Смогут ли казахстанские стратегии развития выдержать кризис в 2010?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Вслед за кризисом (если так можно назвать «посткризисное время»), начинается для Казахстана интенсивной индустриализацией. Окрестив ближайшие годы, как первая пятилетка государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития, государство рассчитывает тем самым загладить все те новоявленные дефекты, которые выявились во время мирового финансового кризиса. О них можно судить по все тем же приоритетным направлениям развития пятилетки.
Смогут ли казахстанские стратегии развития выдержать кризис в 2010?

Мухамеджанов Азамат Маратович, МГУ имени М.В.ЛомоносоваМировой финансовый кризис... Посткризисное время... Казахстан и программа форсированного индустриально-инновационного развития... что дальше?

Во время борьбы с кризисом в Казахстане приоритетом являлось поддержка таких сфер, как банковский сектор, жилищный фонд, малый и средний бизнес (МСБ), поддержание на плаву агропромышленного сектора. Распределение средств, выделенных государством для стабилизации экономики (4 млрд. долларов США) было распределено в соотношений 4:1:1:1.

Основу банковской системы потряс мировой кризис и близость к дефолту таких системообразующих банков Казахстана, как БТА и Альянс банк обязало правительство протянуть денежную руку помощи, в результате чего большинство средств утекло именно в эту сферу. Для стабилизации волнений среди населения в жилищном фонде было принято обязательное решение проблем с обманутыми дольщиками.

Думается, что волнение населения во время кризиса опаснее, чем крах банковской системы страны... На слаборазвитые отрасли МСБ и аграрного сектора начали выдавать деньги из-за всевозрастающей безработицы, потому что почти 40% активного населения заняты в этих отраслях. Принимая во внимание приоритетные направления субсидирования, отдельно стоящими от «кормушки» оказались другие отрасли промышленности, которые, как показалось, смогут сами себя обеспечить...но... вышло иначе.

Абсолютно непонятным становится мнение Control Risks опубликованным в конце декабря, что угроза дефолта более ощутима для стран, которые не могут опираться на политическую поддержку (как в случае Греции, рассчитывающей на Евросоюз), - Казахстана, Украины, Сейшел и Эритреи[1]. Анализируя ситуацию, сложившуюся в Казахстане во время кризиса, трудно недооценить роль вмешательства государства, а оказываемая поддержка, к примеру, банкам являлась вполне весомой.

Наличие множества существующих программ развития в Казахстане: Казахстан-2030, Развитие Казахстана до 2020 года, 30 Корпоративных лидеров, программа вхождение в пятидесятку высокоразвитых стран мира, 5 больших дел не нашли ожидаемого отклика и теперь переходя к последней стратегии форсированного индустриального развития, наверное, управленцами найдется оптимальный подход к решению существующих проблем.

Вслед за кризисом (если так можно назвать «посткризисное время»), начинается для Казахстана интенсивной индустриализацией. Окрестив ближайшие годы, как первая пятилетка государственной программы форсированного индустриально-инновационного развития, государство рассчитывает тем самым загладить все те новоявленные дефекты, которые выявились во время мирового финансового кризиса. О них можно судить по все тем же приоритетным направлениям развития пятилетки.

Первый приоритет этой программы - развитие агропромышленного комплекса и сельхозпереработка. Заметен переход от первоочередных лозунгов несколькими годами ранее от диферсификации промышленности до развития сельхозпереработки на сегодняшний день. Один из факторов для становления первостепенной задачей развитие АПК стал небывалый урожай около 21 млн. тонн зерновых и зернобобовых культур в 2009 году. Так как большинство полученного урожая идет на экспорт, то необходимы рынки сбыта продукции, чем в прошлом году в основном и занималось подотчетное министерство. Обеспечивая отрасль поддержкой, государство надеется сохранить рабочие места, а это немного-немало треть активного населения и создать перспективу для новых (к примеру, совместные проекты с Белоруссией). Тем более еще, не известно вступит ли мировой кризис в свою вторую стадию?

Следующий приоритет - развитие строительной индустрии и производства строительных материалов. Планы к концу пятилетки на 80% обеспечивать потребности рынка вполне реальны, правда потребуются внедрение новых мощностей. Строительство в Астане и Алматы с благополучным завершением мировых экономических флуктуации будет продолжено, да и уже пора бы за строительство региональных образований страны браться, чем и займется программа «Дорожная карта» в 2010 году. Третий приоритет - развитие нефтепереработки и инфраструктуры нефтегазового сектора. Обеспечение отечественными нефтеперерабатывающими заводами бензином и авиакеросином страну полностью. Здесь свою роль должен сыграть Казмунайгаз, стимулируя и китайских акционеров НПЗ к увеличению переработки сырой нефти. Ускоренное развитие нефтегазовой сферы в основном будет зависеть от освоения и наращивания потенциала с 2013 года месторождения Кашаган.

Следующая задача - развитие металлургии и производства готовых металлических продуктов. Вот именно здесь, как можно анализировать по предыдущим годам многое будет зависеть от цены на продукт. Удвоение объема производства и экспорта продукции металлургической промышленности маловероятно, даже при хорошей конъюнктуре на рынке и настойчивой работе с управленцами компании; компании довольно «сильно покалеченными» выйдут на рынок после кризиса из-за этого ожидать к концу пятилетки чуда не стоит. Пятый и шестой приоритет - ускорение развития химической, фармацевтической и оборонной промышленности, развитие энергетики, преимущественно чистой. Обеспечение более 50% внутреннего потребления лекарственных препаратов за счет отечественного производства вполне реально в связи с создающимися производствами на данный момент и расширение имеющихся мощностей предприятий. Уменьшение энергопотребления страной на 10% к 2015 году осуществимо за счет внедрения законодательных актов о переходе к энергосбережению.

Седьмой приоритет - развитие транспортной и телекоммуникационной инфраструктуры. Для уменьшения издержек необходимы транспортные коридоры и транспортные узлы, вторые у нас имеются и будут модернизироваться (создание логистических центров), необходима лишь хорошая транспортная инфраструктура для увеличения связности регионов. Наращивание телекоммуникации происходит довольно быстро, но необходимо большее количество операторов для создания некой конкуренции среди них.

На данный момент наиболее реалистичной выглядит осуществление программы «Дорожная карта». Зарекомендовав себя в прошлом году, как хороший механизм для обеспечения населения временной работой одновременно скрывает реальную безработицу в стране. Обеспечивая порядка 250 тыс. человек рабочими местами с окладом 28 тыс. тенге, большинство людей из которых идут на ремонтные работы. «Дорожная карта» организует переподготовку специалистов. В период кризиса эта программа позволяет не так критично относиться к деятельности правительства, так как не возникает массовой безработицы населения. Продление в 2010 году «Дорожной карты» позволяет судить об опасениях главы государства о возможности увеличения числа безработных.

Совмещая 2 программы развития страны на 2010 год и позже, можно выявить следующие закономерности: - в государстве явно существует возможность увеличения числа безработных, вследствие этого реализуется программа «Дорожная карта» и создание рабочих мест на базе АПК; - посткризисный период будет сглаживаться прохождением «Дорожной карты» и лозунгами о форсированном индустриальном развитии; - становление банковского сектора, металлургии, нефтегазовой, химической промышленности и других отраслей будет сильно зависеть от происходящих изменений в мировой экономике; - чем быстрее пройдет адаптация к таможенному союзу нашей страны, тем лучше будут показатели по всем экономическим характеристикам по итогам года.

Теги: Казахстан

Поделиться: