Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Хайдар Капанов.Стратегии территориального развития должна строиться на принципах взаимоуважения, сотрудничества всех секторов нашего общества.

18.02.2010

Автор:

Теги:
С 15 по 17 февраля 2010 г. в г. Уральске(Казахстан) прошел Научный Форум "Развитие регионов - развитие страны", посвященный теме политической регионалистики

Редакция сайта публикует интервью с основным  организатором мероприятия Ректором Уральской АТиСО Х.Х.Капановым

-Талгат Адилов: Хайдар Хисметович, вопрос к Вам как к главному организатору Форума. Какой Вам видится основная цель проекта?

-Хайдар Капанов: Ну, сама идея изучения вопросов регионального развития и с точки зрения исследовательского процесса и прикладного значения, существует достаточно давно. Ученые, работающие в региональных вузах, местных аналитических структурах, как в России, так и в Казахстане, сегодня, в первую очередь, наблюдают за тем, как протекают экономические и политические процессы в их регионах. Как научное направление с привлечением либо географов, либо социологов, либо геологов, тема регионального развития с разной степенью проявила себя еще в советские времена. Достаточно сильная школа сложилась в Сибири, других российских регионах. Если говорить о прикладной составляющей, то здесь нужно вспомнить деятельность известного Совета по размещению производительных сил, а также работа структур НИИ Госплана с точки зрения экономического районирования. Наш проект, безусловно, связан с политологическими оценками, видением того, как происходят региональные процессы в нашей республике.

Эта идея, которую мы озвучили на Конгрессе политологов Казахстана в сентябре 2009 года, нацелена как раз на то, чтобы привлечь внимание экспертного сообщества к этой проблематике. Во многом, занимаясь интересующей нас темы, мы наталкиваемся на распространенную еще с советских времен позицию о том, что политология - привилегия власть имущих, и ученые не вправе обсуждать эти темы. В результате вместо политологии возникали принципы научного коммунизма, социализма и т.д. Так происходит и в отношении изучения региона как полноценного политического субъекта.

Это табу характерно для централизованного унитарного государства, к числу которых принадлежит Казахстан. Любые отступления от правил, подобные вещи рассматриваются как политес. Зачастую попытки объективно оценить происходящие процессы сталкиваются с обвинениями в посягательстве на национальное единство. Отсюда и возникают опасения, подозрения, ну и соответственно, несмелость, возможно наших коллег в регионах заниматься этими процессами, кроме тех вещей, которые связаны с электоральными кампаниями, изучением элит, но это не освещает полностью политического пространства.

- Т.А.: Как происходила подготовка к мероприятию? Чем обусловлен именно такой формат, формат трехдневной работы Форума?

-Х.К.: В подготовке и осуществлении проекта огромную роль оказали наши коллеги из Московского государственного университета и лично известный организатор науки в России Ефим Иосифович Пивовар, возглавляющий российский государственный гуманитарный университет. Прежде всего, мы решили организовать первый теоретический семинар по политической регионалистике как ее методологических аспектов, так и аспектов, связанных с проблематикой нашей страны и России. Это первая часть. Вторая часть работы нашего экспертного совета посвящена также изучению социальных, политологических, культурных  процессов, которые происходят на региональном уровне.

Третье мероприятие проходит в рамках научного форума приграничных регионов: Западного Казахстана, Урала, Поволжья, Самары, Оренбурга, Саратова, Актюбинска, Атырау, Уральска озабочены этой проблематикой через призму политико-экономического видения этих процессов. Первое заседание Круглого стола будет посвящено опыту управления региональным развитием. Безусловно, в России накоплен достаточный опыт реализации территориальной политики.

Мы переходим к новому этапу интеграции через формирование Таможенного Союза, Единого экономического пространства, Вопросы интеграции, безусловно, будут предполагать ограничение суверенитета, передачу части полномочий наднациональным органам и децентрализации на местах. Эти два важных аспекта носят и межгосударственный характер, и внутристановой. Увидеть, изучить, что будет происходить с Казахстаном в ближайшее время, какие последствия будет иметь проведение региональной политики - это задача ученых, и они должны сказать свое слово.  

В конечном счете, мы соединили три мероприятия в одном. Но неизменной остается центральная тема - изучение всех параметров региона.

-Т.А.: А если продолжить начатую  Вами тему о региональной политике в Казахстане. Как можно сжато сформулировать ее основные принципы и направления?

-Х.К.: Опять же в традициях нашей советской, потом постсоветской науки, понятие «региональная политика» имеет совершенно иное значение, нежели, допустим, это происходит в европейской школе ученых и политиков. У нас под региональной политикой понималось определение о политике Центра в отношении его составных частей - регионов. При этом не рассматривается как необходимость формирования механизмов обратной связи между властью и обществом.  Современная региональная политика, как в Казахстане, так и в России, в принципе, основана на процессе выравнивания уровня социально-экономического, культурно-исторического уровня в регионах, субъектах. Эта политика, безусловно, себя оправдала. Но сейчас мы стоим перед вопросом: нужно ли и дальше идти по линии выстраивания отношений с регионами-донорами? Такие вещи в практическом плане, с точки зрения доступа к финансовым и административным ресурсам, всегда вызывает усиление противоречий между региональными элитами, если они складываются, и центральной властью как таковой.

Поэтому эти взаимоотношения «Центр-региона», строящиеся по принципу «Центр-переферия», вызывают  достаточно негативные настроения, которые не способствуют тому, чтобы процесс связывания интересов, преодоления компромиссов. Когда выстраиваются подчиненные исполнительные  функции центра региона, возникает модель отношений  которую принято называть «патронажно-клиентальные». Патронами выступает либо какой-либо федерал в Москве, либо в Центральном Казахстане через процедуру выборов акимов в нашей стране, ну и та группа которая находится рядом с первым руководителем регионов. То есть, это, прежде всего приз общей команды и формирует повестку развития региона, самостоятельно вне тех условий, в которых функционируют местные элиты, в первую очередь. Сохранение научной, интеллектуальной элиты, - еще одна важная задача, стоящая сегодня в повестке дня.

Опыт реализации стандартной модели показал свое банкротство. Вопрос стоит ли повторять этот опыт, если мы можем  в рамках независимого состояния, и в то же время тех форм интеграции между Россией и Казахстаном создать несколько иной расклад в этом смысле?

-Т.А.: Каковы основные плюсы и минусы казахстанской региональной политики?  

-Х.К.: В России  на основе президентских посланий выстраивается другая региональная политика, «политика сфокусированного развития»,  где активно осуждается, кто может выступить в качестве полюсов роста. Специфика  Казахстана состоит в том, что  эти «полюса роста» назначаются сверху в условиях отсутствия конкурса идей региональной стратегии развития. Хотя процесс был запущен, но его возможные результаты не обсуждались заранее. Самое главное, такого рода документ, который касается перспектив развития регионов, касается в первую очередь самих жителей регионов. И здесь идет о зрелости гражданского общества, его готовности к участию в преобразованиях. То есть очень важна сейчас ответственность людей. От конкретных перспектив для общественного развития, зависит степень активности людей.

Тогда они будут решать, выстраивать ли свой бизнес или работу в другом регионе или оставаться на месте. Позволив людям уехать, мы «оголяем пространство» лучшими и самыми кадрами, оставляя лишь достаточно политически пассивную часть общества. Все это требует повышения уровня доверия между властью и обществом, более активного участия гражданского сектора в процессе принятия важнейших решений.  В условиях частой ротации кадров, акимы уходят со своих должностей, раньше, чем успевают реализовывать стратегические программы, имеющие долгосрочный характер.

То есть кадровая нестабильность является одной из важнейших причин конфликтов Центра и периферии. Поэтому, конечно же, выработка стратегии территориального развития должна строиться на принципах взаимоуважения, сотрудничества всех секторов нашего общества.

Продолжение следует...

Contur.kz


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение