Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Юлия Якушева: Любимая буква Нурсултана Назарбаева.

14.01.2010

Автор:

Теги:

 

Спичрайтеры Ак Орды постарались на славу. 14 января 2010 года казахстанское руководство по полной программе презентовало свое предстоящее председательство в ОБСЕ. Президент страны Нурсултан Назарбаев выступил перед евробомондом со специальным видеообращением, из которого стало ясно, что любимая буква казахстанского президента - буква «т» (правда, в русском варианте - три «т» и одна «д», среди которых доверие, т.е. траст, традиции, транспарентность и толерантность).

Все четыре позиции в целом предсказуемы как базовые элементы казахстанской политики на посту председателя ОБСЕ. Напомню, в частности, что на схожих началах Астана инициировала многосторонний диалог в рамках СВМДА, которое теперь можно считать своего рода пилотным проектом десятилетия перед 2010 годом.

Девиз казахстанского председательства в полной мере отвечает представлениям Нурсултана Назарбаева о том, с какой повесткой дня Казахстан собирается выходить к международному сообществу в далеко не самый простой момент существования ОБСЕ.

Доверие? Но между членами Организации вот уже который год присутствует скрытая, а то и явная взаимная неприязнь, не позволяющая решать не то что фундаментальные вопросы, а договариваться даже по техническим моментам. Неслучайно, что последний саммит ОБСЕ прошел 10 лет назад и Астане придется приложить не мало усилий для того, чтобы убедить своих партнеров по многостороннему диалогу, что настал момент для встречи в полном формате на казахстанской земле.

Традиции? Но можно ли говорить о том, что фундаментальные принципы и ценности ОБСЕ, которые формулировались в рамках хельсинского процесса до сих пор признаются, а главное соблюдаются ключевыми игроками на европейской политической сцене. Напротив, вся логика развития институтов ОБСЕ в последние годы свидетельствует об обратном процессе - отходе от традиций, от первоначальных принципов, которые действительно казались многим единственно правильными и справедливыми в формате «для всех» - без разделения на Восток и Запад.

Транспарентность? Но проблема "разделительных линий" в Европе, попытки выстроить вокруг России санитарный кордон из новообращенных стран Восточной Европы и постсоветского пространства - это разве путь к честному и конструктивному сотрудничеству? Или же попытка использовать ОБСЕ как дополнительный инструмент в не самой честной конкуренции, которая лишилась идеологической подоплеки, но сохранила в своей основе формальное деление на правильных, к числу которых Россия почему-то не относится, и неправильных - эту роль Москве как раз отдают с большой охотой.

В одном из своих интервью президент Казахстана назвал себя политиком-прагматиком. И с этим определением нужно согласиться. Нурсултан Назарбаев далек от идеализации нынешнего этапа международных отношений, и поэтому его речь нужно рассматривать, прежде всего, как презентационное действо. Убеждена в том, что за высокими словами «о четырех т» стоит глубокое понимание тех деффектов и изъянов, которые невозможно преодолеть красивыми заявлениями и бумажными стратегиями. Да и вообще не очень понятно, можно ли за один год излечить системные недуги, копившиеся десятилетия.

Но что-то, безусловно, сделать можно. Причем, как мне кажется, это «что-то» в большей степени может пойти в копилку самого Казахстана с точки зрения национальных интересов, внутренних приоритетов развития и только небольшой своей долей будет касаться перспектив эволюции ОБСЕ.

Можно ли представить Казахстан государством-председателем, ни с кем не связанным какими-либо системными обязательствами, готовым к тому, чтобы на честных и паритетных началах содействовать эффективному диалогу между Россией и Западом, между Старой и Новой Европой?

Вполне возможно, что Ак Орда действительно будет стремиться к тому, чтобы в течение предстоящего председательство ни Москва, ни Вашингтон, ни Брюссель не могли упрекнуть Астану в нечестной игре. Может быть это и есть новый прагматизм, к которому пока еще не привыкли «главные игроки», но который потенциально может способствовать перемене участи не только в отношении ОБСЕ, но и во всем комплексе глобальных процессов, которые ныне происходят в системе международных отношений?

 Иными словами, говоря о четырех «т», Назарбаев адресовал это обращение, прежде всего, себе самому, понимая, что побудить всех остальных играть по заданным Казахстаном правилам в реальности - безнадежная затея. Не случайно, что в день видеообращения Нурсултана Назарбаева, один из ведущих американских аналитиков констатировал: "жестокая политическая действительность такова, что ни Вашингтон, ни Москва не могут согласиться на партнерство в том виде, в каком его формулирует другая сторона. И продолжение попыток создания иллюзорного "партнерства" приведет лишь к новым разочарованиям и крушению надежд". Похоже, что надежам на скорую перезагрузку приходит конец.

Зато, в отличие от Барака Обамы у президента РК все еще есть реальный шанс оправдать, если не возложенные надежды "мирового сообщества", то по крайней мере, собственные обещания. В отношении Казахстана как страны, соответствующей самым высоким демократическим стандартам.

 


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение