Россия, Москва

info@ia-centr.ru

А Вы, друзья, как ни садитесь...Современная оппозиция в РК. Ч.2.

17.03.2008

Автор:

Теги:

ИАЦ МГУ-РГГУ проводит экспертный опрос среди участников российско-казахстанского экспертного клуба.

На обсуждение вынесены два вопроса:

 

1. Насколько реально формирование в РК новой оппозиционной силы, объединяющей политиков демократической и национально-патриотической направленности?


Равшан Назаров - эксперт ИАЦ (Узбекистан):
Современная оппозиция в Казахстане разъединена массой факторов:
а) разница объективных интересов (экономических, политических и т.д.),
б) отсутствие интегрирующей идеологии,
в) отсутствие реального лидера-интегратора
г) кланово-жузовские моменты (мы не склонны преувеличивать их роль и значение, но в условиях Казахстана это не самый последний фактор в политической конъюнктуре)
 Надежды некторых политиков на то, что в качестве лидера-интегратора может выступить Кажегельдин - вряд ли реальны. У разных ветвей казахстанской оппозиции различий гораздо больше, чем общего (за исключением противостояния Нур Отану). А "дружить против кого-то" - практика ущербная и недолговечная.

 

Людмила Адилова - профессор РГГУ
В рамках авторитарной модернизации и полном отсутствии публичной политики, создание оппозиции "сверху" в кабинетах администрации Президента означает превращение гибридного режима в персоналистский, прикрываемый лишь демократическим фасадом, наличием  демократических атрибутов в роде имитационной оппозиции и демократических процедур для внешнего и внутреннего пользования.  

 

Дина Швецова - эксперт ИАЦ

По состоянию на данный момент национально-патриотические настроения в обществе очень сильны и действующая власть с ними работать в силу многих причин не может. Но самое главное национально-патриотические идеи в казахстанском политическом бомонде есть кому представлять. Лучшей комбинации
для рождения новой политической силы было бы трудно представить. С демократическими идеями сложнее, т. к. казахстанским обществом они понимаются хуже, поэтому политикам демократической направленности нужны
партнеры более близкие к людям, чем они. <Неравенство> партнеров тут может дать на первое время хороший результат, но <лидерский> характер казахстанской политики - когда есть ряд сильных личностей, но нет опыта
построения полноценных политических структур - мешает прогнозировать развитие ситуации.

 

Наталья Харитонова - директор аналитических программ ИАЦ МГУ-РГГУ

Вполне реально, так как формат политического поля Казахстан на сегодняшний день определенно требует значительной корректировки, пусть даже внешней. Наличие более или менее конструктивной демократической оппозиции осознается как насущная необходимость не только для того, чтобы «взбодрить» партию власти, но и как сила, создающая демократическое «поле напряжения» в общем политическом дискурсе страны, которая будет председательствовать в ОБСЕ. Что касается национально-патриотического формата оппозиции - спрос на такую проблематику в РК есть. Можно сказать, что ее определенным образом культивирует сама власть как один из самых действенных механизмов социальной мобилизации. Эта тема постоянно актуализируется в информационном поле Казахстана, и не эксплуатировать ее было бы глупо. Другое дело, что делать это нужно очень и очень осторожно. В любом случае такого рода оппозиция должна быть и будет вполне управляемой.

 


2. Реформа "Нур Отан" и превращение ее в современную структуру с четко оформленной идеологией - реальная возможность или очередной миф?
 

Равшан Назаров - эксперт ИАЦ

На наш взгляд, Нур Отан был сформирован как политический проект с конкретными целями и задачами, которые он не только выполнил, но и (довольно неожиданно для многих) перевыполнил. Это поставило и руководство страны, и значительную часть казахстанской элиты в ситуацию выбора - а что теперь делать с этим политическим монстром7 Надежда на его превращение в нормальную парламентскую партию - довольно призрачна. Может быть лишь превращение в авторитарную, жесткую конструкцию, но это (как показала мировая практика)  - тупиковый путь! Смена политических векторов в Казахстане возможна не столько путем сознательных и организованных действий оппозиции, сколько путем естественной эволюции Нур Отана, а точнее - его естественного "отмирания" и освобождения политического пространства.

 

Людмила Адилова - профессор РГГУ

Главный инструмент интервенции власти на политический рынок партия "Нур Отан" не реформируема по своей сути и смыслу существования. Надо быть реалистами и отчетливо понимать, как, когда, кем и  зачем она создавалась, чьи интересы она выражает? Для самосохранения нынешняя власть нефтегосударства и ресурсообеспеченные элиты могут использовать как национализм, так и казахстанский патриотизм в рамках мобилизационного проекта.  Однако при отсутствии механизма  конкуренции и ротации элит не новых людей, не новых идей власть не получит. Реформа "Нур Отан" - это мифодизайн рекламы политических реформ для международной идентификации РК.

 

Дина Швецова - эксперт ИАЦ

 Партийные организации тем и хороши, что их можно реформировать до бесконечности. Этим объясняется более высокая выживаемость партийных режимов по сравнению с лидерскими. Эффективная реформа <Нур Отан> в Казахстане могла бы послужить средством против стагнации правящей элиты, обеспечить приток <свежей крови> и, что еще важнее предотвратить возникновение новых оппозиционных настроений через идеологическое вовлечение общества в политическую жизнь. Единственное, что вызывает сомнения, так это то, насколько в сложившейся политической ситуации - при такой степени подконтрольности политики президенту - партия может выполнять те функции, которые она могла бы, и как долго она может просуществовать как крайне зависимый политический игрок, не дискредитировав себя и систему. Получается, что если проводить реформу, то нужно сразу учитывать, что партии придется в дальнейшем работать в условиях ограниченной функциональности, а значит нужно делать ставку на определенную нишу и определенные политические задачи, которые <Нур Отан> должна будет успешно решать.

 

Наталья Харитонова - ИАЦ МГУ-РГГУ

В данном случае, я бы поставила вопрос по-другому: каков будет КПД от этой реформы? Понятно, что, лишь узкий круг людей будет в курсе всех тонкостей ее проведения и лишь они будет знать какой из проектов может «выстрелить». При желании всю публичную казахстанскую политику можно назвать виртуальной (так оно и есть), как и любую другую на постсоветском пространстве. А если из партии власти удастся сделать «коллективного преемника» как опору президентской власти, пусть даже только виртуально, то это позволит наладить диалог прежде всего с исполнительной властью, результатом чего станут более слаженные действия в реализации принятых решений. А это уже результат! Ведь главной задачей здесь видится как раз распределение ответственности за реализацию решений между всеми ветвями власти.  


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение