Казахстан-2010: Заключение на предмет коррупциогенности

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В своем Выступлении на открытии III сессии Парламента Республики Казахстан четвертого созыва (Астана, 1 сентября 2009 года) Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выразил необходимость обновления казахстанского законодательства, укрепления законотворческого процесса, повышения его качества. Правительству было поручено разработать и внести в Парламент в первоочередном порядке законопроекты о научной, в том числе антикоррупционной, экспертизе законов и подзаконных актов, лоббистской деятельности, более широком использовании возможностей электронного Правительства. Поэтому анализ нормативных правовых актов на предмет их коррупциогенности приобретает особую актуальность и значимость.
Казахстан-2010: Заключение на предмет коррупциогенности

Габдуалиев Мереке Тлекович

кандидат юридических наук

доцент Евразийской Академии (г. Уральск)

Заключениена предмет коррупциогенности некоторых норм

Правил присуждения ученых степеней, утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2003 года № 16

Объект экспертизы

Правила присуждения ученых степеней, утвержденные Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2003 года № 16 (далее – Правила присуждения ученых степеней).

Постановка проблемы

1) В своем Выступлении на открытии III сессии Парламента Республики Казахстан четвертого созыва (Астана, 1 сентября 2009 года) Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев выразил необходимость обновления казахстанского законодательства, укрепления законотворческого процесса, повышения его качества.

Правительству было поручено разработать и внести в Парламент в первоочередном порядке законопроекты о научной, в том числе антикоррупционной, экспертизе законов и подзаконных актов, лоббистской деятельности, более широком использовании возможностей электронного Правительства.

Поэтому анализ нормативных правовых актов на предмет их коррупциогенности приобретает особую актуальность и значимость.

2) В настоящее время в Республике Казахстан отмечается низкая остепененность молодых вузовских кадров, наблюдается тенденция старения педагогических работников, защитивших диссертации еще в советское время.

Вместе с тем, за годы независимости в Казахстане защитило диссертации большое количество государственных чиновников. Так, в специальных исследованиях приводится цифра, что «на сегодняшний день 11 из 19 членов казахстанского правительства имеют высокие степени. Среди 15 акимов, назначаемых президентом, 6 докторов и 4 кандидат наук» (Алтынбасов Б.О. Некоторые вопросы правового регулирования высшего образования в Республике Казахстан//Вестник КазНУ, 2009. №3. С.224). По мнению ученого МГУ им. М.В. Ломоносова Кан Пхен Ки, «ученая степень в Казахстане – важный элемент имиджа политика, показатель его квалификации» (Кан Пхен Ки. «Элиты» России, Казахстана, Узбекистана. Сравнение и оценка //СОЦИС, 2006. №.1. С. 149).

При столь высокой востребованности остпененноости среди судей, прокуроров и других государственных чиновников (при их нагруженности на работе и ежедневном жестком графике) возникает сомнение в возможности их самостоятельного написания диссертационных работ, процедуры защиты и прохождения экспертного совета Комитета по контролю в сфере образования и науки Министерства образования и науки Республики Казахстан (далее – Комитет по контролю).

В настоящем заключении не ставится задача поставить под сомнение честность и порядочность чиновников Комитета по контролю и экспертного совета при нем, а тем более – обвинить их в правонарушениях, способствующих совершению коррупционного правонарушения. Дело в том, что антикоррупционная экспертиза позволяет эксперту исходить из «презумпции подверженности чиновника соблазну».

Анализ коррупционных факторов

1) В соответствии с пунктом 4 статьи 39 Закона РК от 27 июля 2007 года № 319-III ЗРК "Об образовании", "документы об образовании, выданные зарубежными организациями образования, признаются на территории Республики Казахстан на основе международных договоров (соглашений).

При отсутствии международных договоров (соглашений) нострификация документов об образовании, полученных гражданами в зарубежных организациях образования, и выдача им соответствующих удостоверений осуществляются в порядке, установленном уполномоченным органом в области образования".

Как видим, пункт 4 статьи 39 Закона содержит отсылочную диспозицию, позволяющую уполномоченному органу самостоятельно устанавливать порядок нострификации зарубежных дипломов при отсутствии международного соглашения.

Подобная отсылочная диспозиция, представляющая государственному органу право урегулировать решение того или иного вопроса, наиболее тесно связана с потенциальными возможностями коррупционных проявлений .

2) На подзаконном уровне пункт 4 статьи 39 Закона РК "Об образовании" нашел свое развитие в «Правилах признания и нострификации документов об образовании», утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2008 года № 8 (далее – Правила нострификации).

В соответствии с пунктом 1 Правил нострификации, «настоящие Правила определяют порядок признания и нострификации документов об основном среднем, общем среднем, техническом и профессиональном, послесреднем, высшем и послевузовском образовании лиц, получивших образование в других государствах, в международных или иностранных учебных заведениях (их филиалах), созданных в Республике Казахстан».

Как известно, к документам о послевузовском образовании относятся документы магистра, кандидата и доктора наук .

Так, вот сложившаяся практика в Министерстве образовании и науки РК показывает, что Комитет по контролю при процедуре нострификации (признании) на территории Казахстана дипломов кандидата и доктора наук не применяет Правила нострификации, а применяет нормы другого ранее принятого подзаконного нормативного правового акта - нормы Правил присуждения ученых степеней.

Подобная коллизия нормативных правовых актов в регулировании отношений при признании (нострификации) дипломов кандидата и доктора наук препятствуют правильному применению пункта 4 статьи 39 Закона РК "Об образовании", создает возможность для применения той нормы, которая выгода в конкретном случае.

3) В пункте 45 Правил присуждения ученых степеней закрепляется, что «в Республике Казахстан признаются дипломы доктора и кандидата наук, выданные только Комитетом.

Переаттестация граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук, присужденную им государственным органом аттестации других стран, проводится Комитетом по ходатайству организации, где они работают, или их личному заявлению с предоставлением документов по перечню, установленному Комитетом».

Как видим, Правила присуждения ученых степеней дают право Комитету по контролю самим установить перечень документов в целях переаттестации лиц, имеющих дипломы кандидата и доктора наук зарубежных государств.

Отсылочная диспозиция пункта 45 Правил присуждения ученых степеней, представляющая Комитету по контролю право урегулировать решение этого вопроса на своем уровне, наиболее тесно связана с потенциальными возможностями коррупционных проявлений .

4) Одним уз условий переаттестации ученой степени является повторная экспертиза на территории Казахстана диссертации, по итогам защиты которой лицо уже получило диплом кандидата или доктора наук в зарубежном государственном органе. В экспертный совет входят около пяти ученых – однако, каждый из них является специалистом в своей отрасли. Поэтому, голосование членов экспертного совета происходит на основании заключения одного члена-специалиста.

В пункте 47 Правил присуждения ученых степеней закреплено, что «Диссертационная работа, представленная на переаттестацию и получившая отрицательное решение Комитета, может быть принята к рассмотрению после доработки в диссертационном совете, определяемом Комитетом, на общих основаниях». В связи с чем, ни одно лицо, подающее документы на переаттестацию не застраховано от того, что по его диссертации будет дано отрицательно заключение экспертным советом Комитета по контролю.

Пункт 47 Правил присуждения ученых степеней содержит в себе потенциальную опасность проявления коррупции на стадии дачи заключения членами экспертного совета Комитета по контролю по диссертации, представленной на переаттестацию. Здесь нужно исходить из презумпции «подверженности чиновника соблазну» - не дозволительно оставлять государственного служащего «один на один» с клиентом.

5) Хотя в настоящее время на законодательном уровне приняты соответствующие законы – на уровне Министерства образования и науки продолжают действовать приказы, вступающие в явное противоречие с законами.

Например, в статье 1 подпункт 20) Закона РК «Об образовании» закрепляется, что доцент, профессор – это академические звания, присваиваемые соответствующим высшим учебным заведением либо ученые звания, присваиваемые уполномоченным органом в области образования по ходатайству высшего учебного заведения или научной организации.

Между тем, в пункте 18 «Правил присвоения ученых званий», утвержденных Приказом Министра образования и науки РК от 10 января 2003 года №15, закреплено, что «в Республике Казахстан признаются аттестаты профессора и доцента, выданные только Комитетом». Эта норма вступает в явное противоречие со статьей 1 подпункта 20) Закона РК «Об образовании», поскольку в Казахстане академические звания профессора либо доцента могут быть так же присвоены учебным заведением.

Выводы и предложения .

Принимая во внимание слова профессора Е.О. Алауханова, что «главная цель своевременно проведенного анализа законопроекта состоит в устранении из нормативного текста положений, создающих коррупционные «лазейки» (Е.О. Алауханов Антикоррупционная правовая политика. – А.: 2009. С.143), предлагаем следующее.

1) Считаем необходимым исключить пункт 45 Правил присуждения ученых степеней, закрепляющий, что « в Республике Казахстан признаются дипломы доктора и кандидата наук, выданные только Комитетом.

Переаттестация граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, имеющих ученую степень кандидата или доктора наук, присужденную им государственным органом аттестации других стран, проводится Комитетом по ходатайству организации, где они работают, или их личному заявлению с предоставлением документов по перечню, установленному Комитетом ».

Отсылочная диспозиция пункта 45 Правил присуждения ученых степеней, представляющая Комитету по контролю право урегулировать решение этого вопроса на своем уровне, наиболее тесно связана с потенциальными возможностями коррупционных проявлений .

2) Считаем необходимым исключить пункт 47 Правил присуждения ученых степеней, закрепляющий, что « Диссертационная работа, представленная на переаттестацию и получившая отрицательное решение Комитета, может быть принята к рассмотрению после доработки в диссертационном совете, определяемом Комитетом, на общих основаниях ».

Пункт 47 Правил присуждения ученых степеней содержит в себе потенциальную опасность проявления коррупции на стадии дачи заключения членами экспертного совета Комитета по контролю по диссертации, представленной на переаттестацию. Здесь нужно исходить из презумпции «подверженности чиновника соблазну» - не дозволительно оставлять государственного служащего «один на один» с клиентом.

3) При процедуре нострификации (признания) ученых степеней кандидата и доктора наук, полученных зарубежом, следует применять «Правила признания и нострификации документов об образовании», утвержденных Приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 10 января 2008 года № 8.

Коллизия нормативных правовых актов (когда применяются Правила присуждения ученых степеней) в регулировании отношений при признании (нострификации) дипломов кандидата и доктора наук препятствуют правильному применению пункта 4 статьи 39 Закона РК "Об образовании", создают возможность для применения той нормы, которая выгода в конкретном случае.

Теги: Казахстан

Поделиться: