Татьяна Немировская: Новые художники Армении

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Сегодня на страницах газет и интернет-сайтов мы часто читаем о политической жизни современного мира. Первостепенную роль для нашей страны играют государства, образовавшиеся после распада Советского Союза, близкие нам в первую очередь даже не по политическим соображениям, но по своему духу и культуре. И, всё же, политика незаметно выходит на первый план. И мир духовный всё чаще оказывается в тени мира материального. Тем не менее, искусство и сейчас продолжает развиваться. Современное сознание порождает новые течения, направления, имена – создаёт свой особый мир.
Татьяна Немировская: Новые художники Армении

Сегодня на страницах газет и интернет-сайтов мы часто читаем о политической жизни современного мира. Первостепенную роль для нашей страны играют государства, образовавшиеся после распада Советского Союза, близкие нам в первую очередь даже не по политическим соображениям, но по своему духу и культуре. И, всё же, политика незаметно выходит на первый план. И мир духовный всё чаще оказывается в тени мира материального. Тем не менее, искусство и сейчас продолжает развиваться. Современное сознание порождает новые течения, направления, имена - создаёт свой особый мир. А, как заявил Михеил Курдиани ("Всегрузинское общество Руставели" - Грузия) «Если нарисовать культурную карту мира, то Армения, Грузия и Азербайджан станут самыми большими государствами в мире».

Из всех государств постсоветского пространства Армения - страна, которая всегда была, пожалуй, больше всего близка России по своему менталитету. Судьбы русского и армянского искусства настолько переплелись, что некоторые художники органично вошли в историю культуры обоих народов и историю мирового искусства. В первую очередь к таким художником относится великий маринист И.К.Айвазовский.

Связь этих двух стран не прервана и в наше время. Ведётся активное сотрудничество в области культуры. Так, например, 2006 год был объявлен годом Армении в России. Тогда в Москве и Санкт-Петербурге практически одновременно открылись сразу несколько выставок, посвященных русско-армянским культурным и художественным связям. Ядром выставки «Искусство Армении. 20 век», прошедшей в Третьковской галерее стали картины Мартироса Сарьяна - одного из лучших армянских художников первой половины XX столетия, широко известного не только у себя на родине, но и в Европе. Творчество этого живописца оказывало огромное влияние на последующие поколения художников. Отголоски его живописи мы видим и до сих пор в современных работах. Сарьян утверждал национальное мышление в живописи. Ему - первому из армянских художников, получивших образование в Европе, - удалось открыть пути обновления национального стиля. Главными чертами живописи Сарьяна можно назвать главенствующую роль цвета, несущего в себе и свет, склонность к обобщению и, конечно же, воспевание национальной природы и духа. Именно они часто становятся основой художественного мировосприятия современных армянских художников.

Биографии художников нового поколения во многом схожи, чего, к счастью, нельзя сказать об их творчестве. Сегодня наиболее яркие имена в художественной среде Армении это Тени Варданян, Рубен Григорян, Габриел Манукян. Интересно также творчество Маиса Мхитаряна, который не так давно выпустил свой первый альбом. И, по словам председателя Союза художников Армении Карена Агаяна, он уже «имеет свой стиль, свое лицо и свое слово в современном армянском искусстве".

Тени Варданян пишет картины в стиле «экзистенционального сюриализма». Её живопись отличают глубокая философская составляющая и нестандартный подход к цвету. Недавно художница была удостоена золотой медали на 10-ом Международном бьеннале в Каире.

В 2006 году в Ереване прошла выставка работ Рубена Григоряна, где были представлены работы, в которых художник попытался «отразить мысли людей, перенести на холст наши секреты, мечты и желания ».

Среди ярчайших представителей современной живописи Армении несомненно нужно назвать Габриэла Манукяна. В его произведениях ощущается достаточная информированность человека, знакомого с новейшими тенденциями современного искусства, но его трудно отнести к определенному течению. Возможно, более всего здесь подойдет термин - фантастический реализм. Имя его более коротко - Габо, даже без фамилии стало привычным и у нас, и за рубежом. Его творчество с первого взгляда шокирует внезапностью. Что это - иллюстрации к неизвестным сказкам, фантастическим повествованиям? Ни к тому, ни к другому оно отношения не имеет, хотя достаточно сказочно и фантастично. Восприятие творчества Габриэла усложняется еще и тем, что в национальном искусстве у него нет предшественников, и, очевидно, не будет последователей. Уж слишком он индивидуален и чересчур велика в его произведениях доза импровизации. Царство Габо населено фантастическими персонажами, однако, это не какие-то инопланетяне, они все узнаваемы: это земляне, но в странной, необычно гиперболизированной интерпритации. Все его полотна ярко говорят о главном - о жажде жизни.

Есть и такие армянские художники, которые живут и работают в России, но их творчество, безусловно, не становится от этого менее проникнутым национальным духом. Один из самых ярких таких художников - Роберт Овакимян - представитель среднего поколения армянских художников Петербурга. Он живет и работает в Петербурге с 1986 года. Сегодня Роберт Овакимян пишет в основном абстрактные картины. Абстракция для него не художнический жест, не дизайнерский объект, а "высший уровень реализма, обнаженная суть вещей", возможность передать бесконечность мира во множестве проявлений. "Природа создала человека, чтобы через него видеть, познавать себя, восторгаться своей чудо-красотой" - эти слова М. Сарьяна стали выражением творческого кредо Роберта Овакимяна. Первое, что поражает взгляд в его работах - богатство и гармония цвета. За его абстрактными работами, чаще всего напоминающими нездешние фантастические пейзажи, всегда стоят конкретные образы - армянской природы, детских впечатлений, воспоминаний, причем воспоминаний не только личных. Это выражение армянской генетики, судьбы целого народа. Поэтому при всей многоцветности, красочности его работ, в них присутствует трагическая напряженность, драматизм, свойственный искусству каждого большого художника.

В Ереване существует своя национальная галерея искусств «Габонэ». Несмотря на то, что в 90-ые годы Армению покидали многие художники, их здесь по-прежнему достаточно. Перефразируя известное выражение, они шутят: «Брось камень, попадёшь в художника». Ну а те, кто оказался за рубежом, не забывают дарить Музею современного искусства свои работы.

Интересно также, что армянское искусство не остаётся замкнутым - его выставки за последние годы прошли в России, Белоруссии, Италии, Франции, Китае. В 2008 году Армения планирует принять участие в выставках в США, Греции и России.

Не смотря на влияние Запада, новые течения и веяния, в армянском искусстве сохраняется неповторимый национальный дух, отражающий историю и менталитет этого народа. Армянская живопись не просто активно развивается, она рождает новые самобытные имена и направления, которые вызывают активный интерес во всём мире. Так искусство - мир духовный, кажется, приобретает больший «политический» успех, нежели представитель мира материального - дипломатия.

Татьяна Немировская - эксперт ИАЦ с сентября 2007 года.

Теги: Армения

Поделиться: