Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Тигран Манасян: Слово об "Ахтамар".

22.01.2010

Автор:

Теги:

 

 

1 января нового 2010 года после долгой и серьезной рекламной кампании стал доступен для широкого зрителя[1] первый короткометражный фильм, знакомящий нас и, в особенности, любителей армянского коньяка – с историей и легендами армянского народа, т.к. именно они легли в основу многих названий видов этого напитка, выпускаемого «Ереванским коньячным заводом».

За более, чем 120-ти летнюю историю завод находился в частных руках, в ведении государства, а сегодня его хозяином является французский Перно Рикар (Pernod Ricard Rouss), занимающий второе место в списке крупнейших алкогольных компаний мира. Новый владелец сумел поднять мировую репутацию ереванского коньячного завода, придать производству армянского напитка, желанного гостя на почти что каждом праздничном столе советского гражданина, современный динамизм.

Это наглядно просматривается уже в подходе к производству тех самых короткометражных фильмов. Дебютной стала древняя легенда об «Ахтамар». В съемках были задействованы как армянские, так и иностранные специалисты кинобизнеса. Режиссеры фильма, братья Пол и Людвиг Шаммасян, кинематографисты из Лондона, лауреаты премии «Молодые режиссеры года» на фестивале «Каннские львы», постарались как можно лучше и красочнее подать имеющийся материал.

Саундтрек к фильму был заказан Стиву Хилтону, автора музыки к таким фильмам как «Квант милосердия», «Умри, но не сейчас» из серии «фильмов о Джеймсе Бонде», «Тринадцать друзей Оушена», и т.д. А афиши к фильму снимал Ирвин Олаф – тот самый, который является автором фотоцикла «Королевская кровь» и также лауреатом «Серебряного каннского льва». Во многом благодаря его работе фильм приобрел весьма впечатляющие и отвечающие современным представлениям постеры, плакаты и афиши, направляющие нас в нужном направлении. На них можно увидеть и героев, и гору Арарат, и озеро, и христианский монастырь Хор Вирап, который хоть имеет мало общего со временем возникновения этой притчи[2], красочно дополняет деталировку и косвенно создает некий общий образ армянской культуры.

Хотелось бы отметить, что особое освещение Араратской долины и профессиональная операторская работа добавляют особый вкус в самом начале фильма и направляют зрителя в нужном направлении. Это как первый глоток коньяка, раскрывающий благородство вкусового букета. Дальше зритель имеет возможность наслаждаться всей красотой режиссерской задумки. Справедливости ради надо сказать, что подача материала носит черты скорее западного и более популярного сегодня киноискусства.

В главной роли задействован легендарный актер советского кино Армен Борисович Джигарханян, идеально вписавшийся в свою роль – роль одинокого, наученного нелегкой жизнью старого человека, работающего таксистом более 30 лет. При первом взгляде на его персонаж, проникаешься глубоким доверием, видя перед собой мудрого и доброго человека.

Один из обычных рабочих вечеров таксиста, подвозящего в город из аэропорта молодого человека, который, как выясняется, из Москвы и приехал с целью встретиться со своей любимой, которая живет в Ереване. Однако лицо молодого человека не источает радость, скорее, оно в смятении, и старик это чувствует, понимая в чем таится истинное ненастье.

Несмотря на то, что он опаздывает на встречу, а точнее – свидание, водитель останавливает машину и, как бы намекая своему спутнику, рассказывает легенду о легендарной принцессе Тамар, которая хоть и влюбилась в некоего простолюдина, никак не могла быть с ним. Дочь Армянского царя Арташеса, отвергшая многих царей и князей, она была заточена на большом острове в «золотом дворце». Однако они встречались тайком на том самом острове посреди озера Ван, где находился ее дворец. И однажды ночью, плывя к ней на огонь, который она держала в руках, разыгралась страшная буря, погасившая огонь. Не зная куда плыть, молодой человек, потеряв последние силы, тонет со словами: «Ах, Тамар!»…

Этим заканчивается притча, рассказанная мудрым таксистом, однако ключевыми словами для молодого героя, размышляющего о своем выборе, являются: «Всегда слушай свое сердце!». После этого мы видим кадр с преданно ждущей юной девушкой и его, подходящего к тому самому месту, где молодые должны были встречаться…

В завершении, также как и вначале, постановщики показывают нам старого мудреца,  одного в своей машине с некой черно-белой фотографией… Вот теперь мы окончательно уверены в том, что в судьбе этого человека также была возлюбленная, однако по каким-то причинам ее нет рядом с любящим ее человеком. Отсюда такое желание помочь молодому человеку разобраться в своих чувствах, потому что нет ничего обиднее и страшнее поражения, «сотворенного» своими собственными руками…

На самом деле, его Любовь шире и выше, она обращена к людям, с которыми ему ежедневно приходится сталкиваться и именно это придает этому простому человеку особое величие…

Как бы то ни было, «Ахтамар» найдет свое идеологическое продолжение в других постановках. На очереди такие известные народные сказания, как предание о создании царства Хайастан (т.е. Армении), легенда об Ара Прекрасном и Сермирамиде, погибшем в войне с ассирийцами и легенда о щедром царе Санатруке, истратившем всё своё состояние на восстановление разрушенного землетрясением города Мцибин.

Еще не известно, какая из многочисленных армянских легенд будет экранизирована следующей, однако с уверенностью можно сказать, что выбранный коньячным заводом путь весьма интересный и поучительный, но, самое главное, - он прекрасный, а создавать прекрасное –  это, как говорили наши древние предки, значит творить вечное.



[2] Корни ее уходят корнями в дохристианскую эпоху


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение