Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Андрей Коробов. Казахстан-2010. Эхо послания.

25.01.2010

Автор:

Теги:


 

Послание-2010 вновь выводит на первый план тему  роли "Нур Отан" в реализации программы модернизации. После громких новаций и кадровых перестановок второй половины 2009 года упоминание о казахстанской партии власти постепенно ушло на второй план в публикациях местных СМИ. Как любил говорить в таких случаях великий русский канцлер Горчаков: «Мы сосредотачиваемся». Впрочем, потребовалось относительно немного времени для того, чтобы определить болевые точки нынешнего состояния партии. Прежде всего, это отсутствие прочной связи между центральным партийным аппаратом и региональными ячейками. Проблема номер два – это работа партийной фракции в Мажилисе, которая далеко не всегда отличается достаточным уровнем дисциплинированности.

Вполне естественно, что этим список проблемных зон не исчерпывается. Но, учитывая, что процесс реформирования партии власти в Казахстане можно уподобить вечному двигателю, то для каждого «наместника» Нурсултана Назарбаева по партии, очевидно, уготована своя участь, наиболее соответствующая его персональному опыту, характеру, аппаратному стилю. Если Б.Жумагулов работал в условиях перманентной подготовки к избирательным кампаниям разного рода, Д.Калетаев концентрировался на идеологии, аналитике и громких PR-проектах. то Нурлану Нигматулину, похоже, достанется миссия «собирателя казахстанских регионов». Хотя, понятно, что это процесс, а не конечная цель и, вполне возможно, что задача, поставленная президентом, акцентирована под конкретную миссию, например – подготовку к досрочным выборам в Мажилис. Но пока об этом можно говорить только в предположительной форме.

С другой стороны, проблему активизации работы Нур Отан на региональном уровне можно рассматривать и в другом, контексте – осуществление процессов посткризисной модернизации. Именно на этой задаче, акцентировано внимание в  послании президента. Если экономический блок правительства и ФНБ «Самрук Казына» участвуют в конкуренции проектов относительно моделей посткризисной модернизации, то на НДП "Нур Отан" будет возложена миссия обеспечения социальной поддержки этим стратегическим программам и главным лозунгом дня, очевидно, станет: «Равнение на регионы!»

Дело в том, что региональную политику Ак Орды в последние годы неоднократно подвергали критике независимые эксперты, но было видно, что все эти споры идут, скорее, по инерции. Как-то само собой подразумевалось, что вся политика делается на уровне Астаны и Алматы. Если уроки кризиса были действительно учтены, то на г-на Нигматулина как на ревностного исполнителя президентских установок будет возложена задача отчитываться перед первым лицом не количеством проведенных мероприятий в регионах с участием партии власти, а скорее, качеством их исполнения. В этом смысле будет меняться и сам имидж партии в сторону  полноценного участника реализации базовых стратегических программ, прежде всего, по социальной сфере и, возможно, в направлении контроля за деятельностью местных органов власти.

Тогда, по крайней мере, становится понятной логика назначения бывшего карагандинского акима на этот пост – его аппаратный опыт как раз основан на  умении ясно представлять границы компетенции каждой из управленческих структур на уровне региона и фиксировать те свободные ниши, где участие Нур Отан может способствовать реальному, а не бумажному выполнению задач «региональной модернизации».

Что же касается вопроса о деятельности фракции партии власти в Мажилисе, то здесь не все так очевидно и, едва ли можно считать, что жесткие заявления руководства  способны «взбодрить»  инертную работу части нуротановцев в парламенте.

Это тоже задача из области - «на случай предстоящих выборов», поскольку депутаты фракции Нур Отан привыкли к комфортному существованию в условиях однопартийного парламента. Понятно, что ситуация не может перемениться кардинально и появление в Мажилисе нескольких оппозиционных депутатов – это вовсе не реальная конкуренция идей. Однако намерение партийного руководства навести порядок на этом участке работы  также, несомненно, вызвано недовольством на самом верху, поскольку далеко не все мажилисмены в последнее время являли  образ истинных слуг народа.

В целом, на фоне активизации основных политических сил Казахстана как проправительственных, так и оппозиционных, руководство Нур Отан пытается действовать на опережение.

Но остается не ясным вопрос: в какой степени удастся достичь необходимого баланса между интересами модернизации и решением тактических задач в казахстанской экономике и социальной сфере? Как быть с пресловутой стабильностью? Очевидно одно, после оглашения президентского послания партийный аппарат Нур Отан стал одной из тех структур, которая будет нести прямую ответственность за темпы и качество движения РК к "счастливым временам посткризиса".


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение