Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Игорь Астахов: Кто обеспечит реализацию Послания-2010?

10.02.2010

Автор:

Теги:

 

 

Очередное ежегодное Послание Президента РК народу Казахстана «Новое десятилетие - новый экономический подъем - новые возможности Казахстана» заставляет серьезно призадуматься о будущей реализации его ключевых положений.

Несмотря на все достижения, отмеченные главой государства в контексте выполнения «Дорожной карты-2009», Казахстан еще не вышел из кризисного состояния. Поэтому отнюдь не маленькая часть казахстанцев, чьи доходы за последние два года заметно понизились либо утратили свой стабильный характер, больше всего ожидают от государства решения в самом ближайшем времени своих насущных проблем. Ориентация же властей на далекий 2020 год их вряд ли устраивает.

Такие настроения граждан, видимо, обусловлены не только их сохраняющейся с советских времен патерналистской ментальностью, но и возможными опасениями насчет того, что реализация Послания-2010 пойдет с большими пробуксовками. Ведь те или иные чиновники вполне могут растянуть исполнение наиболее важных поручений главы государства аккурат на ближайшую десятилетку. К тому же предыдущие Послания не получили своего стопроцентного воплощения в жизнь. А вот отчитаться о результатах своей деятельности, если понадобится, чиновники смогут всегда.

Хотя особо волноваться здесь не стоит. Безусловно, что имитация и очковтирательство со стороны определенных чиновников будут иметь место. Однако и расслабиться сильно им никто не даст, поскольку уже в 2012 году будут проведены очередные президентские и парламентские выборы. Следовательно, правительство и акимы всех уровней должны к данному сроку подготовить максимально благоприятную для проведения этих выборов почву. А контролировать их деятельность будет Народно-демократическая партия «Нур Отан», которая наиболее всего заинтересована в исходе будущих избирательных кампаний.

Показательно, что после озвучивания своего Послания Нурсултан Назарбаев провел расширенное заседание Бюро Политсовета возглавляемой им партии и отметил именно ее лидирующую роль в работе не только по разъяснению, но и по осуществлению Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года. Такое пожелание главы государства фактически выводит центральный аппарат данной партии чуть ли не на уровень президентской администрации. Если не по объему полномочий, то уж точно по степени ответственности. Так что партийным функционерам, пожалуй, придется потрудиться не меньше чиновников.

При том, что правительству республики поручено стать единым управленческим центром по реализации Послания-2010, основная тяжесть соответствующей деятельности все же ложится на плечи акимов всех уровней. Не случайно, что в масштабе областей, районов и городов акиматы будут усилены молодыми управленческими кадрами, которых президент намерен делегировать туда из центральных органов власти. Да и акцент в Послании на развитие регионов говорит о многом.

Еще одной группой поддержки, на которую решительно намерен опереться глава государства в процессе воплощения всех своих, отраженных в Послании, замыслов, обозначен частный бизнес. Понятно, что без участия последнего государство просто не сможет решить вопросы инвестирования экономики и снижения безработицы. Взамен же предпринимателям обещана поддержка со стороны государства в вопросах кредитования, сервисного и кадрового обеспечения, а также экспорта их товаров за рубеж.

Таким образом, президентом страны фактически предпринята попытка возложить всю полноту ответственности за реализацию Послания-2010 на своеобразный триумвират в составе НДП «Нур Отан», акимов всех уровней и субъектов частного бизнеса. Казалось бы все просто и ясно: первая из них контролирует, чтобы вторые оказали соответствующую помощь третьим, которые в благодарность за это сами помогут вторым улучшить социально-экономические показатели развития вверенных им территорий, что в конечном итоге позволит создать благоприятную политическую атмосферу для первой с учетом ее электоральных планов.

Однако в реальности все выглядит гораздо сложнее и ставит создание такой вот системы «разделения труда» между «триумвирами» под большую угрозу. Самым ненадежным звеном в этой системе является связка «акимы -предприниматели», что обусловлено факторами коррупции, административных барьеров, избирательности в поддержке субъектов бизнеса, «теневизации» деятельности последних и т.д. Да и партийные структуры в регионах не смогут должным образом вмешаться в столь сложные отношения между бизнесменами и местной властью, поскольку в своем большинстве они возглавляются соответствующими акимами.

Видимо, прекрасно понимая это, президент в конечном итоге апеллирует в своем Послании ко всем без исключения казахстанцам, четко давая понять необходимость участия каждого из них в подъеме экономики. Иначе говоря, чтобы люди не очень надеялись на отмеченный выше триумвират, а преодолевали последствия экономического кризиса преимущественно своими силами. Правда, некоторым слоям и группам населения главой государства был предложен стимул в виде определенного социального пакета. Так что, если те или иные граждане не прислушаются к призывам президента и не проявят активности в интересах экономического подъема, то вместе с тем от них не следует ожидать и каких-либо открытых проявлений недовольства и протеста.

Но в целом, как видим, круг субъектов, способных сыграть ключевую роль в реализации Послания-2010, равно как и Стратегического плана развития Казахстана до 2020 года, практически замкнулся. Одно лишь успокаивает в этой ситуации - то, что до 2020 года еще очень далеко, тогда как 2012 год, который откроет новую веху в новейшей истории республики, не за горами. Стало быть общество что-нибудь «приятное и полезное» от государства к этому времени получит, а уж дальше будет видно…


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение