Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Юлия Краммер: Тайны Московского визита Назарбаева. Саммит ОБСЕ – 2010: быть или не быть?

18.02.2010

Автор:

Теги:


Во время прошедшей 14 февраля в Москве встречи президентов России и Казахстана Дмитрия Медведева и Нурсултана Назарбаева соответственно последний из них отметил, что «Мы… ведем разговор о том, чтобы провести все же саммит глав государств ОБСЕ в Казахстане в этом году. Многие уже поддерживают, но не до конца» (см. http://news.kremlin.ru/news/6867). Последнее из этих высказываний не дает однозначного ответа на вопрос, состоится ли в этом году в Астане саммит ОБСЕ или нет?
С инициативой проведения данного мероприятия президент РК выступил еще в декабре 2008 года в ходе встречи с иностранным дипломатическим корпусом. Затем эта идея была озвучена госсекретарем - министром иностранных дел Казахстана Канатом Саудабаевым на прошедшем 1-2 декабря 2009 года в Афинах 17-м заседании Совета министров иностранных дел (СМИД) ОБСЕ.
Согласно официальной информации СМИД ОБСЕ однозначно поддержал данную инициативу Казахстана (см. http://digest.gazeta.kz/art.asp?aid=140639). Вместе с тем в принятой этим органом декларации говорится следующее: «Мы с интересом воспринимаем его (Казахстана – прим. авт.) предложение о проведении саммита ОБСЕ в 2010 году. Мы обращаем внимание на то, что подобная встреча высокого уровня потребует адекватной подготовки в отношении содержания и модальностей. Мы поручаем Постоянному совету провести консультации для определения степени прогресса по повестке дня ОБСЕ для обоснования нашего решения». (см. http://www.liter.kz/ index.php?option=com_content&task=view&id=740).
Как видим, СМИД не выступил против проведения саммита ОБСЕ в 2010 году в принципе и в Астане, в частности. Однако и четкого «за» здесь тоже не прозвучало. Не проясняют ситуацию и итоги заседания Постоянного совета ОБСЕ, прошедшего 14 января т.г. в Вене. Саудабаев, теперь уже на правах действующего председателя ОБСЕ, всего лишь заявил здесь о необходимости проведения саммита ОБСЕ (см. http://www.inform.kz/rus/article/2227396).
Иначе говоря, каких-либо принципиальных официальных решений компетентных органов ОБСЕ о проведении саммита этой организации именно в этом году фактически принято не было. Есть лишь соответствующее пожелание Казахстана как председателя ОБСЕ к другим странам-участницам. Однако  этого явно недостаточно для того, чтобы саммит все же состоялся.  
Именно таким расхождением между желаемым и действительным объясняются и отмеченные колебания председателя ОБСЕ по вопросу времени и места проведения рассматриваемой встречи в верхах. Первоначально сообщалось, что саммит ОБСЕ пройдет в Астане в июне т.г. (см. http://www.zakon.kz/162083-sammit-v-kazakhstane-pomozhet-obse.html). Но уже в ходе прошедшей несколько дней назад поездки Каната Саудабаева по странам Южного Кавказа было объявлено о том, что «казахстанская сторона приступила к обсуждению повестки саммита ОБСЕ и сроков его проведения». При этом председатель ОБСЕ дал понять, что он «не будет особо возражать общему решению о проведении встречи в верхах в какой-либо другой стране» (см. http://digest.gazeta.kz/art.asp?aid=142863).
Ситуацию вокруг саммита ОБСЕ осложняет то, что каких-либо механизмов, обязывающих глав государств и правительств 56 соответствующих стран участвовать в мероприятиях этой организации, у нее нет. Для того, чтобы собрать их всех вместе, как это имело место в 1999 году в Стамбуле, видимо, нужны чрезвычайно веские основания, обусловленные определенной международной конъюнктурой.
Нельзя не вспомнить, что Стамбульский саммит проходил в довольно сложной международной обстановке. Достаточно вспомнить применение военной силы отдельными странами НАТО против Югославии в марте-июне 1999 года. Расширение же НАТО за счет постсоциалистических стран Восточной Европы привело к военному дисбалансу между различными центрами сил на мировой арене и обусловило необходимость внести коррективы в Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ).
В этих условиях возникла необходимость определения новых правил игры, что нашло свое отражение в принятии Хартии европейской безопасности. Вместе с тем Запад предпринял попытку «поставить на место» Россию, подвергнув ее жесткой критике за военно-политические действия в Чечне. При этом от Москвы удалось добиться принятия на себя обязательства относительно вывода контингентов своих Вооруженных сил из Грузии и Приднестровья.
В принципе, в контексте текущей ситуации США и их союзники вполне могли бы использовать Астанинский саммит ОБСЕ для аналогичного «наезда» на Россию в связи с ее военным конфликтом с Грузией в 2008 году, а также ведущимися ею частыми «газовыми войнами», бьющими по интересам различных европейских государств. Вместе с тем сегодняшний Запад уже не столь монолитен, чем 10 с лишним лет назад. Да и Россия нынче не та, чтобы так просто позволить себя критиковать на столь высоком международном уровне.
Правда, у стран-членов ОБСЕ есть и другие поводы, чтобы собраться и обсудить текущее положение в мире. Например, непрекращающаяся война в Афганистане или постепенно нарастающая ядерная угроза со стороны Ирана. Есть и нереализованные пока еще масштабные экономические проекты типа строительства газопровода «Набукко». С другой стороны, заинтересованные страны всегда могут обсудить те или иные вопросы в узком формате. Тем более, что ОБСЕ не представляет собой полноценного инструмента продвижения геостратегических интересов входящих в нее государств.
В общем, нельзя сказать однозначно, что сложившаяся международная обстановка благоприятствует тому, чтобы Астанинский саммит ОБСЕ стал из пожеланий действующего председателя этой организации реальностью. Показательно в этом отношении то, что на текущий день с поддержкой данной инициативы Казахстана официально выступило весьма небольшое количество стран – членов ОБСЕ, включая Францию, Россию, Турцию, Кипр, Словению, Азербайджан и т.д.
 Зато уже обозначился потенциальный противник этой идеи в лице Узбекистана. Так, в ходе последнего заседания СМИД ОБСЕ глава внешнеполитического ведомства этой страны Владимир Норов заявил следующее: «Прежде чем ставить вопрос о проведении саммита ОБСЕ в 2010 году, по нашему мнению, необходимо найти компромисс внутри организации по важным вопросам современной региональной и международной политики» (см. http://ru.trend.az/regions/casia/ uzbekistan/1592451.html). Зная же «особые» взаимоотношения между Ташкентом и Астаной следует ожидать, что первый из них может вполне проигнорировать саммит, если конечно он состоится.  
Но еще больше Астану беспокоят «нейтралы», позиция которых остается не ясной. При этом в их числе находятся США, чье решение ожидают ряд других государств. Однако поездка Саудабаева в Вашингтон в начале февраля не привела к выражению Белым домом поддержки в адрес «Ак Орды». Благожелательная же позиция отдельных американских конгрессменов относительно казахстанской инициативы все-таки на соответствующую поддержку не тянет.
Поэтому пока остается ждать предстоящего в апреле визита президента РК в США для участия в глобальном саммите по ядерной безопасности и его ожидаемой встречи со своим американским коллегой Бараком Обамой. Какое же окончательное решение примет Вашингтон по саммиту ОБСЕ, во многом это будет зависеть о того, какие «пожелания» за это время будут у него сформулированы по отношению к Астане и насколько она будет готова их выполнить. Так что решающая дипломатическая «битва» за Белый дом у «Ак Орды» впереди.
Пока же при таком раскладе перед Казахстаном вырисовываются нерадужные перспективы. Либо ему придется эстафету с проведением саммита ОБСЕ передавать будущему председателю этой организации. Либо проводить это мероприятие не в полном составе стран - членов ОБСЕ. Либо пожертвовать Астаной в пользу столицы какого-либо другого государства. Хотя, как говорится, еще не вечер…   

Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение