Калининград: вчера, сегодня, завтра

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Меньше чем через год исполняется 65 лет с тех пор, как одна третья часть Восточной Пруссии стала частью России, со временем сменив своё название на Калининградскую область. Советские переселенцы чувствовали себя временщиками и долго не верили, что этот живописный край останется российской землёй. Сегодня вопрос о дальнейшей судьбе уникальной в своём роде русскоязычной территории, окружённой государствами Евросоюза, по-прежнему остаётся открытым.
Калининград: вчера, сегодня, завтра

Меньше чем через год исполняется 65 лет с тех пор, как одна третья часть Восточной Пруссии стала частью России, со временем сменив своё название на Калининградскую область. Советские переселенцы чувствовали себя временщиками и долго не верили, что этот живописный край останется российской землёй. Сегодня вопрос о дальнейшей судьбе уникальной в своём роде русскоязычной территории, окружённой государствами Евросоюза, по-прежнему остаётся открытым.

Как добраться до России?

В последнее время федеральное руководство страны всё чаще обращает своё внимание на эту прибалтийскую территорию, полуофициально именуемую Янтарным краем России. За примерами далеко ходить не надо - в сентябре регион посетил Президент России Дмитрий Медведев, а в конце октября в Калининград прибыл премьер министр Владимир Путин. Тем не менее никто не готов уверенно сказать, какую же позицию займёт в ближайшем будущем нынешнее руководство - оставить область в составе России или сдать на тех или иных условиях. Второй вариант, конечно, не прослеживается со стопроцентной очевидностью, но основания опасаться такого развития событий все-таки есть.

Взять хотя бы вопрос визового режима - еще в 90-е годы жители Калининградской области могли приезжать в Литву и перемещаться через её территорию без виз. Сейчас даже представить такое кажется нереальным. С момента вступления Литовской Республики в Евросоюз в 2004 году о свободном транзите людей и грузов можно было забыть. Всё это время руководство страны заявляет, что ищет решение этого вопроса, но воз и ныне там. По сути, Калининградский регион - единственный в РФ, где попросту не действует статья Конституции России о свободе перемещения по Российской Федерации. Для того чтобы некалининградцу приехать в Янтарный край или жителю области попасть на «Большую землю», требуется сделать заграничный паспорт и оформить литовскую визу - разве это свобода передвижения? Хотя руководство ЕС говорит о готовности предоставить безвизовый режим для калининградцев, федеральные власти России выступают категорически против такого шага. При этом стоит заметить, что в некоторых других приграничных районах России льготный визовый режим с близлежащими государствами действует. По сути, позиция Москвы в данном вопросе у многих жителей области вызывает непонимание: многие калининградцы чаще бывают в Германии, Польше или Литве, чем в той же Москве. В регионе даже действует специальная государственная программа, по которой школьников возят на экскурсии в Санкт-Петербург и Москву за бюджетный счет, чтобы они не забывали о «Большой России».

Зуд сепаратизма

В феврале 2006-го несколько депутатов Калининградской областной Думы создали движение «Республика», которое выступило за обретение областью статуса республики по аналогии с Татарстаном. По задумке депутатов, это помогло бы региону решать множество проблем самостоятельно, а не посредством федерального центра.

Участников движения сразу же обвинили в сепаратизме, при этом старательно опуская тот факт, что многие лица, приближенные к руководству области, ранее состояли в Балтийской республиканской партии (БРП). Сторонники этой партии, созданной в конце 90-х годов, выступали за обретение Калининградской областью статуса республики в составе Российской Федерации, но при этом являющейся ассоциированным членом структур ЕС и НАТО. В 2003 году БРП была ликвидирована судом как несоответствующая закону о партиях (в ней состояло менее 50 тысяч человек и она не имела отделений в других регионах России). Но неофициально причиной запрета организации был именно её «сепаратистский» след.

Одной из инициатив БРП, вызвавшей очень много споров, было предложение вернуть столице Янтарного края историческое название Кёнигсберг. В поддержку этой инициативы высказался даже тогдашний министр культуры Михаил Швыдкой.

Дальше сбора подписей дело не пошло, да и собрали, честно говоря, мало. Но история эта нашла своё продолжение этой весной: аккурат накануне Дня Победы, отвечая на вопрос корреспондента «Эхо Москвы», как он относится к вопросу вернуть Калининграду имя Кёнигсберг, глава администрации Калининграда Феликс Лапин сказал: «Я считаю, была бы гордость от того, что да, Кёнигсберг - это российский город, в составе Российской Федерации. Другой вопрос, что, может быть, область не называть Пруссией - наверное, я согласен, можно ее не называть или оставить название Калининградская, ну или по-другому ее назвать. Ну или назвать Западной Россией».

Мнение градоначальника вызвало бурю эмоций на калининградской земле: кто-то высказался в поддержку данной идеи, кто-то - напротив, заявил категоричное «Нет!». По инициативе ветеранов в городе даже появилось движение против возвращения российским населённым пунктам прежних, довоенных названий. Ветераны уверены, что смена названия областного центра с русского на немецкое будет первым шагом к его сдаче. Масла в огонь подлил и губернатор области Георгий Боос, в начале октября предложивший вынести на референдум вопрос о переименовании пограничного с Литвой города Советск в Тильзит - такое название город носил при немцах.

А в Историко-художественном музее в середине октября прошла конференция с участием историков из Германии, смысл которой был близок к попытке того самого «пересмотра истории», о котором так гневно высказывается российский президент Дмитрий Медведев.

Стоит отметить, что своё развитие идея возвращения областному центру прежнего названия получила с назначением на должность губернатора области столичного чиновника и бизнесмена, друга мэра Лужкова Георгия Бооса, который привёл с собой московскую команду «эффективных управленцев». Их, людей совершенно не местных, привлекает своего рода экзотика необычного российского уголка с немецким прошлым. Этим можно объяснить те грандиозные планы, которые рождаются в головах областного руководства. Первое, что сделал новый губернатор, - переименовал Администрацию области в Областное правительство, а чиновников своего аппарата - в министров. Так регион с населением 900 тысяч человек превратился в своего рода микрогосударство.

Загниваем потихоньку

В продолжение коренных преобразований края его руководство заявило о воплощении в жизнь своих мегапроектов. В частности, это создание туристско-игорной зоны на берегу Балтики, строительство завода по производству дирижаблей и автотрассы «Формулы-1», возведение Балтийской атомной станции, восстановление разрушенного после войны Королевского замка, переселение двух миллионов соотечественников из стран «ближнего зарубежья» и ещё с десяток предложений масштабом поменьше. Все эти прожекты ещё не реализованы. Но некоторые из них уже потребовали огромных бюджетных вливаний, в то время как уровень жизни в области остаётся на очень низком, по сравнению с соседями-европейцами, уровне.

Вообще, у населения области создается впечатление, что Москва лишь высасывает все из региона, ничего взамен не давая, кроме назначаемых губернаторов. Так, в частности, стоимость продуктов питания, электричества, бензина, тепла здесь намного выше, чем в среднем по России.

Кризис особенно сильно ударил по интересам региона, ведь экономическое благополучие области во многом зависит от транзита европейских товаров в Россию и переправки произведённой в Калининграде продукции. В области была развита отверточная сборка телевизоров, холодильников, автомобилей и другой техники - организовать производство помогли преференции, которые давала Особая экономическая зона. Благодаря этому, в принципе, калининградская земля и была удержана в непростые 90-е. На сегодняшний день промышленное производство области кроме, пожалуй, автомобильного, пребывает в упадке.

Тысячи рабочих рук остались не востребованы.

Крупнейший авиаперевозчик области «КД-авиа» находится в состоянии банкротства. Его задолженность по зарплате сотрудникам приближается к 450 миллионам рублей. Янтарная отрасль, которая одна-единственная могла бы кормить всех жителей области (здесь сосредоточено около 90% мировых запасов янтаря!), также близка к банкротству. И немудрено: за рубеж вывозится в 2 раза больше янтаря, чем официально добывают, а центрами его обработки и переработки стали Германия, Литва и даже Китай.

Военная реформа привела к резкому сокращению воинских частей, причем расформированы были, в основном, офицерские подразделения, а также самые технически подготовленные. Частей, формирующихся за счет призывников, подобные перемены особо не коснулись. В течение нескольких лет были расформированы Калининградское высшее авиационно-техническое училище, целый ряд авиационных и танковых частей. Балтийский военно-морской институт также ждёт реорганизация, и что от него после реформы останется, непонятно.

Несмотря на это область ещё остается последним военным форпостом России на Западе и, помимо всего прочего, главной базой Балтийского флота. Прошедшие недавно российско-белорусские учения были названы самыми масштабными военными манёврами на Балтике за последние 20 лет. Правительство Литвы тут же поспешило заявить об угрозе агрессии со стороны России прибалтийским странам, однако руководство НАТО не восприняло происходящее всерьез. По мнению экспертов организации, подобные учения не могут угрожать безопасности стран - участников Альянса.

И они недалеки от истины! Ведь от былой мощи Балтийского флота осталось совсем немного.

Флот давно уже не получал новых кораблей, а те, что ещё на плаву, находятся в далеко не лучшем состоянии. Возраст большинства из них переваливает за четверть века. Конечно, они проходят модернизацию, но угнаться за высокотехнологичными зарубежными аналогами они просто не в состоянии. Широко разрекламированный переход «Неустрашимого» в Атлантику для борьбы с сомалийскими пиратами оказался лишь большой пиар-акцией руководства. Как пояснили источники из штаба Балтфлота, бороться с пиратами с помощью таких судов практически невозможно.

Военный корабль может успешно выполнить конвоирование группы из 4-5 судов, но в акватории таких судов находится в несколько раз больше, и в случае пиратского нападения помочь жертвам абордажа будет некому.

Очередь из претендентов

Отсутствие на берегах Балтики мощного военного потенциала и нежелание федеральной власти активно проводить здесь протекционистскую линию приводит к тому, что на российскую территорию время от времени предъявляются претензии. В 90-х одним из первых появился план превращения Латвии, Литвы, Эстонии и Калининградской области в некий «Ганзейский район Прибалтики», где власть принадлежала бы олигархии, в первую очередь торгово-финансовой. «Новая Ганза», по замыслу разработчиков плана, должна выполнять посреднические функции в товарообмене между Западом и Россией. И сегодня «новоганзейцы» никуда не делись, но теперь они - не единственные претенденты на Калининградскую область. Мечтают вернуть эту землю в состав Германии реваншистски настроенные немцы, не зря же в Берлине существует так называемое правительство Восточной Пруссии.

Не прочь прибрать ее к рукам и литовские националисты, называющие российскую область не иначе как «малой Литвой».

В последнее время в зарубежных СМИ, да и на официальном уровне международных переговоров стали обсуждаться вопросы «европейской интеграции» Калининградской области.

В Германии, Польше и Литве постоянно ведется мониторинг социально-политической ситуации в регионе. В прессе идет неформальное обсуждение возможной передачи территории Евросоюзу, выплаты компенсаций Германии «за последствия советско-российской оккупации», обосновывается мысль о том, что для Литвы выгодно утверждение идеи о создании четвертого независимого государства Балтии на базе Калининградской области. Соответственно, определенные организации намерены поддерживать те силы в Калининграде, которые хотят добиться от Москвы большей автономии.

В общественном сознании калининградцев отражаются негативное состояние и противоречивые тенденции развития социально-политической и экономической ситуации в области.

Как отмечается нашими и зарубежными аналитиками, этому способствуют относительно низкая мобильность граждан между областью и остальной Россией на фоне нарастающей плотности контактов с сопредельными странами и Евросоюзом в целом. На ту же мельницу льют воду увеличивающиеся различия в социально-экономическом развитии, разорванность единого экономического, информационного, культурного пространства, высокая криминализация населения, коррупция и раздробленность региональной политической и экономической элит. Все это стимулирует проявление так называемого «калининградского сепаратизма», который представляет собой пример сепаратизма, подпитываемого как извне, так и изнутри, причём питательную среду для него готовят не только организации типа БРП или близкого к ней движения «Республика», но и официальные органы власти. В вопросах взаимодействия в балтийском регионе Россия постоянно сталкивается с давлением стран Евросоюза, с искусственным созданием очагов напряженности.

Прямые военные угрозы со стороны США и НАТО полностью исключить также нельзя. В исследовании «Обеспечение доступа вооруженных сил США в стратегические регионы мира», заказчиком которого выступил Объединенный комитет начальников штабов вооруженных сил США, описываются военные операции по овладению важными стратегическими районами мира.

В этот «чёрный список» попала и Калининградская область. Авторы предлагают заблаговременно сосредоточить на будущем театре военных действий необходимые запасы вооружений и военной техники. Согласно документу, для захвата Калининградской области необходимо выделить четыре сухопутные дивизии: две от США и по одной от Великобритании и Германии. Помощь им будут оказывать бригады от других членов НАТО, казалось бы, ушли в прошлое после последних встреч руководства России и США. Однако кольцо напряжения вокруг нашего региона от этого вовсе не ослабело.

Таким образом, сохранение области в составе Российской Федерации и, в том числе, в общероссийском экономическом пространстве является одной из важнейших проблем, имеющих геополитическое значение. Чтобы не потерять Калининград, нашей стране необходимо коренным образом изменить свою экономическую политику по отношению к населению области и обеспечить полноценное функционирование морского, воздушного и сухопутного коридоров. Земля, политая кровью 126 тысяч советских солдат и доставшаяся нам в качестве платы за страдания русского народа, которые принёс немецкий нацизм, должна остаться за Россией.

Михаил КОСТЯЕВ, Денис ОСНАЧ

http://soldatru.ru/read.php?id=795

Теги: Россия

Поделиться: