ВТО для Кавказа

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
ВК продолжает серию материалов о новых трендах Евросоюза на Южном Кавказе. Мы уже рассказали, почему Европа заинтересована в расширении экономического сотрудничества с регионом, а не в предоставлении странам Кавказа реального членства в ЕС. Недаром, согласно последним решениям руководящих органов Евросоюза, этапами ассоциации для Грузии, Армении и Азербайджана названы вступление в ВТО и создание зоны свободной торговли. Интересно заметить, что как раз Азербайджан, наиболее экономически развитое государство в вышеупомянутой тройке до сих пор не входит во Всемирную торговую организацию, в отличие от своих соседей. На первый взгляд – нелогично, тем более что Баку никогда ранее не был замечен в политике изоляционизма, а наоборот вполне успешно участвует в работе других авторитетных международных организаций.
ВТО для Кавказа
ВК продолжает серию материалов о новых трендах Евросоюза на Южном Кавказе. Мы уже рассказали, почему Европа заинтересована в расширении экономического сотрудничества с регионом, а не в предоставлении странам Кавказа реального членства в ЕС. Недаром, согласно последним решениям руководящих органов Евросоюза, этапами ассоциации для Грузии, Армении и Азербайджана названы вступление в ВТО и создание зоны свободной торговли. Интересно заметить, что как раз Азербайджан, наиболее экономически развитое государство в вышеупомянутой тройке до сих пор не входит во Всемирную торговую организацию, в отличие от своих соседей. На первый взгляд – нелогично, тем более что Баку никогда ранее не был замечен в политике изоляционизма, а наоборот вполне успешно участвует в работе других авторитетных международных организаций. На самом деле, такое осторожное отношение к «торговле без ограничений» продиктовано трезвым прагматизмом. Ведь даже в условиях Европы свободная торговля приводит к неизбежной специализации отдельных стран в производстве тех или иных продуктов. Соответственно, те отрасли промышленности (и занятые в них люди), не попавшие в число «счастливцев», оказываются в довольно трудной ситуации – необходимости перепрофилирования, поиска другой работы и тому подобное. Но негативные последствия для «проигравших» в Европе смягчаются развитой системой дотаций, компенсаций и квот, реализуемых через центральные структуры ЕС. Своего рода евросоциализм – с квазисоветскими методами планирования и перераспределения. Тем не менее несмотря на все эти меры, время от времени СМИ доносят информацию о протестах недовольных такой политикой национальных производителей то в одной, то другой стране. ТО польские фермеры перекрывают автодороги, то итальянские – демонстративно выливают на землю цистерны вина. При этом сама «свобода торговли» время от времени подвергается откровенной ревизии в первую очередь со стороны самих же столпов этой идеологии. Так, например, на днях в США ввели протекционистские пошлины против дешевых китайских автомобилей – ради спасения собственного автопрома, оказавшегося в трудной ситуации. Между тем компенсационные дотации Евросоюза дальше его границ не распространяются. И государствам, очертя голову бросающимся в объятия то ли ВТО, то ли зоны свободной торговли придется самим решать проблемы неизбежной безработицы, разорения части национальных производителей (хоть и с одновременным выигрышем другой их части) и прочее. Поэтому в ВТО не торопится не только Азербайджан, но и, скажем, Россия. Зато с началом кризиса Москва без труда поставила заслон импорту иностранного бывшего в употреблении автохлама, что спасло от банкротства АвтоВАЗ и миллионы занятых в его производстве людей от безработицы. При этом на Украине после поспешного вступления в международную торговую организацию уже разорилась большая часть сахарной промышленности, а оставшаяся работает большей частью не на отечественной свекле, а на импортном тростнике. На очереди – разорение мясопроизводителей в связи с баснословно дешевым импортом из Польши. Кстати, и единственный на Украине завод полного цикла по производству автомобилей – Запорожский – не разорился до сих пор только благодаря экспорту своих машин в Россию, с которой у Киева подписан прямой договор о беспошлинной торговле. Отчего украинские «Ланосы» здорово выигрывают в цене по сравнению не только с «иномарками», но и многими чисто российскими моделями. С другой стороны, что может потерять страна, отказавшаяся от свободной торговли? Теоретически, против ее товаров могут быть введены высокие ответные пошлины. Но такое предположение в отношении бакинской нефти и газа – ведущей статьи экспорта из республики - может вызвать лишь улыбку. В Европе, предельно озабоченной проблемами диверсификации собственного энергоснабжения, азербайджанские энергоносители с руками оторвут. Были бы пути их транспортировки, с которыми, увы, дела обстоят пока не так хорошо, как хотелось бы. А протекционистские пошлины лишь приведут к подорожанию продукта для конечных европейских потребителей – за что те вряд ли «погладят по головке» своих политиков на очередных выборах. Вот и получается, что при наличии таких козырей как у Азербайджана риски неизменения торгового статус кво минимальны, выигрыши в случае изменений эфемерны, а проигрыши весьма вероятны. Окончание следует Автор: Юрий Крамар специально для ВК

Поделиться: