Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Битва за Рогун

13.02.2010

Автор:

Теги:


Автор: Ольга ТУТУБАЛИНА, Asia-Plus

Если Таджикистан не откажется от Рогуна, Узбекистан устроит международные разборки... Есть то, что нас объединяет... Вопрос о Рогунской ГЭС для Душанбе и Ташкента стал идеей фикс. Таджикистан, поставив задачу завершить строительство, намерен идти до конца. Узбекистан, задавшись целью "закрыть" стройку, призывает на помощь международное сообщество.

"Мы оставляем за собой право..."

ТРЕТЬЕГО февраля премьер-министр Узбекистана Шавкат Мирзиеев призвал своего таджикского коллегу Акила Акилова провести детальную независимую экспертизу строительства Рогунской ГЭС. Призыв был опубликован в узбекской правительственной газете "Правда Востока".

Напомнив, что правительство Узбекистана уже неоднократно обращалось с таким призывом в адрес Таджикистана, России и международных организаций, Ш. Мирзиеев особо отметил, что принципиальная позиция узбекской стороны по этому вопросу вызвана тем, что проект Рогунской ГЭС был разработан почти сорок лет назад на основе устаревших проектных, конструкторских и технологических решений. Узбекский премьер напомнил об "ущербе, который может нанести проект находящемуся на грани экологического баланса региону в связи с последствиями Аральской катастрофы; влиянии проекта на изменение объема и режима стока Амударьи; степень защиты проекта от угроз техногенного характера, в первую очередь - угроз мощных землетрясений, так как стройка находится в зоне высокой сейсмичности на линии тектонического разлома, где неоднократно происходили землетрясения мощностью до 10 баллов. Трудно себе представить масштабы той гуманитарной катастрофы, к которой может привести прорыв плотин с гибелью сотен тысяч людей".

Ш. Мирзиеев заявил, что "правомерность позиции Узбекистана по данному вопросу однозначно поддержана ООН, Евросоюзом, Всемирным, Азиатским и Исламским банками развития, а также Российской Федерацией и другими странами".

- Однако, несмотря на наши неоднократные обращения по этому вопросу, имеет место их полное игнорирование со стороны правительства Таджикистана, - отметил узбекский премьер.

В конце Ш. Мирзиеев заявил: "В случае дальнейшего игнорирования позиции Республики Узбекистан мы оставляем за собой право обратиться по этому вопросу к международному сообществу и мировым экологическим организациям с тем, чтобы предотвратить возможные катастрофические последствия реализации этого проекта".

Правительство Таджикистана готово к разговору

УЖЕ 6 февраля ИА "Ховар" передало официальную позицию правительства РТ: "Откровенно говоря, удивило то, что адресованное мне первое официальное обращение по данному вопросу, сразу же попало на страницы средств массовой информации Узбекистана, что, как представляется, не принято в дипломатической практике", - говорится в начале письма.

Касаясь сути проблемы, премьер-министра РТ Акил Акилов отметил, что: "ни один осуществляемый у нас проект не направлен против какой-либо другой стороны"; "правительство республики, проявив добрую волю, более двух лет назад обратилось к Всемирному банку, являющемуся уполномоченной структурой ООН, с просьбой провести технико-экономическую экспертизу проекта. Я писал об этом Вам (№23.1/2-10 от 19.12.2007г.) и всем нашим коллегам по региону, официально предлагая присоединиться к международному консорциуму по строительству этого объекта. Однако и после вторичного обращения (№14/2-52 от 25.09.2008г.) ответа не последовало, тогда как другие центрально-азиатские государства выразили заинтересованность".

Премьер отметил, что ВБ провел необходимые консультации со всеми правительствами государств ЦА, в том числе дважды, в январе и сентябре прошлого года, с заинтересованными ведомствами Узбекистана, и все высказанные замечания, в том числе требования к безопасности плотины, экологические и социальные аспекты учтены в техническом задании по подготовке ТЭО.

Далее премьер отметил, что "позиция Таджикистана, направленная на укрепление регионального сотрудничества в вопросах рационального использования водно-энергетических ресурсов, находит широкую поддержку мирового сообщества. В своем послании нам от 11 декабря прошлого года президент ВБ Роберт Зеллик выразил одобрение этой политики и заявил о готовности к взаимодействию в реализации гидроэнергетических проектов. Аналогичным образом высказался и президент Евробанка реконструкции и развития Томас Миров".

Премьер назвал причины, по которым возобновление строительства Рогуна является необходимостью для республики. По его словам, это жизненно важно "для нормального обеспечения электроэнергией населения и экономики страны, которая в осенне-зимнее время на протяжении последнего десятилетия сталкивается с жесточайшим дефицитом, покрытие которого за счет импорта ввиду постоянно создаваемых искусственных преград стало невозможным...". "Во-вторых, проект неоднократно подвергался государственной, а также независимой экспертизе, (последняя проведена немецкой компанией "Lahmeyer" в 2006 году по заказу ОАО "РусАл"), выводы которых подтвердили экономическую целесообразность и экологическую безопасность. Участие в качестве подрядчиков российских и многих других иностранных компаний в строительстве Рогунской ГЭС демонстрирует отсутствие какой-либо озабоченности этих стран по поводу проекта. Указанные исследования, проведенные германскими учеными, кстати, по заказу АООТ "Гидропроект" г. Ташкента, доказали прочность возводимой каменно-набросной плотины с суглинистым ядром, как самой надежной и долговечной конструкции с наименьшим риском и самой подходящей для местных условий".

Премьер сослался на успешную эксплуатацию аналогичной плотины Нурекской ГЭС, которая "на протяжении почти 40 лет наглядно подтверждает это". "Осуществляемая в настоящее время модернизация данного объекта позволит обеспечить ее эффективное функционирование на перспективу. Естественно, что этот уникальный опыт будет использоваться и на Рогунской ГЭС, плотина которой по проекту рассчитана на сейсмичность зоны, не превышающей 9 баллов. Следует отметить, за всю историю на территории Таджикистана не зарегистрировано 10-балльных землетрясений, а на месте возведения электростанции - не более 6 баллов".

Говоря о гибели Аральского моря, Акилов отметил: "Как показывают результаты исследований специалистов, она напрямую связана с масштабным освоением новых земель в регионе (с 2,8 млн.га в начале ХХ века до 9 млн.га в конце столетия, из которых на Таджикистан приходится только 720 тыс.га, а на Узбекистан - 4,2 млн.га) и отсталыми технологиями ирригации, которые приводят к безвозвратной потере до 60% воды". По словам премьера, "об этом говорилось и в Протоколе экспертной комиссии Техсовета Ташкентского института "Гидропроект" еще в 1968г. Аральской катастрофе способствовало строительство водохранилищ в низовье, возведенных с целью ирригации, которые круглый год аккумулируют воду, препятствуя ее доступу к морю. Количество построенных и ныне действующих сооружений подобного рода перевалило за 100, а суммарный объем строящихся в настоящее время превышает существующий объем Аральского моря в 1,5 раза".

"Следует также принять во внимание и тот факт, что решающую роль в расширении посевных площадей и развитии хлопководства, в том числе и Узбекистана, сыграли и продолжают играть водохранилища Таджикистана, которые, накапливая воду, позволяют обеспечить ее стабильную подачу в вегетационный период, - напомнил, между прочим, таджикский премьер. - Думаю, нелишним будет напомнить Вам, что летом особо маловодного 2000 года по просьбе узбекской стороны Таджикистан дважды по десять дней осуществлял холостой сброс воды с Нурекского водохранилища объемом тыс. кубометров в секунду. Идя навстречу пожеланиям своего соседа, мы сознательно пошли на недополучение прибыли и снижение выработки электроэнергии зимой в ущерб себе".

Говоря о водном балансе, премьер-министр Таджикистана отметил, "известно, что сток внутренней реки Таджикистана - Вахш, где возводится станция, составляет 28,6% среднемноголетнего стока Амударьи, и наполнение Рогунского водохранилища будет осуществляться за счет лимита РТ в течение 15 лет, а управление режимом стока Вахша будет осуществляться в рамках существующих общерегиональных механизмов. Поэтому возведение объекта не окажет какого-либо влияния на режим водостока, чтобы ставить под угрозу жизнь людей".

"Таким образом, как видите, все вопросы экологии, водного баланса и угроз техногенных катастроф полностью учитываются Таджикистаном, а возведение такого рода объектов является суверенным правом любого государства в полном соответствии с международным правом. Тем не менее, правительство Таджикистана выражает готовность обсудить все вопросы вокруг этого проекта и согласно принять в ближайшее время компетентную делегацию Республики Узбекистан", - заключил А. Акилов.

А если не договорятся?

ЧТО будет, если мы не прислушаемся к соседу и не приостановим строительство Рогуна? Или не сможем прийти к какому-либо компромиссу? Этот вопрос уже неоднократно поднимался в СМИ. И мы уже сообщали, что, например, Узбекистан уже решил ограничить себя от общения с нами, избавившись от транзитной зависимости.

С 1 января прекратилось железнодорожное сообщение между узбекской частью Ферганской долины и остальной территорией страны. Основной транзитный маршрут в долину теперь пролегает через перевал Камчик, по нему проходит единственная автотрасса в погранпункт в долине в обход Таджикистана.

Дальнейшее игнорирование аргументов и позиций друг друга, как со стороны официального Ташкента, так и Душанбе, приведет к дальнейшему ухудшению двусторонних отношений.

- Какими еще рычагами давления на Таджикистан может воспользоваться Узбекистан?

- Ужесточение транспортной блокады для поступления товаров и ресурсов для многих сфер экономики, включая стройматериалы для строящихся гидроузлов; прекращение подачи газа, включая для производства таджикского цемента; закрытие воздушного пространства Узбекистана для перелета воздушных судов в Таджикистан - это не полный перечень санкций, готовых к применению со стороны Ташкента, - говорит председатель Национальной ассоциации политологов Таджикистана Абдугани МАМАДАЗИМОВ.

По словам некоторых экспертов, дело может дойти до международного разбирательства.

- Есть ли надежда разрешить проблему с иностранной помощью? - задает "Правда.Ру" вопрос директору отдела Средней Азии Института стран СНГ и Балтии Андрею ГРОЗИНУ.

- Китай и США от подобного "арбитража" фактически устранились, не видя для себя в этом серьезных выгод. Остаются Россия и Евросоюз. Правда, их многолетние усилия стать объединяющим центром для соперничающих государств Средней Азии пока ни к чему не привели. Впрочем, Душанбе еще не потерял надежду на то, что, справившись с первой очередью Рогунской ГЭС, он получит иностранные инвестиции для завершения всего объекта.

А. Мамадазимов считает, что:

- Несмотря на заявления премьер-министра Узбекистана об обращении к различным международным организациям, на мой взгляд, официальный Ташкент, в конечном итоге выберет переговоры на двусторонней основе. Близкое знакомство с официальной идеологией соседнего государства (возвеличивание образа могущественного Амира Темура) свидетельствует об одной существенной особенности: официальный Ташкент предпочитает двусторонние переговоры, чем участие в дискуссии на многосторонней основе. Однако реализация данной идеологии (наследие грозного Тимура) в новом мире требует одного условия: отказа от тактики выступления с позиции силы и усиление принципа добрососедства, которого очень не хватает в нашем регионе.

Как Ташкент, так и Душанбе прекрасно понимают, что в мире нет беспристрастных и благосклонных к разрешению споров третейских судей, которые в короткий срок решили бы корень разногласий, удовлетворяя требования каждой из сторон. Только двусторонние переговоры и только в столицах двух братских народов (поочередно) без посредников и свидетелей, могут сблизить аргументы переговаривающихся сторон и прийти, в конечном счете к консенсусу, которого с нетерпением ждут более 35 млн. населения двух государств.

По мнению А. Грозина, опыт Казахстана и Киргизии показывает, что "даже такую острую проблему, какой является водная, решить можно. Сегодня Бишкек пропускает Астане нужный объем воды и получает за это электроэнергию и деньги".

- Но в данном конкретном случае я не вижу заметных перспектив, - отмечает он. - Очевидно, стороны будут продолжать информационную войну, которая обострится весной, когда начнутся сельскохозяйственные работы и расход воды в Узбекистане заметно увеличится. Я вовсе не исключаю, что дело дойдет до международного разбирательства. Таджикистан будет заявлять о том, что это его суверенное право - строить на своей территории те или иные объекты. Узбекистан будет напирать на то, что проект Рогунской ГЭС был разработан почти полвека назад, а значит, устарел, и потому Таджикистан не может гарантировать экологическую и техногенную безопасность своим соседям. Впрочем, даже без учета Рогунской ГЭС, учитывая колоссальный рост численности местного населения, а значит, и потребления воды, можно предвидеть постепенное обострение "водного вопроса".

- И все-таки, как можно выйти из сложившейся ситуации без особых потерь?

- Один из путей выхода из сложившейся ситуации заложен в ответном письме нашего премьер-министра (готовность принять делегацию Узбекистана), когда можно сформировать формат и рамки переговоров по всему спектру строительства Рогуна, - продолжил А. Мамадазимов. - На мой взгляд, прямые, равноправные и доверительные переговоры между нашими делегациями и, как я уже говорил, - без посредников поспособствуют сближению позиций.

Дело в том, что проблема Рогуна лежит совсем в другой плоскости - это просто нежелание наших стран воспринимать друг друга равноправными и надежными партнерами.

МЕЖДУ ТЕМ:

Узбекистан сам виноват?

"Заявление премьер-министра Узбекистана о поддержке позиции РУ в вопросе проведения независимой экспертизы Рогуна не соответствует действительности", - заявил "АП" председатель комитета по энергетике, промышленности, строительства и коммуникации Маджлиси намояндагон Маджлиси Оли РТ Мирзошариф ИСЛОМИДДИНОВ.

"ЗАЯВЛЕНИЕ Ш. Мирзиеева о правомерности позиции Узбекистана по вопросу проведения международной экспертизы Рогунской ГЭС, однозначно поддержанной такими авторитетными международными организациями и финансовыми институтами, как ООН, Евросоюз, Всемирный банк, Азиатский и Исламский банки развития, а также Россией и другими странами, не соответствует действительности", - говорит М. Исломиддинов.

По его словам, до сегодняшнего дня ни одна международная организация, ни одна страна мира, кроме самого Узбекистана, не обратилась к властям Таджикистана с призывом провести экспертизу Рогунской ГЭС и официально не возражала против ее строительства. "Однажды Евросоюз опубликовал доклад о том, что Таджикистану необходимо думать о строительстве малых и средних ГЭС, и это было обусловлено тем, что нашей республике надо было найти ускоренные меры по выходу из энергокризиса, - отметил М. Исломиддинов. - В той мере, что я информирован, в настоящее время ЕС также отошел от данной позиции".

Между тем, президент РТ Эмомали Рахмон на предложения Узбекистана о проведении международной экспертизы ГЭС по причине ее влияния на высыхание Аральского моря, неоднократно говорил о том, что данную проблему усугубляют не строительство гидроэлектростанций в странах верховья, а сам Узбекистан, который возвел многочисленные водохранилища на своей территории.

Расул ШОДОН, Asia-Plus

Но навредить мы все же можем?

"В принципе, технически возможно эксплуатировать наши гидроузлы таким образом, чтобы наносить огромный вред Узбекистану, - говорит завлабораторией гидроэнергетики Института водных проблем, гидроэнергетики и экологии АН РТ Георгий ПЕТРОВ.

"СЕГОДНЯ мы и без Рогунской ГЭС можем эксплуатировать, к примеру, Нурекскую ГЭС так, чтобы нанести вред соседнему Узбекистану. Однако Таджикистан за почти 20 лет независимости, в отличие от Кыргызстана, ни разу не эксплуатировал свои гидроузлы без учета интересов соседа", - говорит он. Поэтому, считает эксперт, "Таджикистан должен суметь сказать соседям, что мы согласны эксплуатировать этот гидроузел с учетом интересов Узбекистана, - отметил эксперт. - Кстати, президент Таджикистана об этом говорит всегда, но наши техники этого не могут оформить никакими документами".

Другое дело, подчеркнул Г. Петров, что Узбекистан должен четко определиться и объяснить, какие именно имеет интересы. "Ведь со стороны выглядит так, что Узбекистан хочет командовать эксплуатацией таджикских гидроузлов, как это было в прошлом, - считает он. - Но это неразумно. Нужно говорить о конкретных разумных интересах".

Эксперт добавил, что Таджикистан, конечно, "по мере возможности должен учитывать интересы соседа, но если этот учет интересов потребует каких-то дополнительных действий, то Таджикистан имеет право на получение компенсации".

Пайрав ЧОРШАНБИЕВ,
12.02.2010

Источник - Asia-Plus


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение