Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Алексей Власов. Казахстан-2010: Экономики без политики больше не будет.

04.02.2010

Автор:

Теги:


Появление в одном из популярных казахстанских изданий статьи Ерлана Карина «Экономическая стратегия плюс политическая модернизация» - вариант ответа части представителей казахстанской политической элиты на основные месседжи, содержащиеся в Послании-2010. Г-н Карин, в этом смысле, должен ощущать себя более комфортно, нежели другие госчиновники, поскольку его главная ипостась это не бюрократ от Нур Отан, а политолог и ученый. А потому на какие-то предметы он смотрит не глазами аппаратчика, а, все-таки, через призму аналитического подхода. Такой «синтетический» взгляд  создает поле для полемики, вызывает желание поддержать или, напротив, возразить каким-то положениям, обозначенным в статье.

«Огонь по штабам!» Если бы Послание-2010 было оглашено не в относительно благополучном Казахстане, а, предположим, в Китайской Народной Республике времен Культурной революции, то можно предположить, что подобный документ станет началом широкомасштабной кампании по борьбе с бюрократией и госчиновничеством, которые не просто страшно далеки от народа, а уже фактически превратились в тормоз для проведения модернизации. Об этом пишет и Ерлан Карин, когда признает, что агитировать в поддержку послания следует не простых граждан, а самих чиновников, от ответственности которых «зависит эффективная реализация президентской стратегии». 

Проблема сформулирована абсолютно точно. Бюрократия и часть крупного бизнеса, как показал казахстанский опыт, пока что не способны динамично реагировать на меняющуюся повестку дня. Дело не только в том, что они рассматривают нынешний кризис, как комплекс личных финансовых проблем – и только. Дело в том, что они вообще не задумываются о системных вопросах, стоящих перед страной, а зациклены на собственных аппаратных перемещениях, либо персональных бизнес-успехах.

 Эти люди «не заточены» под дальнейшие преобразования и их персональная модель развития РК - это достижение возврата к т.н. тучным годам, когда механизмы перераспределения сырьевой ренты позволяли на любом месте, в любом министерстве, в любом регионе чиновникам вести относительно безоблачное существование, не вникая в суть реальных проблем простых граждан. 

Поэтому вряд ли можно удивляться тому, что 99%  вопросов, заданных Назарбаеву во время интерактивного общения с населением страны касались проблем воды, газа, света, детских садов. Линии коммуникации между властью и обществом давным давно уподобились фальшивым видеокамерам, расставленным одной оборотистой фирмой на улицах Москвы, когда на милицейские пульты поступала не реальная картинка, а компьютерный образ. ГУВД потеряло на этом мошенничестве 1,5 млн. долларов, а реальные потери казахстанских властей от игрушечно-успокоительных заявлений от местной центральной бюрократии даже трудно исчислить в каких-то объективных финансовых показателях.

Дальнейшее продолжение этой политики неизбежно приведет к сужению пространства доверия между властью и обществом, к росту социальной напряженности, прежде всего, на региональном уровне. Именно поэтому, приступая к задачам посткризисной модернизации, высшей власти необходимо определиться, с кем именно Ак Орда намерена эти цели выполнять.

Обновление человеческого капитала, выход его в  казахстанских или российских реалиях на более высокий уровень – это задача не одного года. Боюсь, даже не одного десятилетия.

Открытием университета имени президента в Астане  проблему вряд ли можно решить. Равно как и копированием западных моделей в подготовке «кадров нового типа». Нужны кардинальные, жесткие и, может быть, с точки зрения спокойствия бюрократии, непопулярные меры. Без опоры на гражданское общество, без подключения к этому процессу неправительственных структур, без развития интеграционных проектов в сфере образования и подготовки кадрового и управленческого резерва никакие модернизационные проекты не станут реальностью. 

  Но и посыпать голову пеплом вряд ли необходимо. В центре и регионах есть достаточное число прогрессивно мыслящих представителей бюрократической элиты, в том числе, среди тех, кто находятся на высших государственных должностях. Назовем ее условно «президентская тысяча». Опираясь на этих людей, сплоченных духом казахстанского патриотизма и искренним желанием сломать прежние стереотипы поведения госчиновника президент сможет сдвинуть дело с мертвой точки. Но конечный успех возможен только в том случае. Если модернизация во всех ее аспектах станет по-настоящему общественным проектом.реф 

    И еще один принципиально важный момент, новые экономические реформы, провозглашенные Назарбаевым должны быть подкреплены планами социальной и политической модернизации. Повтроение пройденного - "сначала экономика, а потом политика", в духе 90-х годов уже не может работать в условиях  новых вызовов. В этом отношении Ерлан Карин четко обозначил новый общественный запрос - и экономика, и политика одновременно. В процессе нового витка модернизации демократические приципы из ритуальных фраз должны стать ключом к реализации стратегических установок. Тем более, что это не "концепция", изобретенаая политтехнологами, а реальный общественный запрос. Отсутствие адекватной реакции со стороны власти на очевидную необходимость перемен ведет к росту протестных настроений. Пока не столь заметному, но это пока..  

       Вопрос не в том, какой будут последовательность осуществления модернизации, что первично - нефтегаз или индустриализация на новом уровне - хотя, безусловно, это крайне важные вопросы, но по степени значимости, они уступают теме участия общественных институтов в реализации стратегических программ развития. В политику и экономику должен быть возвращен "человеческий фактор". Об этом пишет Дмитрий Медведев, эта же задача, очевидно, является приоритетной для казахстанского руководства.  Способна ли нынешняя модель государственного управления в РК и РФ на столь резкие перемены - вопрос остается открытым. Но  появление статьи Карина свидетельствует о принципиальной возможности подобных перемен.  

Что будет в противном случае? На ум приходят слова А. Колганова: "Поскольку социальная ответственность элиты не подкреплялась социально-политическими механизмами 'контроля снизу', а была основана на ее заинтересованности в модернизации, то с исчерпанием собственно модернизационного проекта единственным механизмом ответственности элиты остался идеологический самоконтроль. Неизбежное в данных условиях ослабление первоначального идеологического импульса означало и понижение меры социальной ответственности бюрократии".

Это - о позднесоветском времени, но уроки истории никто, к счастью, не отменял. 

 

Информация к размышлению: В течение века Россия должна вернуться к пятилетнему президентскому сроку, отменить цензуру, допустить реальную многопартийность, расформировать МВД и ФСБ, а также вступить в НАТО. Таковы некоторые идеи направленного президенту доклада Института современного развития, который считается мозговым центром команды Дмитрия Медведева. 66-страничный документ под названием "Россия 21-го века. Образ желаемого завтра" сегодня представляется в Москве. Под документом стоят две подписи – главы ИНСОРа Игоря Юргенса, который считается представителем либерального крыла в окружении президента, и экономиста Евгения Гонтмахера. Последний в интервью «Эхо Москвы» заявил, что перемены, которые предлагают авторы доклада, во многом – возвращение элементов политической системы 90-х годов.


 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение