Экспертный опрос ИАЦ МГУ: Международная интеграция системы высшего образования в Украине.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Для Украинских ВУЗов участие в программах международного сотрудничества – это, прежде всего, способ повысить свою репутацию. Большая часть подобных договоренностей не имеет серьезных практических последствий. Сам факт наличия договора позитивно влияет на положение ВУЗа в рейтинге министерства образования Украины. Более активные учебные заведения используют данные связи для получения совместных грантов. Так Горловский Институт иностранных языков совместно с Краковским университетом получил крупный совместный грант «Разработка механизмов обеспечения контактами студентов», целью которого является выстраивание оптимальной системы обмена ЕС-Украина. Университеты ЕС заинтересованы в сотрудничестве с учебными заведениями не входящими в Союз, благодаря грантовым программам Tempus Tacis.
Экспертный опрос ИАЦ МГУ: Международная интеграция системы высшего образования в Украине.

Экспертный опрос ИАЦ МГУ: Международная интеграция системы высшего образования в Украине.

Олег Сюмко.

В ходе конференции «Русскоязычное образование в Украине: проблемы и перспективы», которая состоялась в Российском государственном гуманитарном университете 18 ноября 2009 года, был проведен ряд интервью с представителями системы высшего образования Украины, занимающих руководящие должности от руководителя кафедры до проректора института. Вопросы, задаваемые в ходе интервью, касались международной интеграции системы высшего образования Украины и были направлены на выявление конкурентных преимуществ российских образовательных программ в Украине в сравнении с западными программами. В данном случае под термином «образовательная программа», подразумевается весь спектр формального и неформального диалога зарубежных ВУЗов и неправительственных организаций со студентами Украины. Необходимо выявить перспективные механизмы расширения российского гуманитарного влияния при помощи сохраняющегося ресурса «русскоязычия» в рамках образовательной программ.

Украина юридически не признает дипломы и сертификаты, выдаваемые зарубежными образовательными центрами. Прежде всего это относится к западным образовательным программам. К ним относится распространенная система подготовки студентов и преподавателей Фулбрайта. ВУЗ Украины может войти в Кэмбриджский синдикат, что позволит его студентам получать дополнительные сертификаты о владении английским языком, которые будут иметь только статусное значение.

С российской стороны для студентов, закончивших бакалавриат, существует возможность учиться в России, с правом выбора ВУЗа. В 1998 году между Россией и Украиной был заключен соответствующий договор, который предполагает подобный обмен. Но в нем не прописаны ни ВУЗы, ни количество возможных студентов участвующих в обмене. Существует проблемы с взаимным признанием докторов и кандидатов наук.

Русский язык, в рассматриваемых регионах Украины, пока не вошёл в конкуренцию с английским или иным иностранным языком. Это объясняется высоким уровнем владения русским языком и наличием более широкого доступа к русскоязычной учебной литературе. Хотя и технические специальности, и гуманитарные страдают от нехватки наиболее актуальной научной информации из России.

Для Украинских ВУЗов участие в программах международного сотрудничества – это, прежде всего, способ повысить свою репутацию. Большая часть подобных договоренностей не имеет серьезных практических последствий. Сам факт наличия договора позитивно влияет на положение ВУЗа в рейтинге министерства образования Украины. Более активные учебные заведения используют данные связи для получения совместных грантов. Так Горловский Институт иностранных языков совместно с Краковским университетом получил крупный совместный грант «Разработка механизмов обеспечения контактами студентов», целью которого является выстраивание оптимальной системы обмена ЕС-Украина. Университеты ЕС заинтересованы в сотрудничестве с учебными заведениями не входящими в Союз, благодаря грантовым программам Tempus Tacis.

На сотрудничество с украинскими ВУЗами более активно идут представители США, Канады, Польши, Германии. Россия, по мнению интервьюеров, находится не в первой тройке. Высокую оценку активности российских структур дал только представитель Симферопольского Таврического университета.

Относительно неправительственных организаций участвующих в образовательных программах, с российской стороны называют: фонд Русский Мир, Росзарубежцентр, Институт русского зарубежья. В целом дается высокая оценка качества работы грантовых программ этих фондов, подчеркивается отсутствие бюрократической волокиты, а требования, предъявляемые к соискателям грантов, не отличаются от аналогичных зарубежных.

Зарубежные НПО представлены значительным спектром организаций, охватывающим большее количество сфер жизни. Со студентами работает Корпус мира, активно организующий различные семинары, Научно-информационный центр евроатлантического сотрудничества, ориентированный, прежде всего на улучшение имиджа блока НАТО в молодежной среде. Другой важной стороной работы западных организаций является привлечение молодежи и прежде всего студентов к работе на летние каникулы в США для заработка и изучения страны. Складывается парадоксальная ситуация когда студент из Украины, ни разу не побывав в России, мог несколько раз посетить США.

Интервьюеры следующим образом провели сравнение западных и российских образовательных программ и услуг в Украине:

Запад Россия

Сильные стороны:

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Открытость образования, возможность свободного перемещения для студентов, выбор преподавателей.

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Градационная система оценок, работа вне сессии.

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Предоставление учебных материалов по языку, необходимого качества, и в достаточном количестве.

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->«Многоязычие», возможность изучить дополнительный язык.

Сильные стороны:

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Разносторонность развития личности.

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Необходимая перегрузка студента.

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Мощная поддержка государства.

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Высокое качество привлекаемых преподавателей, их настрой на консолидацию.

Слабые стороны:

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Засилье тестовых технологий.

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Выделение большого количества часов на самостоятельную работу, которая, в условиях Украины, не обеспечена необходимым образом.

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Широкое привлечение мало профессиональных кадров.

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Резкое противопоставление, антагонистичность, украинскому образованию, порождаются завышенные ожидания, которые, как правило, не оправдываются: « настоящее образование ты получишь «ТАМ».

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Показывают «ничтожность украинского студента».

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Узкая специализация.

Слабые стороны:

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Ограниченность ресурсов, в сравнении с западными образовательными программами.

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Слабая информационная поддержка.

<!--[if !supportLists]-->· <!--[endif]-->Не долгосрочность программ.

Российские образовательные программы в Украине носят точечный и кратковременный характер, но отличаются высоким качеством. Эффективность мероприятий значительно снижает слабое освещение в СМИ.

В силу более высокого качества образовательных услуг и программ, предоставляемых Российской стороной, имеет смысл предлагать участие в отечественных программах наиболее перспективным студентам, в том числе проявившим себя в рамках зарубежных грантов. В целом использование опыта, а где это возможно и результатов западных программ, позволит сэкономить ресурсы и расширить охват российского гуманитарного влияния. Качество образовательных программ, надлежащим образом позиционированное в общественном мнении, может стать конкурентным преимуществом российской системы образования в Украине.

На фоне пока еще достаточно широкого распространения в Украине русского языка, представляется сомнительным повторение западного пути с распространением сертификатов о владении языком. Более востребованной является возможность выдачи документов, подтверждающих профессиональные знания студента, проверенных на русском языке, которые бы позволяли конвертировать украинский диплом в России, и в других странах СНГ. Разработка данного направления будет иметь большое значение для «гуманитарного» влияния России, не только в Украине, но и на всем постсоветском пространстве.

Опрошенные представляли следующие ВУЗЫ Украины: Национальный педагогический университет им. М.П.Драгоманова, Днепропетровский национальный университет, Луганского областной институт последипломного педагогического образования, Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина, Луганский государственный институт культуры и искусств, Республиканское высшее учебное заведение "Крымский гуманитарный университет", Таврического национального университета им. В.И.Вернадского, Горловский институт иностранных языков.

Олег Сюмко, эксперт ИАЦ МГУ

Поделиться: