СНГ-2010. Пациент по имени Содружество..

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Подводя итоги прошедшего года, необходимо ясно определить, в чем именно состоят новые возможности России для укрепления своих позций на постсоветском пространстве. Следует помнить, что это чрезвычайно динамичный и сложный процесс, что собственно мы и наблюдали в первые дни нового года. С одной стороны, "запуск" новых энергетических проектов на южнокавказском и центрально-азиатском направлении,а с другой стороны, вполне предсказуемая "нефтяная война" с Минском, последствия которой, впрочем, вполне прозрачны.
СНГ-2010. Пациент по имени Содружество..

Подводя итоги прошедшего года, необходимо ясно определить, в чем именно состоят новые возможности России для укрепления своих позций на постсоветском пространстве. Следует помнить, что это чрезвычайно динамичный и сложный процесс, что собственно мы и наблюдали в первые дни нового года. С одной стороны, "запуск" новых энергетических проектов на южнокавказском и центрально-азиатском направлении,а с другой стороны, вполне предсказуемая "нефтяная война" с Минском, последствия которой, впрочем, вполне прозрачны. И все-таки, что составляет наш внешнеполитический актив? Можно ли полагать, что плюсы и минусы российской внешней политики в новом году,с точки зрения позиционирования на международной арене, будут приоритетно связаны с такой структурой как СНГ или другими интеграционными проектами на постсоветском пространстве ?

Реальным успехом российской дипломатии можно считать принципиальное решение вопроса о создании Таможенного союза и старт с 1 января 2010 года этого важнейшего интеграционного проекта.

Несомнеено, Кремль может внести себе в актив то, что, несмотря на серьезные противоречия и проблемность согласования огромного числа технических вопросов, этот проект все-таки доведен до логического конца. С другой стороны, процесс внутренней дезинтеграции на пространстве СНГ в целом продолжится. И дело не только в официальном выходе Грузии из состава СНГ, в резком ослаблении контактов с Украиной, особенно в условиях предвыборной кампании, в противоречивой позиции нового руководства Молдовы, которое в большей степени ориентировано на контакты с Евросоюзом, нежели с Россией. Дело в том, что так и не появился большой политический проект, который мог бы стать российским ноу-хау по отношению к своим партнерам по содружеству. Российская элита пытается активизировать контакты на постсоветском пространстве через такие структуры, как «Русский мир», Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества, ряд других образовательных гуманитарных социокультурных проектов. Но пока всем этим проектам не хватает системности. Они недостаточно финансируются, их кадровое обеспечение оставляет желать много лучшего. А результат налицо- русский язык сокращает пространство своего влияния в странах бывшего Советского Союза. Достаточно проблемно присутствие российских вузовских структур в образовательном пространстве стран СНГ. Поскольку свято место пусто не бывает, то совершенно очевидно, что и ЕС, и США, а в последнее время Турция применительно к Центральной Азии и Южному Кавказу, все более и более активно пытаются занять ту нишу, которую Россия, к сожалению, не смогла более четко обозначить в предшествующий период. Серьезные проблемы испытывают со своим интеграционным потенциалом такие структуры, как ОДКБ и ШОС. Хотя в этом году уже реально начинают формироваться Коллективные силы оперативного реагирования, достаточно успешно прошел екатеринбургский саммит ШОС. Необходимо системно закреплять участие России как главного элемента безопасности для стран Содружества. Поэтому Россию можно сейчас сравнить с канатоходцем, который идет по канату над пропастью, имея достаточно навыков, умений и возможностей для того, чтобы пройти этот путь до конца, выйти на качественно новый уровень, но испытывающим постоянное давление со стороны, которое может в любой момент этот баланс нарушить. С началом мирового финансового кризиса за интеграцию Россия должна платить вдвойне. Потому что ослабление наших позиций на постсоветском пространстве в конечном счете, а это уже очевидно всем, приведет и к ослаблению внутренней устойчивости, внутренней стабильности самого российского государства. А этого мы ни в коем случае не должны допустить. Если Россия сумеет все-таки воплотить разговоры о системной реформе Содружества в практические действия, то о СНГ мы еще услышим не только как о виртуальном, но и как о реальном, серьезном, действующем интеграционном проекте. Именно эти задачи и должны стоять перед Россией в 2010 году, учитывая слова президента Дмитрия Медведева, что тема постсоветского пространства остается для нас ключевой

Теги: СНГ

Поделиться: