов и руководителей СМИ, что превращает Иран в крупнейшую темницу представителей одной из самых опасных профессий в мире. Естественно, это не конечная статистика, потому что нужно принять во внимание высказывание Ахмада Тавакколи - одного из лидеров консервативного большинства в парламенте, который, обращаясь к президенту, информировал его о том, что в течение февраля Комитет по надзору над деятельностью СМИ вынес предупреждение в адрес 21 ежедневной газеты и одного еженедельника. Это – первая стадия, после которой обычно следуют более жесткие меры, вплоть до закрытия.

Возможности для применения таких мер создают действующие в Иране Законы о печати. За 30 лет исламского правления они принимались несколько раз. Закон 1979 г. создавал массу ограничений в деятельности СМИ. Он не позволял публиковать материала антиисламского направления, ограничивал критику исламских авторитетов, государственной политики. Протесты журналистов привели к закрытию большинства левых и либеральных изданий. В середине 1980-х гг. вступил в силу новый Закон, действующий с некоторыми поправками до настоящего времени. СМИ перешли под контроль Министерства культуры и исламской ориентации. Хотя формально Закон отменил цензуру печати, но министерство получило право контролировать размещение материалов и пропорциональность их подачи в каждом номере. На деле это означает контроль информационных потоков, что по сути ничем не отличается от рутинной цензуры. Это дает возможность правительству при помощи Комитета по контролю над деятельностью СМИ и специального трибунала по вопросам прессы закрывать все издания, позволяющие себе критику власти и наказывать тех журналистов, которые в них работают.

источник: Институт Ближнего Востока

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение