Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Работодателя арестованных в Бангкоке летчиков отыскали в Казахстане

23.01.2010

Автор:

Теги:



Работодатель экипажа Ил-76, арестованного в Бангкоке по подозрению в контрабанде оружия, впервые прокомментировал произошедшее. Он утверждает, что не имеет отношения к задержанному грузу, а пилоты, очевидно, просто подрабатывали, выполняя сторонний заказ. Родные пилотов же говорят, что именно он нанял экипаж на этот рейс.

Александр Зыков, работодатель экипажа Ил-76, арестованного в Бангкоке 12 декабря, утверждает, что не имеет отношения к оружию, обнаруженному таиландской полицией на борту самолета. Журналистам Associated Press, которым удалось дозвониться до него, Зыков заявил, что принадлежащая ему компания East Wing не была заказчиком рейса, во время которого произошел арест. Более того, экипаж самолета в день задержания находился в отпуске. За две недели до происшествия пятеро летчиков, по словам бизнесмена, одновременно написали заявления на неоплачиваемый отпуск.

«Найдите людей, которые заказали этот рейс», – заявил он, после чего бросил трубку.
Его супруга Светлана, на которую записан арестованный самолет, также отрицает всякую причастность к этому делу. В телефонном разговоре с журналистом Associated Press Зыкова, которая проживает в ОАЭ, заявила, что они бы не предоставили самолет в аренду, если бы знали, для перевозки какого груза он предназначается.

Зыковы


Имя Зыковых не в первый раз всплывает в расследованиях несанкционированных перевозок. Согласно данным Совбеза ООН, в 2006 году принадлежащий им самолет осуществлял перевозки добровольцев во время вооруженного столкновения Израиля и «Хезболлы». По словам эксперта по поставкам вооружения Брайана Джонсон-Томаса, они перевозили добровольцев на тренировки и в Ливан, и в Сирии. При этом доподлинно неизвестно, были ли Зыковы в курсе того, с какой целью используется их самолет.

Команда

Первые комментарии владельцев самолета, арестованного в Бангкоке, Associated Press получило при проведении собственного расследования. В ходе него журналисты изучили множество документов, связанных с поставкой задержанного груза, и опросили родственников и коллег арестованных летчиков. Как отмечают журналисты, заявления Зыковых несколько расходятся с информацией родственников арестованных членов экипажа, которые говорят, что команда работала на Зыкова уже около 10 лет, и рейс, во время которого их арестовали, также осуществлялся через его компанию East Wing.

Информагентству удалось связаться с сестрой механика судна Александра Збрынева Светланой Найденовой. Она рассказала, что 26 июля 2009 года ее брат приехал в Киев, где к тому времени находись другие члены экипажа. По ее словам, экипаж всегда работал в одном и том же составе. Найденова рассказала, что летчикам пришлось провести в Киеве пять месяцев, после чего с ними был заключен контракт на доставку груза из Северной Кореи. Эту историю в телефонном разговоре с журналистом Associated Press подтвердили еще двое родственниц задержанных членов экипажа – дочь капитана Ильяса Исакова Наталья и дочь навигатора Виктора Абдуллаева Яна.
«Зыковцы»

Чтобы установить истину, журналисты отправились город Шымкент (Казахстан), в котором проживают четверо из пяти арестованных пилотов. В этом мрачном городе Зыков – что-то вроде легенды, пишет Associated Press. Он сколотил состояние в начале 90-х годов, закупив несколько поддержанных советских самолетов и создал компанию по грузоперевозкам. Некоторые летчики в Шымкенте, с которыми удалось поговорить журналистам, описали его как человека, защищающего их интересы. Впрочем, как отмечают журналисты, после развала СССР летчикам на постсоветском пространстве сложно трудоустроиться, и работу даже в крошечной авиакомпании они расценивают как огромную удачу.

Летчиков, работающих в East Wing, в Шымкенте называют «зыковцами». Они проживают в тщательно охраняемом жилом комплексе на окраине города. Район отгорожен колючей проволокой, повсюду расставлены камеры, а у КПП стоят охранники с собаками. Журналистам Associated Press удалось поговорить с управляющим комплексом Павлом Могилевским. Он рассказал, что арестованный экипаж действительно работал на East Wing.

«Да, это наши ребята. Они работают на нас», – отметил он. Но рейс через Бангкок, по его словам, был «халтурой», и заказчиком выступала другая компания. Могилевский отрицал причастность East Wing к поставкам оружия. Однако на вопрос, кто мог бы стоять за заказом, он ответить не смог.
Просто работа

Экипаж мог воспользоваться паузой между рейсами и взять какой-нибудь заказ, сообщил в беседе с журналистами один из инженеров-«зыковцев». «Вам платят за рейс, и вы не задаете вопросов о том, что находится внутри контейнеров», – добавил он. В то же время он отметил, что задержанный экипаж обычно выполнял заказы Зыкова.

Associated Press также удалось найти друга и коллегу задержанного Михаила Петухова из Белоруссии. Виталий – он попросил не раскрывать его фамилию из опасений лишиться работы – рассказал, что Петухову почти каждый месяц звонили с предложением о работе.
«Работа непростая. Самолеты изношенны, поэтому летать на них опасно. И всегда надо было быть готовым нарушить закон или правила полета. Но это работа, и она хорошо оплачивается», – говорит Виталий.
Задержание в Бангкоке

Самолет Ил-76, следовавший из Пхеньяна, был задержан 12 декабря 2009 года в аэропорту Бангкока, в котором он совершил посадку для дозаправки. На борту самолета были обнаружены 35 тонн оружия, в том числе ракеты «земля-воздух», взрывчатка и т.д. Таиландская полиция предположила, что оружие на борт Ил-76 было погружено в Северной Корее – стране, которой по решению Совбеза ООН запрещено заниматься торговлей вооружениями.

Экипажу самолета – гражданам Казахстана Александру Зрыбневу, Виктору Абдуллаеву, Виталию Шумкову, Ильясу Исакову и гражданину Белоруссии Михаилу Петухову – были предъявлены обвинения в нелегальной перевозке оружия, нелегальном ввозе оружия в Таиланд и недонесении властям о наличии оружия на борту.

Экипаж на допросах заявил, что организаторы перевозки заверили их в гражданском характере груза, и никто на борту не знал, что на самом деле находится в погруженных контейнерах. Пилоты по-прежнему находятся под арестом в Таиланде. Им грозит лишение свободы или смертная казнь.

После ареста самолета выдвигались разные версии того, куда именно он должен был доставить свой груз. Назывались, в частности, Украина, Шри-Ланка и Судан. Однако через некоторое время тайские следователи заявили, что установили точный маршрут следования. Согласно их данным, самолет летел в Пхеньян через Бангкок, там получил груз, затем возвратился в Бангкок, чтобы заправиться горючим. Из Бангкока он должен был сделать остановки для дозаправки в Шри-Ланке, Объединенных Арабских Эмиратах и Украине, после чего доставить груз в иранский город Мехрабад. Однако во время остановки в Бангкоке самолет и пять членов команды были задержаны.
Возможные перемещения ИЛ-76


Всемирная паутина

В деле фигурируют несколько компаний – это хитросплетение, охватывающее паутиной весь мир, пишет Associated Press. Цепочка начинается с компании Overseas Trading FZE, базирующейся в ОАЭ и принадлежащей Светлане Зыковой. Overseas Trading FZE на условиях лизинга предоставила самолет Ил-76 грузинской авиакомпании Air West. Она, в свою очередь, сдала самолет в аренду зарегистрированной в Новой Зеландии компании SP Trading. Владелец Air West Леван Какабадзе заявил, что не имел ни малейшего понятия о том, какой именно груз должен был перевезти этот самолет.

По данным Associated Press, SP Trading организовала заправку самолета в Бангкоке через таиландскую фирму UTM. Позже стало известно, что фирма подставная, и ее никогда не существовало в действительности.

С SP Trading тоже не все так просто. Как выяснилось в ходе расследования, компания была зарегистрирована в Новой Зеландии 29 июля 2009 года – т.е. спустя три дня после того, как экипаж Ил-76 собрался в Киеве для заключения нового контракта.



Как стало известно 22 января, правительство Новой Зеландии решило пересмотреть законодательство о регистрации бизнеса в этой стране. Основанием для пересмотра стал инцидент c арестом Ил-76 в Бангкоке.


Управляющий компанией SP Trading Ltd Юрий Лунев заявил Associated Press, что за попыткой незаконно перевезти 35 тонн оружия на борту самолета Ил-76 из Северной Кореи в Иран стоит украинская компания «Аэротрек» (Aerotrack Ltd.). В накладных компания «Аэротрек» проходит как ответственная за поставку груза сторона. По словам Лунева, в задачи «Аэротрека» входило сопровождение груза после погрузки в Северной Корее до конечного пункта в Иране. Попытки журналистов выйти непосредственно на «Аэротрек» остались безуспешны. В офисе, который значится как адрес фирмы, сообщили, что компании с таким названием здесь никогда не было.

Однако «Аэротрек» действительно существовала на Украине – лет 10 назад, пишет украинское издание «Зеркало недели». Сейчас в перечне действующих компаний ее нет.

gzt 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение