Выдержки из заявления замглавы МИД республики Азербайджан Араза Азимова. Комментарий МИД РФ.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Генассамблея ООН приняла в пятницу пятую резолюцию "О положении наоккупированных территориях Азербайджана". По результатам голосования 39стран проголосовали за принятие резолюции, семь - против и 100воздержались. Против резолюции выступили страны-сопредседатели минскойгруппы ОБСЕ (Россия, США и Франция), Армения, Ангола, Индия и Вануату.Баку грозит изменить отношения с РФ, США и Францией, которые голосовалипротив резолюции ООН по оккупированным территориям Азербайджана
Выдержки из заявления замглавы МИД республики Азербайджан Араза Азимова. Комментарий МИД РФ.

Генассамблея ООН приняла в пятницу пятую резолюцию "О положении на оккупированных территориях Азербайджана". По результатам голосования 39 стран проголосовали за принятие резолюции, семь - против и 100 воздержались. Против резолюции выступили страны-сопредседатели минской группы ОБСЕ (Россия, США и Франция), Армения, Ангола, Индия и Вануату. В резолюции, которая состоит из девяти пунктов, поддерживается территориальная целостность Азербайджана, требуется вывод всех армянских вооруженных сил с оккупированных территорий Азербайджана, подтверждается право изгнанного азербайджанского населения на возвращение в родные места, а также равное право на проживание и безопасность азербайджанской и армянской общин в Нагорно-Карабахском регионе Азербайджана.

"В процессе обсуждения и принятия этой резолюции мы столкнулись с серьезным сопротивлением. Это сопротивление было оказано не только со стороны Армении. Почему-то к этому сопротивлению присоединились Россия, США и Франция, являющиеся сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Подобной позицией эти страны показали враждебность Азербайджану, и мы это запомним…. "Среди стран, проголосовавших "против", есть и такая большая страна как Индия. Но мы надеемся, что в следующий раз Индия, выступая из той позиции, что является крупным государством, а также основываясь на нормах и принципах международного права, изменит свое отношение к этой проблеме", - подчеркнул дипломат. "Я также хотел бы отметить ошибки, которые сопредседатели допускают в своих заявлениях и комментариях, и в первую очередь это касается рассмотрения на одном уровне принципов территориальной целостности и права народов на самоопределение. Обеспечение права на самоопределение является одним из принципов международного права, но в его прочтении есть один важный элемент: реализация права на самоопределение ни в коем случае не должна приводить к нарушению территориальной целостности страны, и этот принцип может осуществляться только мирным путем. Если же мы посмотрим, что произошло в нашем случае, то увидим, что начавшаяся в 1988 году карабахская кампания сопровождалась отнюдь не мирными методами, и то, что они называют референдумом, проводилось совсем не в мирных условиях. В действительности это было мероприятием, проведенным после изгнания азербайджанского населения на основе этнической чистки. Поэтому в сегодняшних условиях определение статуса невозможно. Потому что в первую очередь в Нагорный Карабах должно вернуться азербайджанское население, там должны быть созданы нормальные условия. Вопрос статуса может быть решен лишь после восстановления этих земель, возвращения туда азербайджанского населения, создания нормальных условий", - сказал замминистра. Он также выразил несогласие с заявлением сопредседателей по однобокой позиции Азербайджана. "Во-первых, тот документ с основными принципами, на который они ссылаются, пока не согласован. Изложенные в этом документе по желанию сопредседателей предложения не могут быть основой. Во-вторых, включенные в него элементы, составляющие на каком-то этапе новизну, также пока не обсуждены. Таких примеров можно привести много".

Азимов отметил, что Азербайджан своевременно внес данную резолюцию на рассмотрение генассамблеи ООН. "Мы своевременно выдвинули этот документ, потому что изменения, которые мы почувствовали в последнее время в позиции Армении, не дают нам основания рассчитывать на ее конструктивность. Последнее время армянское руководство выступает с жесткими заявлениями, на линии соприкосновения вооруженных сил участились случаи нарушения режима прекращения огня. И ясно, что армянские власти в период эскалации внутриполитической напряженности прибегли к старому, хорошо известному методу: нарушив режим прекращения огня, попытались перевести внимание своих граждан на конфликт с Азербайджаном. Ясно и то, что ситуация в Косово, которая отвергается Азербайджаном в качестве прецедента, не могла не повлиять на тенденции и намерения сепаратистов и армянского руководства. И мы, выдвинув эту резолюцию на очень важном этапе, получив поддержку в ООН, показали, что и в этом направлении Армения тоже ничего не добьется. Эта резолюция должна стать серьезным сигналом для Армении и серьезным предупреждением для сопредседателей о том, что мы не будем продолжать двигаться в темном направлении. Мы хотим ясности, и эта ясность может быть обеспечена только в рамках территориальной целостности"

"Таким образом, деятельность Минской группы ОБСЕ должна быть продолжена на основе принятой вчера резолюции. Что касается утверждения сопредседателей о том, что резолюция нарушает баланс, то мы еще не видели от посредников сбалансированного предложения по урегулированию. До сих пор, вплоть до проекта основных принципов урегулирования, представленных ими сторонам, ничего не говорится о возвращении Азербайджану Кельбаджарского и Лачинского районов и возвращении азербайджанцев в Нагорный Карабах. Мы стоим, и будем стоять на этом. Мы можем говорить о каких-то продвижениях только после того, как в предложенных основных принципах эти вопросы найдут отражение.

С другой стороны, отвечая на заявление сопредседателей о том, что вопрос статуса Нагорного Карабаха может быть решен только путем обсуждений, должен сказать, что это неверное заявление. Потому что сам по себе статус будет опираться на внутреннее законодательство Азербайджана и договоренности между государством и общинами. Статус не является результатом обсуждений, и не является предметом обсуждений с Арменией. Речь может идти о создании нормальных объективных условий в рамках Минской группы для определения статуса региона. Определение статуса не является целью деятельности сопредседателей, и никогда вопрос не ставился таким образом. Поэтому заявления о том, что якобы резолюция нанесет удар по проводящимся при их посредничестве переговорам между Азербайджаном и Арменией, не соответствуют действительности. Представители стран-сопредседателей впали в панику, не осталось дверей в столицах мира, куда бы они не постучались, они провели глобальную работу против нас, чтобы предотвратить принятие этой резолюции, но им это не удалось. Конечно, вклад сопредседателей будет учтен. В настоящее время я не могу сказать, как мы будем отныне строить с ними деятельность, потому что в первую очередь мы предпримем все меры для решения конфликта, и в то же время приложим все усилия для обеспечения этой резолюции расширения международной поддержки". "Мы удовлетворены принятием этой резолюции. Это послужило прояснению ситуации. Азербайджан больше не намерен двигаться в темноте. Всем должно быть ясно, что для Азербайджана приемлемое решение конфликта только на основе принципа территориальной целостности"

Замглавы МИД отметил, что принятие резолюции не означает намерение Азербайджана сменить формат переговоров. "В резолюции, наоборот, звучит поддержка деятельности Минской группы. ООН является международным универсальным органом, где могут рассматриваться любые вопросы. Поставив эту резолюцию на голосование, мы не принизили чью-то роль. Деятельность Минской группы ОБСЕ должна быть продолжена, и я считаю, что в этот процесс должны включиться также другие страны-члены Минской группы"

В Москве считают резолюцию "Положение на оккупированных территориях Азербайджана", принятую в Генассамблее ООН, отвечающей исключительно интересам Баку, однако заявляют, что Россия будет продолжать прилагать усилия для урегулирования ситуации в регионе. "Страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта (в которую помимо России входят США и Франция) проголосовали против данного проекта. В совместном заявлении по мотивам голосования они аргументировали свою позицию односторонностью, несвоевременностью и контрпродуктивностью такого шага азербайджанской стороны. Эта позиция неоднократно и на различных уровнях доводилась до ее сведения", - говорится в сообщении МИД РФ, опубликованном в субботу. "В частности, в проект резолюции включены только некоторые из базовых принципов урегулирования, отвечающие интересам исключительно Азербайджана, без упоминания, например, определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха путем проведения плебисцита среди его населения для свободного и подлинного волеизъявления", - отмечает МИД РФ.

Поделиться: