Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Экспертный опрос ИАЦ МГУ: Международная интеграция системы высшего образования в Украине.

24.01.2010

Автор:

Теги:

Экспертный опрос ИАЦ МГУ: Международная интеграция системы высшего образования в Украине.

Олег Сюмко.

 

В ходе конференции «Русскоязычное образование в Украине: проблемы и перспективы», которая состоялась в Российском государственном гуманитарном университете 18 ноября 2009 года,  был проведен ряд интервью с представителями  системы высшего образования Украины, занимающих руководящие должности от руководителя кафедры до проректора института. Вопросы, задаваемые в ходе интервью, касались  международной интеграции системы высшего образования Украины и были направлены на выявление конкурентных преимуществ российских образовательных программ в Украине в сравнении с западными программами. В данном случае под термином «образовательная программа», подразумевается весь спектр формального и неформального диалога зарубежных ВУЗов и неправительственных организаций со студентами  Украины. Необходимо выявить перспективные механизмы расширения российского гуманитарного влияния при помощи сохраняющегося ресурса «русскоязычия» в рамках образовательной программ.

Украина юридически не признает дипломы и сертификаты, выдаваемые зарубежными образовательными центрами. Прежде всего это относится  к западным образовательным программам. К ним относится распространенная система подготовки  студентов и преподавателей Фулбрайта. ВУЗ Украины может войти в Кэмбриджский синдикат, что позволит его студентам получать дополнительные сертификаты о владении английским языком, которые будут иметь только статусное значение.

С российской стороны для студентов, закончивших бакалавриат, существует возможность  учиться в России, с правом выбора ВУЗа. В 1998 году между Россией и Украиной был заключен соответствующий договор, который предполагает подобный обмен. Но в нем не прописаны ни ВУЗы, ни количество возможных студентов участвующих в обмене. Существует проблемы с взаимным признанием докторов и кандидатов наук.

Русский язык, в рассматриваемых регионах Украины, пока не вошёл в конкуренцию с английским или иным иностранным языком. Это объясняется высоким уровнем владения русским языком и наличием  более  широкого доступа к русскоязычной учебной  литературе. Хотя  и технические специальности, и гуманитарные страдают  от нехватки наиболее актуальной научной информации из России.

Для Украинских ВУЗов участие  в программах международного сотрудничества  – это, прежде всего,  способ повысить  свою репутацию. Большая часть  подобных договоренностей  не имеет серьезных практических последствий. Сам факт наличия договора позитивно влияет на положение ВУЗа в рейтинге министерства образования Украины. Более активные учебные заведения используют данные связи для получения  совместных грантов. Так Горловский Институт иностранных языков совместно с Краковским университетом получил крупный совместный грант «Разработка механизмов обеспечения контактами студентов», целью которого является выстраивание оптимальной системы обмена ЕС-Украина. Университеты ЕС заинтересованы в сотрудничестве с учебными заведениями не входящими в Союз, благодаря грантовым программам  Tempus Tacis.

На сотрудничество с украинскими ВУЗами более активно идут представители США, Канады, Польши, Германии. Россия, по мнению интервьюеров, находится не в первой тройке.  Высокую оценку активности  российских структур дал только представитель  Симферопольского Таврического университета.

Относительно неправительственных организаций  участвующих в образовательных программах, с российской стороны называют:  фонд Русский Мир, Росзарубежцентр, Институт русского зарубежья. В целом дается высокая оценка качества работы грантовых программ этих фондов, подчеркивается отсутствие бюрократической волокиты, а требования, предъявляемые к соискателям  грантов,  не отличаются от аналогичных зарубежных.

Зарубежные НПО представлены значительным спектром организаций, охватывающим  большее количество сфер жизни. Со студентами работает Корпус мира, активно организующий различные семинары, Научно-информационный центр евроатлантического сотрудничества, ориентированный, прежде всего на улучшение имиджа блока НАТО в молодежной среде. Другой важной стороной работы западных организаций  является привлечение молодежи и прежде всего студентов к работе на летние каникулы в США для заработка и изучения страны.  Складывается парадоксальная ситуация когда студент из Украины, ни разу не побывав в России, мог несколько раз посетить   США.

 

Интервьюеры следующим образом провели сравнение западных и российских образовательных программ и услуг в Украине:

Запад                                                                     Россия

Сильные стороны:

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->Открытость образования, возможность свободного перемещения для студентов, выбор преподавателей.

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->Градационная система оценок, работа вне сессии.

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->Предоставление учебных материалов по языку, необходимого качества, и в достаточном количестве.

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->«Многоязычие», возможность изучить дополнительный язык.

Сильные стороны:

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->Разносторонность развития личности.

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->Необходимая перегрузка студента.

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->Мощная поддержка государства.

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->Высокое качество привлекаемых преподавателей, их настрой на консолидацию.

Слабые стороны:

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->Засилье тестовых технологий.

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->Выделение большого количества часов на  самостоятельную работу, которая, в условиях Украины, не обеспечена необходимым образом.

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->Широкое привлечение мало профессиональных кадров.

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->Резкое противопоставление, антагонистичность, украинскому образованию, порождаются завышенные ожидания, которые, как правило, не оправдываются: «настоящее образование ты получишь «ТАМ».

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->Показывают «ничтожность украинского студента».

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->Узкая специализация.

Слабые стороны:

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->Ограниченность ресурсов, в сравнении с западными образовательными программами.

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->Слабая информационная поддержка.

<!--[if !supportLists]-->·        <!--[endif]-->Не долгосрочность программ. 

 

Российские образовательные программы в Украине носят точечный и кратковременный характер,  но отличаются высоким качеством. Эффективность мероприятий значительно снижает слабое освещение в СМИ. 

В силу более высокого качества образовательных услуг и программ, предоставляемых Российской стороной, имеет смысл предлагать  участие в отечественных программах наиболее перспективным студентам,  в том числе проявившим себя в рамках зарубежных грантов. В целом использование опыта, а где это возможно и результатов западных программ, позволит сэкономить ресурсы и расширить охват российского гуманитарного влияния. Качество образовательных программ, надлежащим образом  позиционированное в общественном мнении,  может  стать конкурентным преимуществом российской системы образования в Украине.

На фоне пока еще достаточно широкого распространения в Украине русского языка,  представляется сомнительным повторение западного пути  с распространением  сертификатов о владении языком. Более востребованной   является возможность выдачи документов, подтверждающих профессиональные знания студента, проверенных на русском языке, которые бы позволяли конвертировать украинский диплом в России, и в других странах СНГ. Разработка данного направления будет иметь большое значение для «гуманитарного» влияния России, не только в Украине, но и на всем постсоветском пространстве.

 

Опрошенные представляли следующие ВУЗЫ Украины: Национальный педагогический университет им. М.П.Драгоманова,  Днепропетровский национальный университет, Луганского областной институт  последипломного педагогического образования, Харьковский национальный университет имени В.Н.Каразина, Луганский государственный институт культуры и искусств, Республиканское высшее учебное заведение "Крымский гуманитарный университет", Таврического национального университета им. В.И.Вернадского, Горловский институт иностранных языков.

 

Олег Сюмко, эксперт ИАЦ МГУ


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение