Россия, Москва

info@ia-centr.ru

КСОР: громкое вчера и тупиковое завтра

09.01.2010

Автор:

Теги:


Замороженный в свое время нагорно-карабахский конфликт, по всей видимости, находит все больше и больше политических реаниматоров. В Ереване стараются втянуть в этот конфликт ОДКБ, в частности, ее Коллективные силы оперативного реагирования (КСОР). Ряд официальных лиц Армении практически сразу же заговорил о возможном задействовании подразделений КСОР в решении этой проблемы.
Однако кроме весьма существенных пробелов в декларируемых армянскими чиновниками притязаниях, в том числе и территориальной принадлежности Нагорного Карабаха, который, по сути, является территорией Азербайджана, имеется целый пласт других нерешенных вопросов, которые обнажают проблемы самих Коллективных сил, чью организацию после известных августовских событий 2008 года в Грузии усиленно лоббировала Россия.
Итак, в чем заключается суть этих нерешенных проблем? Неужели армянские политики не отдают себе отчета в том, что никто в мире пока не признал самопровозглашенный Нагорный Карабах, и все без исключения считают ее неотъемлемой частью Азербайджана. Из этого следует, что попытки Азербайджана восстановить свою территориальную целостность не могут быть рассмотрены как агрессия против Армении. Это понимают и в Кремле, на чью помощь очень надеются в Ереване.
После августовских событий 2008г. в Москве поняли, что даже близкие партнеры по ОДКБ или другим "ближнозарубежным" структурам не очень-то спешат поддерживать Россию во всем. Поэтому призывы армянского министра обороны, г-на С.Оганяна о привлечении КСОР для решения армяно-азербайджанского конфликта не только не одобрены, но и отвергнуты ОДКБ. В ее штаб-квартире посчитали своим долгом напомнить Армении о том, что Нагорный Карабах является территорией Азербайджана, а не ее.
Более того, на заявление президента Азербайджана И.Алиева о военном решении затянувшегося конфликта никаких комментариев из Кремля не последовало. В Москве понимают, что в таких деликатных и сложных вопросах не следует действовать в ущерб своим стратегическим интересам на Кавказе даже в угоду своему партнеру по ОДКБ. Несмотря на не членство в ОДКБ Азербайджан активно развивает сотрудничество во многих сферах экономики с Россией, что в принципе должно свести на нет все усилия Армении завлечь ее на свою сторону как во время армяно-азербайджанского конфликта в начале 90-х годов.
Видимо, в Армении знают, что время дилетантов - политиков типа А.Эльчибея ушло невозвратно в небытие и нынешнее руководство Азербайджана слов на ветер не бросает. Если смотреть на вереницу их заявлений именно с этой точки зрения, то становится понятным их упование на ОДКБ, как на соломинку, за которую цепляется утопающий.
Но что может заставить Казахстан, Кыргызстан и Таджикистан воевать с Азербайджаном, который является для этих стран главным союзником и экономическим партнером на Южном Кавказе?
Кончено абсурд и такого никогда не должно произойти. Но формально это может произойти в соответствии с документами о создании и использовании КСОР!
Здесь было бы целесообразным упомянуть о том, что в случае развития сценария событий по желанию армянских политиков, Россия может лишиться последних рычагов воздействия на своих партнеров по СНГ и проиграть геополитическую борьбу на постсоветском пространстве своим оппонентам.
После событий в Южной Осетии она потеряла не только Грузию как партнера, но и доверие других членов этой отмирающей структуры. Если после всего этого она попытается использовать КСОР для решения какой-либо своей геополитической проблемы в зонах так называемых "замороженных конфликтов", то она окончательно потеряет роль объединяющей силы и партнеры уйдут из ее сферы влияния. Тогда и ОДКБ постигнет участь СНГ.
Постепенный переход тлеющего армяно-азербайджанского конфликта на более активный уровень показал, что опасения Узбекистана по поводу поспешного создания КСОР в рамках ОДКБ были отнюдь не напрасны. Это может повлечь за собой непредсказуемые последствия вплоть до конфликта между членами СНГ.
Сформулированная узбекской стороной летом 2009 года позиция, которая была успешно проигнорирована Кремлем, сегодня доказывает свою актуальность. Позиция Узбекистана напрочь отрицает даже гипотетическую возможность нападения своих солдат на другие государства. И основная составляющая военной доктрины республики запрещает отправлять свой воинский контингент за пределы страны. И менять свое законодательство, перекраивать его в угоду далеко не самого перспективного в его нынешнем виде военно-интеграционного начинания будет, по крайней мере, не серьезно.
Таким образом, на сегодняшний день в актив КСОР можно записать лишь проведенные совместные учения против предполагаемого противника. Реальных же противников у стран-участниц, которые бы действительно представляли угрозу каждой из них, на самом деле не существует. А существуют множественные двусторонние договоренности, сложившиеся политические и экономические связи, которыми придется жертвовать, если не проявить благоразумие и некоторую дальновидность в вопросах национальной и региональной безопасности.

Султон Муминов

Источник - ЦентрАзия


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение