Валерия Ромащенко. Украина -2010. Такого как Путин?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Начну с цитаты из недавнего выступления Леонида Кучмы: "Украинцам должно быть стыдно, что в стране такая ситуация, что нет уважения ни к одной структуре власти - ни к президенту, ни к правительству, ни к парламенту, и каждый тянет воз в разные стороны. Лебедь, рак и щука, вместо того, чтобы тянуть в одну сторону". Насколько обоснована подобная оценка политической ситуации в стране?
Валерия Ромащенко. Украина -2010. Такого как Путин?

Интервью эксперта ИАЦ журналу "ЕвроАзия"

ЕвроАзия: Начну с цитаты из недавнего выступления Леонида Кучмы: "Украинцам должно быть стыдно, что в стране такая ситуация, что нет уважения ни к одной структуре власти - ни к президенту, ни к правительству, ни к парламенту, и каждый тянет воз в разные стороны. Лебедь, рак и щука, вместо того, чтобы тянуть в одну сторону". Насколько обоснована подобная оценка политической ситуации в стране?

Валерия Ромащенко: Сразу отмечу, примечательность слов экс-прзидента состоит в том, что он по сути и является творцом этой модели. Все ключевые фигуранты украинской поитики родом из его эпохи. А в остальном нельзя не согласиться с мнением Кучмы. Нынешние выборы доказали этот факт с особой очевидностью.С другой стороны, есть понятие конкуренция проектов, почему нельзя допустить, что разные взгляды на будущее страны - нормальное явление? Наверно, только потому, что парламентско-прездентская форма правления, получается, не приспособлена к такого рода отношениям.

Получается перманентный кризис, ни одни выборы не приводят к стабильной ситуации, правительство работает с оглядкой, стратегические программы не принимаются, поскольку непонятно кто их будет выполнять. Мне кажется, что проблемы украинского политического класса не в именах, а процессах.

ЕвроАзия: Прогнозы экономистов на послевыборную ситуацию довольно пессимистичны, с чем это связано?

Валерия Ромащенко: С тем, что никто не может четко описать будущее Украины в этой посткризисной экономике. Я не уверена, что даже ведутся разработки в этой области, все лучшие умы брошены на достижение тактических результатов - победы на перманентных выборах. О стратегиях просто нет времени и ресурсов даже задуматься, не говоря уже о практической реализации такого рода планов. Это проблема.

ЕвроАзия: Я не совсем с вами соглашусь. Есть, например, центр Ермолаева, с которым активно сотрудничают и российские эксперты.

Валерия Ромащенко: Подобные задачи просто невозможно решить в рамках одного центра, необходим серьезный уровень государственной поддержки, наличие открытых каналов связи с внешними центарми разработки посткризисных стратегий на Западе и в России. Это проект государственного значения. Если смотреть на него как на частную инициативу, то никакого практического результата просто не получится.

ЕвроАзия: А каким Вам видится это результат?

Валерия Ромащенко: Для начала необходимо определить новые контуры "проекта Украина". Соотнести реальные возможности, которыми располагает экономика страны с амбициями элиты, выбрать модель развития, отталкиваясь, в том числе, от потенциала интеграционных проектов в которых Украина может принять участие. ЕЭП, например.

ЕвроАзия: Если Вы упомянули ЕЭП, то как по-вашему изменятся отношения между Украиной и РФ. Можно ли расчитывать, что эти изменения скажутся на позициях России, если брать постсоветское пространство в целом?

Валерия Ромащенко: Дело в том, что случай Украины индивидуален, как, допустим, отношений между Москвой и Тбилиси. Поэтому вообще вся ситуация, которая складывается вокруг российско-украинских отношений, вряд ли может быть спроецирована на отношения между, скажем, Москвой и Астаной, или Москвой и Баку. Как пример. Здесь совершенно другая логика, совершенно иные интересы. Ющенко делал однозначную ставку на движение Украины в Европейский Союз и НАТО, не задумываясь о том, что это выбор лично Ющенко и той части элиты, которая его поддерживает. Но это не выбор всего населения Украины. И это не соотносится во многом с теми национальными интересами и интересами безопасности, которые имеет Россия. Поэтому нет, я думаю, что, в люом случае, новая власть будет более удобным переговорщиком для Кремля.

ЕвроАзия: Анна Герман однажды выразила сожаление, что в Украине не нашлось украинского Путина, который готов бороться за достоинство и силу России до последнего. Журналист Киселев возразил ей заочно: "Дай бог, чтобы здесь не появился российский Путин. Народ от этого лучше жить не станет. Россия если и живет лучше, то только потому, что имеет нефть и газ, а не потому, что правительство ведет какую-то мудрую инновационную политику. Авторитаризм в политике ведет к застою в экономике. Исключение - Китай. Со значительной оговоркой, уровень бедности там, особенно в сельской местности - на средневековом уровне". Так все-таки нужен ли Украине Путин?

Валерия Ромащенко: С поправкой на украинский менталитет, не уверена, что подходы Владимира Владимировича были бы восприняты как должное всем населением Украины. Но если говорить о "спросе" на сильную руку, то он, безусловно, растет. Об этом, косвенно, сказал и сам Путин, рассуждая об "украинизации политики" и негативных последствиях этого процесса.

Поделиться: