Деятельность банков и торговых учреждений в Бухарской Народной Советской Республике и Хорезмской Народной Советской Республике в 1921 -1924 гг.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Если вкратце рассмотреть историю развития и деятельности банков в регионе, то в довоенное время (1913 г.) в Бухаре работало 6 банков с полезным активом около 22-23 млн. рублей.Во всей Средней Азии лишь в Бухаре можно было найти наиболее гармоничную обстановку для работы кредитных учреждений.Свыше 50% средств банки черпали из местных поступлений - вкладами, текущими счетами и прочими, тогда как в Туркестане эта часть пассивов понижалась до 25-30%.
Деятельность банков и торговых учреждений в Бухарской Народной Советской Республике и Хорезмской Народной Советской Республике в 1921 -1924 гг.

Б. Пасилов

кандидат исторических наук

Институт истории АН Узбекистана

Деятельность банков и торговых учреждений в Бухарской Народной Советской Республике и Хорезмской Народной Советской Республике в 1921 -1924 гг.

Если вкратце рассмотреть историю развития и деятельности банков в регионе, то в довоенное время (1913 г.) в Бухаре работало 6 банков с полезным активом около 22-23 млн. рублей.

Во всей Средней Азии лишь в Бухаре можно было найти наиболее гармоничную обстановку для работы кредитных учреждений.

Свыше 50% средств банки черпали из местных поступлений - вкладами, текущими счетами и прочими, тогда как в Туркестане эта часть пассивов понижалась до 25-30%.

Банки, оперировавшие в Бухаре, заключали свои балансы неизменно со значительными прибылями.

Политические процессы, происходившие в начале 20-х годов ХХ столетия в Туркестанской АССР (ТАССР), оказывали непосредственное влияние не только на политическую, но и социально-экономическую жизнь Бухарской Народной Советской Республики и Хорезмской Народной Советской Республики, которые были образованы после насильственного свержения Бухарского эмирата и Хивинского ханства.

Туркестанские коммунисты, при помощи созданных под их контролем в этих республиках коммунистических партий - БКП и ХКП непосредственно проводили политику центра через эти органы власти.

Почти сразу же после образования БКП и ХКП, партийные уставы которых были созданы на основе Устава РКП(б), влились в нее и стали ее составной частью, что обеспечивало полный контроль тоталитарным центром происходивших на местах политических и экономических процессов в этих «по содержанию крестьянских, народных, по форме советских «независимых» республиках Средней Азии».

Несмотря на то, что российским большевистским правительством на основе подписанных взаимных договоров с правительствами БНСР и ХНСР была признана их независимость, большевики, однако, постепенно втягивали эти республики в орбиту своего влияния, что делало их «независимость» фиктивной и недееспособной во всех сферах жизни общества, в том числе социально-экономической.

Реальные практические шаги в этом направлении были сделаны еще в 1922 году. Так, во исполнение директив ЦК РКП(б) и решений Майского (1922 года) Пленума Средазбюро ЦК РКП(б) в 1923 году было осуществлено экономическое объединение Туркестана, БНСР и ХНСР. Хотя большевиками это объединение мотивировалось тем, что оно вытекало из самой «интернациональной сущности советской власти», на самом деле на основе этого объединения устанавливался полный контроль над социально-экономическими процессами, происходящими в Бухаре и Хиве.

Прошедшая в марте 1923 года экономическая конференция ТАССР, БНСР и ХНСР привела к созданию Среднеазиатского Экономического Совета (СредазЭКОСО), который стал органом, «координирующим и направляющим» всю экономическую жизнь трех республик. СредазЭКОСО работал под непосредственным руководством Средазбюро ЦК РКП(б), что является подтверждением вышеуказанных фактов.

В Постановлении СредазЭКОСО по вопросам госторговли и кооперации указывалось, что весь торговый оборот Республик (Туркестана, Бухары и Хорезма) должен быть проведен, по возможности государственными кооперативными силами.

Для достижения этой цели в отделениях Госбанка был открыт не только товарный кредит, но также и кредит на общую платежеспособность (соло векселя).

По мере развития кооперации и госторговли, финансирование частного капитала было ограничено узкими, жесткими рамками, что, конечно, являлось шагом назад от первоначальных принципов.

В целях усиления государственных заготовок продуктов сельского хозяйства, Бухарская и Хорезмская республики на примере ТАССР, вошли пайщиками в акционерное общество «Хлебопродукт» по особому соглашению, которое потом было переименовано в «Среднеазиатское Бюро».

Также в БНСР и ХНСР были организованы союзы кооперативов, которые объединялись с туркестанской кооперацией, образовав тем самым Среднеазиатский кооперативный центр.

Союзы кооперативов открывали свои отделения на главных базарах Бухары и Хорезма, которые непосредственно занимались заготовкой сельскохозяйственных товаров.

В середине 1923 года в БНСР и ХНСР были также организованы товарные биржи.

После вхождения БНСР и ХНСР существенно изменились принципы деятельности банков этих республик, которые, в конечном счете, оказались филиалами Госбанка РСФСР, тем самым, утратив свои полномочия как независимых финансово-кредитных субъектов.

Далее, совершение валютных операций частными и кредитными учреждениями и Бухарским государственным банком теперь осуществлялось на основании общих положений, действующих в пределах РСФСР (подчеркнуто нами - Б.П. )

Переход к новой экономической политике (НЭП) стал важным шагом в развитии рыночных отношений в БНСР и ХНСР. В свою очередь, в развитии этих отношений особая роль уделялась развитию системы банковской деятельности и организации разных форм кооперации.

В целом на бухарском рынке действовали четыре торгово-промышленные группировки местного происхождения: государственный капитал, капитал комбинатов, капитал кооперации и частный капитал. Кроме того, также функционировали все категории капитала СССР и, наконец, капитал бухарского дехканства.

Государственный капитал складывался из следующих единиц: Бухгосторга, Бухпромторга и Бухгосбанка. Также к этой группе можно причислить функционировавшее акционерное общество «Росхлопок», акционерами которого являлись бухарское правительство и ВСНХ РСФСР.

Если анализировать капитал комбинатов, то Бухгосторг являлся в большинстве случаев самым крупным держателем паев всех бухарских комбинатов. Однако его участие в деятельности комбинатов была слабой, и даже не было понятно, кем персонально было представлено государство в правлениях комбинатов.

В 1924 году комбинаты испытывали определенный кризис по следующим причинам: политикой советского правительства по проведению хлопковой кампании и банковской кредитной депрессией.

Комбинаты не занимались торговлей хлопком по двум причинам: во-первых, из-за неуверенности в безубыточной реализации хлопкового волокна в РСФСР, во-вторых, комбинаты были поставлены в неодинаковые условия наряду с государственными предприятиями и кооперацией в отношении пользования банковским кредитом.

Также, комбинаты не могли заниматься импортом российских промышленных товаров в силу их чрезмерно высокой цены, поэтому этим занимались российские синдикаты и Центросоюз РСФСР.

Такое обстоятельство также негативно влияло на деятельность Бухгосторга, комбинатов и бухарского частного капитала.

Таким образом, комбинаты занимались в основном экспортными операциями. Предметами экспорта являлись каракуль, овчины, шерсть, сухофрукты и т.д.

К началу НЭПа экономика обеих республик испытывала большие трудности. Например, в исключительно тяжелом положении находилась главная отрасль экономики ХНСР - сельское хозяйство. Ирригационная сеть была разрушена. Поэтому финансово-кредитная деятельность банков должна была помочь этим республикам в решении не только сельскохозяйственных, но также и других проблем социально-экономического развития.

Основными банками, которые осуществляли свою деятельность в БНСР и ХНСР, были Госбанк СССР, Средне-Азиатский Сельскохозяйственный банк, Средне-Азиатский коммерческий банк, Госбанк ХНСР и т.д.

В этих республиках сложился ряд обстоятельств, которые усложняли деятельность финансовых организаций. Например, в БНСР отсутствовал «строго определенный хозяйственный план, и в этих условиях Бухарским Экономическим Советом (БЭС) к началу 1922 года был составлен государственный бюджет и хозяйственный план развития. Однако, были использованы самые различные пути для определения хотя бы ориентировочных цифр и величин». В процессе своей деятельности БЭС предусматривал, что «конкретно выявив в отдельные отрасли хозяйственной деятельности, можно будет производить уже планомерные изменения первоначального плана в зависимости от имеющихся условий работы». Эти обстоятельства усложняли также практическое отсутствие местных бюджетов, поэтому намечалось создание целого ряда местных органов, а также кадров, которые должны были регулировать хозяйственную жизнь на местах.

При составлении госбюджета и хозяйственного плана в рамках последнего, в основу был принят принцип бездефицитности, так как Бухарская республика не могла рассчитывать ни на какие дотации из центра.

Таким образом, в таких сложных социально-экономических условиях коммерческие банки и кооперативные союзы вели свою деятельность, например, коммерческая деятельность Бухцентросоюза была неудовлетворительной и дала отрицательные (дефицитные) результаты.

БЭС был осуществлен аудит деятельности Бухцентросоюза, в результате которого был составлен план работ. Для того чтобы поддержать и стимулировать его деятельность БЭС направил из Госторга на льготных условиях товаров на сумму 200 000 рублей золотом. Также Бухцентросоюз должен был организовать 30 потребительских обществ на местах.

Что касается сельскохозяйственной кооперации, то работы в этом направлении были начаты недавно, так как Бухарское отделение Сельскохозяйственного банка приступило к своей деятельности лишь в сентябре 1922 года. На первых порах из-за определенного недоверия местного населения и отсутствия оборотных средств в Бухарском отделении банка образование сельскохозяйственных товариществ шло со сложностями. Поэтому на том этапе было организовано всего 7 товариществ, и некоторые из них частично приступили к погашению ссуд.

До декабря 1923 года Сельскохозяйственный банк перевел в Бухару всего 5 000 червонцев. Поэтому БЭС через свое Экономическое представительство в Ташкенте предпринял шаги для пополнения счета Бухарского отделения банка. Предусматривался перевод в Бухару дополнительно 75 000 червонцев.

Так, только в начале февраля 1924 года после пятнадцати постановлений и резолюций высших органов Совнаркомом был окончательно разрешен вопрос об открытии Бухцентросоюзу кредита в 200 000 рублей золотом, в который была зачтена и прежняя задолженность в сумме 67 000 рублей. 100 000 рублей Бухцентросоюз должен был получить векселями и на остальную сумму товарами от Госторга.

Анализ деятельности Центросоюза после получения кредитов показывает, что к концу марта 1924 года было ликвидировано 5 контор и организовано 10 районных потребительских обществ (РайПО) и 10 отделений, работавших на основе новых уставов. Чуть позже были реорганизованы Каракульская и Шахризабская конторы.

В целом Бухцентросоюзом через кооперативные организации с октября 1923 по март 1924 было заготовлено сельскохозяйственных продуктов в следующем количестве: шерсти - 22973 пудов; овчин - 4423 штук; кож - 3495 штук; мехов - 3900 штук; гузы - 309 пудов 35 фунтов; хлопка - 150 пудов 12 фунтов; каракуля - 1561 штук; пшеницы - 2216 пудов 30 фунтов; кишмиша - 644 пуда 20 фунтов; грецких орехов - 800 пудов.

В это время был выделен кооперативным организациям фондовый кредит сроком на шесть месяцев: Старо-Бухарскому ЕПО - 1 736 руб. 12 коп.; Каганскому РайПО - 2 792 руб. 70 коп.; Керменийскому РайПО - 4 122 руб. 17 коп.; Термезскому РайПО - 4 565 руб. 66 коп.; Керкинскому РайПО - 13 178 руб. 73 коп.; Нуратинскому РайПО - 2 461 руб. 99 коп.; Каршинскому РайПО - 11 503 руб. 65 коп.; Ленинскому РайПО - 1о 771 руб. 93 коп.; Каракульской Конторе - 3 342 руб. 48 коп.; Шахрисабской конторе - 7 125 руб. 45 коп. Итого было выделено фондового кредита на сумму 61 600 руб. 88 коп.

Также в конце 1923 года и в начале 1924 года, согласно постановлений правления, из находящихся у Бухцентросоюза средств ликвидированных кооперативов выдано безвозвратно в основной капитал:

Старо-Бухарскому ЕПО - 11810 руб, 45 коп.;

Керменинскому РайПО - 3425 руб 62 коп.;

Нур-Атинскому РайПО - 852 руб. 11 коп.

Итого - 16 088 руб. 18 коп.

Сельхозбанк оперировал за счет основного капитала, направляя его исключительно на кредитование производителя через его первичные объединения для увеличения основного капитала сельского хозяйства. С привлечением необходимых средств из государственных и кооперативных учреждений производилось условное кредитование.

Кроме Сельхозбанка, который осуществлял свою финансово-кредитную деятельность в БНСР также должен был стать Государственный Банк, который был организован решением III Всебухарского курултая народных представителей (август 1922 г.) и постановлением Совета Народных Назиров. Банк начал свою деятельность 15 октября 1922 г.

Основными и первоочередными задачами банка являлись следующие: способствовать развитию внутренней и внешней торговли БНСР путем открытия кредитов государственным, комбинированным и частным предприятиям в форме учета соло-векселей и ссуд под товары и товарные документы, открытие широкой сети мелкого сельскохозяйственного кредита на первое время в пяти вилоятах с целью поднятия хлопководства и сельского хозяйства; улучшить благоустройство гродов путем предоставления им девятимесячных кредитов под обеспечение некоторых статей их доходов; помочь кооперации путем предоставления кредитов для производственных целей, а также укрепить финансовую политику республики путем предоставления Банку права выпускать банкноты в серебряной валюте, имеющие хождение внутри БНСР и установить корреспондентские снощения с кредитными учреждениями РСФР и других республик, с заграничными банками.

Однако, Банк с первых дней своей работы столкнулся с очень серьезной проблемой - отсутствием средств. По постановлению III Всебухарского курултая банку должен был быть выделен фонд в 5 000 000 руб. золотом. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию правление Государственного Банка Бухары обратилось в БухЦИК и Совет Народных Назиров и на объединенном заседании было предложено ВСНХ снабдить банк достаточными средствами. К сожалению ВСНХ отпускал по 2-3 тыс. руб. в день, и этого было явно недостаточно для нормального функционирования банка.

Несмотря на то, что российским большевистским правительством на основе подписанных взаимных договоров с правительствами БНСР и ХНСР была признана их независимость, тоталитарный центр, однако, постепенно втягивал эти республики в орбиту своего влияния, что делало их «независимость» фиктивной и недееспособной во всех сферах жизни общества, в том числе социально-экономической.

Реальные практические шаги в этом направлении были сделаны еще в 1922 году. Так, во исполнение директив ЦК РКП(б) и решений Майского (1922 года) Пленума Средазбюро ЦК РКП(б) в 1923 году было осуществлено экономическое объединение Туркестана, БНСР и ХНСР. Хотя большевиками это объединение мотивировалось тем, что оно вытекало из самой «интернациональной сущности советской власти», на самом деле на основе этого объединения устанавливался полный контроль над социально-экономическими процессами, происходящими в Бухаре и Хиве.

Прошедшая в марте 1923 года экономическая конференция ТАССР, БНСР и ХНСР привела к созданию Среднеазиатского Экономического Совета (СредазЭКОСО), который стал органом, «координирующим и направляющим» всю экономическую жизнь трех республик. СредазЭКОСО работал под непосредственным руководством Средазбюро ЦК РКП(б), что является ярким подтверждением вышеуказанных фактов.

В Постановлении СредазЭКОСО по вопросам госторговли и кооперации указывалось, что весь торговый оборот Республик (Туркестана, Бухары и Хорезма) должен быть проведен, по возможности государственными кооперативными силами.

Для достижения этой цели в отделениях Госбанка был открыт не только товарный кредит, но также и кредит на общую платежеспособность (соловекскля).

По мере развития кооперации и госторговли, финансирование частного капитала было ограничено узкими, жесткими рамками, что, конечно, являлось шагом назад от первоначальных принципов.

В целях усиления государственных заготовок продуктов сельского хозяйства, Бухарская и Хорезмская республики на примере ТАССР, вошли пайщиками в акционерное общество «Хлебопродукт» по особому соглашению, которое потом было переименовано в «Среднеазиатское Бюро».

Также в БНСР и ХНСР были организованы союзы кооперативов, которые объединялись с туркестанской кооперацией, образовав тем самым Среднеазиатский кооперативный центр.

Союзы кооперативов открывали свои отделения на главных базарах Бухары и Хорезма, которые непосредственно занимались заготовкой сельскохозяйственных товаров.

В середине 1923 года в БНСР и ХНСР были также организованы товарные биржи.

После вхождения БНСР и ХНСР существенно изменились принципы деятельности банков этих республик, которые, в конечном счете, оказались филиалами Госбанка РСФСР, тем самым, утратив свои полномочия как независимых финансово-кредитных субъектов.

Далее, совершение валютных операций частными и кредитными учреждениями и Бухарским государственным банком теперь осуществлялось на основании общих положений, действующих в пределах РСФСР (подчеркнуто нами - Б.П. )

В конечном счете, Государственный банк БНСР был объединен со Среднеазиатским Банком и прекратил свое существование.

Причинами, которые привели к закрытию банка стали, прежде всего, то, что он в своей работе подчинялся ВСНХ и, по мнению бывшего управляющего банка, должен был находиться в ведении Народных Назиров и необходимо было организовать Совет Банка, действующий в отделениях в Кермине, Карши и т.д.

Выше было подчеркнуто, что Сельскохозяйственный Банк проводил активную кредитную политику в БНСР и ХНСР. Так заключительный отчет о деятельности Среднеазиатского сельскохозяйственного Банка показывает, что организационные работы по созданию сети его филиалов продолжались и после первого отчетного периода с июля по октябрь 1923 года. Его деятельность с 1 октября 1923 года по 1 июня 1924 года показывает, что количество созданных товариществ к 1 февраля 1924 года было доведено с 314 до 524.

К этому времени свою деятельность в области кооперативного строительства начал Турксельсоюз, и так как организационной работы по созданию сельскохозяйственных ячеек в ТАССР и все организационное дело в ней передал Турксельсоюзу, за исключением Джетысуйской области. За Сельхозбанком, таким образом, осталась организационная работа в Джетысуйской и Турткульской областях, и, конечно же, в Бухарской и Хорезмской республиках. К 15 мая 1924 года было организовано: в БНСР - 517 товариществ; в ХНСР - 15 товариществ; в Турткульской области - 10 товариществ.

Следует отметить, что население охотно объединялось в сельскохозяйственные товарищества. Нередки случаи, когда товарищества открывались самостоятельно.

Поэтому Сельхозбанку приходилось даже сдерживать рост товариществ, не давая им свободно развиваться, так как у банка не хватало средств для их кредитования. Имеющиеся средства банка позволяли ему обслуживать до 400 товариществ. Изыскание средств и привлечение капитала были одними из наиболее труднорешимых задач Сельхозбанка. Основной причиной недостатка капитала явилось то, что вторая половина основного капитала оставалась не внесенной пайщиками.

Между тем, на получении этих средств строился и план работы, и велась организация товариществ, вопрос о том, что средства не будут отпущены, выяснился только в мае 1924 года. Поэтому пришлось пересмотреть весь план работ. Закрыть сеть филиалов, сократить штаты и прибегнуть к беспрецедентной экономии с единственной целью уложиться в рамки того бюджета, который был возможен при имеющихся средствах.

Не столь удачными были попытки привлечения Сельхозбанком взносов на вклады и на текущие счета. Сальдо этих отчетов по месяцам представляется следующим образом:

На 1 октября 1923 г. - 21 956 руб.

На 1 января 1924 г. - 30 296 руб.

На 1 февраля 1924 г. - 24 507 руб.

На 1 июня 1924 г. - 54 062 руб.

Сами местные организации остро нуждались в средствах и не могли помочь банку.

В период своей деятельности Сельскохозяйственный Банк снабжал кредитные товарищества ввиду слабости и малой работоспособности союзов кредитно-сельскохозяйственных товариществ сельскохозяйственными орудиями и машинами через Госсклад, мануфактурой и другими товарами, а также греной, согласно заключенных договоров, через Центросоюз, а также Сталсиндикат, Нефтесиндикат, Хлопком, Продсиндикат, Туркшелк, которые открывают товариществам кредит от двух до трех месяцев под гарантию банка. Также Сельскохозяйственный банк осуществлял организацию сельскохозяйственных товариществ. В Бухаре и Хорезме функционировали его отделения. Им рассматривался вопрос о введении машинного орошения. Банк также планировал создать ирригационный фонд в этих республиках.

Правительством ХНСР также рассматривался вопрос о введении машинного орошения, так как чигирное орошение обходилось дехканам в 83 копейки, а машинное в 49 копеек. Для этой цели правительство республики выделило 500 000 рублей. До этого было организовано всего 23 хозяйства, которым было выдано около 210 000 рублей золотом. Несмотря на это, Хорезмская республика считала необходимым дальнейшее развитие кредитных товариществ и с этой целью было выделено до 500 00 капитала, который вносит Сельскохозяйственному банку с условием, чтобы этот капитал был целиком размещен в Хорезмской республике для дальнейшего кредитования разоренных дехканских хозяйств. Хорезм, как аграрная республика, представлял большой экономический интерес для российских финансовых и торговых организаций, которые были крайне заинтересованы в вывозе сырья, прежде всего качественного хорезмского хлопка. Через государственные товарищества, как Госторг России предусматривалось привлечь в Хорезм в виде кредитов от двух до трех миллионов рублей, для того, чтобы закупить все сырье, которое в большинстве случаев сгнивает.

Таким образом, предусматривалось сосредоточить хорезмскую государственную торговлю на вывозе сырья в Россию, что изначально отвечало стратегическим интересам советской власти.

Сделанный анализ деятельности коопераций и банков в БНСР и ХНСР в 1921-1924 гг. показывает, что новая экономическая политика способствовала развитию производительных сил, формированию различных форм кооперации, росту производительности труда в Бухарской и Хорезмской республиках. Однако большевики рассматривали НЭП не как основную тенденцию дальнейшего социально-экономического развития общества, а всего лишь как переходный период к социализму. Основной социально-экономической задачей было не создание основ рыночной экономики и развитие конкуренции, а «... вести такую политику и построить такую практику советских хозяйственных и кооперативных организаций, чтобы государственный и кооперативный капитал креп и рос, усиливая тем самым элементы социалистического порядка».

При НЭПе задачи советского власти заключались в том, чтобы частнокапиталистическое накопление втянуть в каналы государственного обращения и тем самым увеличить оборотные средства государства, т.е. использовать частный капитал «в направлении, идущем в соответствии с общехозяйственными задачами большевиков».

НЭП за короткий период функционирования к 1925 г. дал следующие результаты - значительно возросла роль частного капитала в хозяйственной жизни Узбекистана, в том числе, в Бухарской и Хорезмской республиках; почти полное господство частного капитала в розничной торговле, преобладающее влияние в мелкооптовом деле, значительная роль посредника в деле заготовки и сбыта дехканской продукции, преобладание в деле снабжения кустарной промышленности сырьем и сбыте ее продукции.

Однако эти все позитивные тенденции, позволившие решить многие социально-экономические процессы, рассматривались советской властью как «реальная опасность, выражающаяся в росте враждебных социализму частнокапиталистических тенденций».

Поэтому судьба НЭПа была предрешена и развитие финансово-кредитной системы, функционирование банков, в том числе и частных, на основе рыночных принципов в скором времени было сведено на нет.

Однако следует все-таки констатировать те положительные результаты, которые были достигнуты в Бухарской и Хорезмской республиках в период проведения НЭПа:

Во-первых, была создана широкая сеть различных коопераций и товариществ, которые сыграли большую роль в преодолении тяжелого кризиса в сельском хозяйстве обеих республик после их создания;

Во-вторых, была заложена основа деятельности банков на рыночных принципах, что позволило создать сельскохозяйственные товарищества и обеспечить их кредитами;

В-третьих, созданные сельскохозяйственные товарищества стимулировали восстановление и развитие сельского хозяйства;

В-четвертых, развивалась торговля и усилилась роль собственников в экономической жизни республик;

В-пятых, развитие кооперации и банковской деятельности позволило решить социальные проблемы, рос уровень жизни населения, сокращался уровень безработицы и т.д.

Поделиться: