Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Алексей Власов. О нации и об истории. Депортированные народы в истории Казахстана.

05.02.2010

Автор:

Теги:


Несколько дней назад в Москве и Уральске прошла презентация книги казахстанского политолога Жанны Кыдыралиной, посвященная чрезвычайно актуальной, и в то же время, недостаточно изученной проблеме национального вопроса в истории союзных республик, а затем и новых независимых государств. Вполне понятно, что в центре внимания автора находятся проблемы прошлого Казахстана и его современности. Но, поскольку, я не только специализируюсь по современной политической истории этой страны, но и являюсь главным редактором «Вестника Кавказа», то по вполне понятным причинам, мой профессиональный интерес при внимательном ознакомлении с этой работой был связан с взглядом г-жи Кыдыралиной, ее оценкой проблемы т.н. депортированных народов в самый, пожалуй, мало освященный историками момент после выхода ноябрьского 1956 года Постановления ЦК КПСС о восстановлении национальных автономий балканского, чеченского и  ингушского народов.

Скажу откровенно, что объем привлеченных автором архивных материалов сам по себе заслуживает пристального внимания. Здесь и данные правоохранительных органов, партийных архивов, свидетельства очевидцев. Все эти источники позволяют сформировать противоречивую и, в то же время,трагическую картину «хрущевского перелома» в сфере национальной политики,который стал результатом процессов, начатых на ХХ съезде КПСС, но проводился в столь же противоречивых и неоднозначных формах, как и весь механизм десталинизации советского общества.

Как отмечает Жанна Кыдыралина, возвращение депортированных народов на Северный Кавказ приводило к возникновению межнациональных конфликтов. Поскольку на место выселенных в годы репрессий  уже заселились другие люди, которые «пустили корни» в местах нового проживания. Можно полностью согласиться с выводом автора о том, что в этих непростых условиях много зависело от действий местных властей. И, если балкарцы переселялись на Родину без каких-либо конфликтов, а скорее, напротив, при полной поддержке местных органов власти, то карачаевские переселенцы вступили в затяжной конфликт с грузинскими и русскими семьями, которые к этому моменту проживали на территории Чечено-Ингушской Республики.

За каждой сухой строчкой милицейского протокола стоят трагические судьбы сотен, а то и тысяч людей, которые стали жертвами государственной машины в период сталинских репрессий, а, получив долгожданную свободу, не имели возможности воспользоваться ей в полной мере.

Как отмечает казахстанский историк, первые партии чеченцев, которые возвращались в Грозненскую область небольшими группами по 10 человек лишались возможности получить прописку, устроиться на работу, на железнодорожных станциях выставлялись оперативные заслоны, переселенцам отказывались продавать билеты на поезда и самолеты. В книге приводится выдержка из донесения заместителя министра внутренних дел от декабря 1956 года, которая ясно указывает на реальный настрой большей части чеченцев и ингушей, которые говорили так: "надо всем приехать, тогда нас не выгонят, а если снова будут выселять, то мы будем воевать до последней капли крови".

Именно эти события привели к появлению в мае 1957 года нового постановления ЦК Компартии Казахстана «О временном приостановлении выезда чечено-ингушского населения из пределов республики». Судя по тем данным, которые приводит автор, это постановление вызвало еще больший хаос, поскольку,как обычно, местные администрации и органы внутренних дел не имели точныхи нструкций по выполнению  постановления, что только усугубило конфликтную ситуацию.

Изложенные автором события, их кропотливая и бережная реконструкция – это только начало серьезного и вдумчивого пересмотра различных аспектов национальной политики Советского государства в послевоенный период.Эта тема в течение долгого времени находилась на периферии общественного интереса. И очень приятно, что казахстанские авторы подают пример своим российским коллегам в честном и откровенном разговоре о тех проблемных зонах и белых пятнах нашей общей истории, которые надо раскрывать без злобы и пристрастия, но с уважением и дружеским чувством  к тем народам, с которыми мы живем под одним общим небом.

 

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение