2009 год был для Азербайджана богатым на важные события

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
С уверенностью можно сказать, что достижения во всех сферах в прежние годы были еще более закреплены, в результате продуманного, прагматического политического курса главы государства было обеспечено интенсивное и всестороннее развитие Азербайджана.
2009 год был для Азербайджана богатым на важные события
Интервью по итогам 2009 года заведующего отделом по общественно-политическим вопросам Администрации президента Азербайджанской Республики Али Гасанова. - Али муаллим, можно ли считать знаменательным для Азербайджана завершающийся 2009 год? - 2009 год был для Азербайджана богатым на важные события, удачно были претворены в жизнь наши приоритеты во внутренней и внешней политике. Укрепление нашей государственности, продолжение политических, экономических, правовых реформ, интенсивное социально-экономическое развитие, повышение благосостояния населения, углубление процесса демократизации, повышение международного престижа Азербайджана, форсирование усилий по решению армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта, строительство армии, а также охрана и защита нашего культурного наследия, национально-духовных ценностей и другие важные вопросы стали основными направлениями политического курса президента Азербайджана господина Ильхама Алиева. С уверенностью можно сказать, что достижения во всех сферах в прежние годы были еще более закреплены, в результате продуманного, прагматического политического курса главы государства было обеспечено интенсивное и всестороннее развитие Азербайджана. - Вот уже несколько лет, как Азербайджан по показателям экономического развития демонстрирует высокие результаты. Наблюдались ли в Азербайджане в 2009 году последствия начавшегося мирового экономического кризиса? Потому что уже в первые дни кризиса некоторые эксперты давали пессимистичные прогнозы, строили предположения в связи с возникновением в стране серьезных проблем. - Для начала хочу сказать, что президент Азербайджана заявил о том, что в Азербайджане переходный период в сфере экономики завершился. Это - конец важного этапа в истории экономического развития Азербайджана, реальность, отображающая переход на новый качественный уровень. Вот уже несколько лет, как Азербайджан с точки зрения экономического развития находится в ряду лидирующих стран мира. Успехи, достигнутые в сфере развития рыночной экономики, либерализации предпринимательской деятельности, диверсификации энергетических ресурсов, разветвления экономики, развития ненефтяного сектора, а самое главное - продуманная экономическая политика президента Азербайджана являются факторами, обусловливающими завершение переходного этапа. В 2009 году экономический кризис превратился для всего мира в серьезную проблему и в некоторых странах, даже в развитых государствах, дал о себе знать в наиболее выпуклой форме. В этом смысле 2009 год стал как для азербайджанского правительства, так и для президента Азербайджана годом испытаний. Совершенно с вами согласен, в самом начале кризиса многие псевдоэкономисты предположили, что Азербайджан столкнется с серьезными последствиями. Нельзя говорить о том, что кризис не мог оказать на Азербайджан никакого влияния. Однако благодаря вовремя предпринятым мерам, гибкой реакции правительства на изменения этот процесс в нашей стране не ощущался, не возникли проблемы, напротив, Азербайджан привлек внимание как страна, демонстрирующая показатели динамичного развития. Я отметил, что авторитетные экономические и финансовые мировые структуры прогнозировали реальный рост ВВП в 2009 году в Азербайджане на уровне 7-8 процентов. Согласно итогам за 11 месяцев текущего года, рост ВВП в Азербайджане составил девять процентов. Успехи Азербайджана в экономической сфере лучше видны при сравнении. Например, в этом году в большинстве развитых стран экономического роста не было, напротив, наблюдалось отставание. Из стран СНГ ВВП также уменьшился в России на 14 процентов, Армении - 15, Украине - 29 процентов. На фоне того, что в большинстве стран экономические проблемы привели к ухудшению условий жизни людей, в Азербайджане и в этой сфере наблюдался реальный рост. Согласно итогам за девять месяцев этого года, доходы населения увеличились на 10 процентов, средняя заработная зарплата - 15 процентов. Уровень инфляции на конец года прогнозируется на уровне 1,5 процента. В период кризиса во всем мире в Азербайджане продолжились грандиозные инфраструктурные проекты, адресная социальная помощь. Вдобавок, на днях были увеличены и некоторые социальные пособия. Проблем с благоустройством городов и районов, строительством и восстановлением в соответствии с современными стандартами школ, медицинских учреждений и других социальных объектов не возникло. Наши стратегические валютные запасы увеличились и превысили 20 миллиардов долларов. Экономические реформы, мероприятия, осуществленные в сфере либерализации бизнес-среды, и полученные результаты не укрылись от внимания влиятельных мировых экономических и финансовых структур. В Отчете по глобальной конкурентоспособности, подготовленном Мировым экономическим форумом на 2009-2010 годы, Азербайджан продвинулся на 18 ступеней, заняв среди 133 стран 51-е, а среди стран СНГ - первое место. В рейтинге по благоприятной ситуации для предпринимательской деятельности, подготовленном Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией, Азербайджан среди 183 стран занял 38-е место. Как видно, пессимистические прогнозы не оправдались. В некоторых странах экономический застой стал причиной ухудшения социального положения и серьезного недовольства населения. Не случайно, что на интернет-аукционах имели место такие шутки, как вынесение некоторых стран на торги. В такой сложный период результаты опроса престижной американской организации «Gallup» показали то, что 77 процентов населения Азербайджана удовлетворены деятельностью правительства. - Говоря о внешней политике Азербайджана в 2009 году, в первую очередь привлекает внимание процесс урегулирования нагорно-карабахской проблемы. В этом году переговоры интенсифицировались, состоялись многочисленные визиты в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ и в прессе уже обсуждаются некоторые контуры соглашения. Можно ли считать этот год удачным с точки зрения разрешения конфликта? - Разрешение армяно-азербайджанского нагорно-карабахского конфликта на основе международных правовых норм, восстановление территориальной целостности Азербайджана являются приоритетом внешней политики Азербайджана. Переговоры, которые велись до сего дня, из-за деструктивной, противоречащей международному праву политики Армении, результата не дали. Несмотря на это, в прежние годы в результате усилий азербайджанской дипломатии были достигнуты серьезные успехи в деле донесения до внимания мировой общественности правды о нагорно-карабахском конфликте. Проведение Арменией захватнической политики было признано на самых различных уровнях, влиятельные международные организации, большинство государств выразили свою поддержку территориальной целостности Азербайджана. После подписания в ноябре 2008 года Московской декларации процесс переговоров интенсифицировался, между президентами Армении и Азербайджана, министрами иностранных дел состоялись многочисленные встречи. Состоялись многочисленные визиты в регион сопредседателей Минской группы ОБСЕ, также не укрылись от внимания усилия в связи с решением конфликта глав стран-сопредседателей. Как стороны, участвующие в конфликте, так и сопредседатели, поделились информацией о некоторых подробностях процесса урегулирования. Прозвучали даже мысли о том, что в ходе переговоров был достигнут успех, согласован ряд серьезных моментов. Однако реальность в том, что конфликт остается неразрешенным. Основная причина этого заключается в том, что по некоторым принципиальным моментам Армения пока не отказалась от занятой позиции. Мировая общественность, сопредседатели Минской группы ОБСЕ хорошо осознают, что Азербайджан является в вопросе разрешения нагорно-карабахского конфликта правой стороной. Факт оккупации в ХХ веке одной страной-членом Совета Европы 20 процентов территории другой страны-члена этой структуры, того, что свыше миллиона беженцев и вынужденных переселенцев приговорены к жизни в достойных сожаления условиях, невыносим. Президент Азербайджана господин Ильхам Алиев заявил о том, что Азербайджан больше не намерен терпеть имеющийся и выгодный для Армении статус-кво. Сегодня Азербайджан является всесторонне развитой, имеющей большой экономический потенциал, сильную армию страной. В последние годы средства, выделяемые на Вооруженные силы Азербайджана, приблизились к бюджету Армении, в нашей стране было создано министерство оборонной промышленности и началось производство оружия. Почему мы должны терпеть факт оккупации наших земель, когда на стороне Азербайджана международное право, военная мощь? До последней встречи с главой армянского государства президент Азербайджана выступил с жестким заявлением, имея в виду именно эти реалии. В настоящее время проведение переговорного процесса в соответствии с интересами Азербайджана, отказ Армении от прежней непримиримой риторики, форсирование основными мировыми центрами силы усилий по разрешению конфликта и самое главное - признание Азербайджана международной общественностью правой стороной и актуализация вопроса справедливого урегулирования конфликта являются успехами Азербайджана в вопросе разрешения нагорно-карабахской проблемы. Можно считать, что в предстоящие годы будут достигнуты более высокие результаты. Кстати, в этом году важное событие произошло и в жизни азербайджанской общины Нагорного Карабаха. Как известно, в июне было создано Общественное объединение азербайджанской общины Нагорного Карабаха. Можно считать, что в предстоящие годы азербайджанская община будет еще более активной и внесет свой вклад в разрешение конфликта в соответствии с нашими интересами. - Али муаллим, на определенном этапе переговорного процесса наблюдалась также активность Турции. Также были приложены усилия для открытия границ между Турцией и Арменией и по восстановлению дипломатических связей. Как этот вопрос, ставший причиной серьезного недовольства и беспокойства общественности Азербайджана, может повлиять на разрешение нагорно-карабахского конфликта? - Турция является самым близким союзником, другом и братом Азербайджана. Конечно, Азербайджан желает увеличения роли и усилий Турции в разрешении конфликта. Турция, выражавшая поддержку Азербайджану со времени начала конфликта, после оккупации армянами в 1993 году Кельбаджара закрыла границы с Арменией. В течение этих лет Турция и Азербайджан взаимно поддерживали друг друга на всех уровнях, при решении всех вопросов учитывались интересы каждой из стран. Естественно, что при нерешенности конфликта, при том, что не положен конец оккупации, не восстановлена территориальная целостность Азербайджана, инициативы, практическая деятельность по открытию границ с Арменией стали причиной справедливого недовольства как общественности Азербайджана, так и общественности Турции. По мнению общественности Азербайджана, открытие границ при нерешенности конфликта послужит усилению Армении, возрождению экономики вражеской страны, и Ереван, не будучи заинтересованным в компромиссах, станет еще более жестким. С другой стороны, отказалась ли Армения от своих претензий к Турции? Есть ли гарантия того, что армяне не будут выдвигать претензии по поводу «геноцида», территориальные и другие? Как видно, открытие границ не отвечает интересам как Азербайджана, так и Турции. Общественность Азербайджана и Турции не хочет верить в то, что протоколы, подписанные 10 октября в Цюрихе, станут основой для практической деятельности в области сближения Турции и Армении. - Можно ли считать удовлетворительными мероприятия, осуществленные по развитию гражданского общества в 2009 году? - Как вам известно, законодательство Азербайджанской Республики приведено в соответствие с международными стандартами, и постепенно законы совершенствуются, учитывая современные мировые тенденции. Существуют необходимые условия для свободной, беспрепятственной деятельности институтов гражданского общества. Быстрое социально-экономическое развитие в последнее время, позитивные изменения, обусловленные углублением демократии в обществе, обновление общественного сознания вызвали необходимость формирования новой модели отношений в обществе и изменения в деятельности институтов гражданского общества. Из-за отсутствия общественной необходимости, такие вредные элементы как радикализм, стремление разрушить в политической деятельности стали заменяться наиболее современными методами борьбы. Естественно, что сторонники радикальных методов борьбы ушли из политической палитры, их место заняли политические силы, являющиеся сторонниками цивилизованной борьбы. Обязанностью государства является формирование нормальной среды для политической борьбы в обществе. Кто останется в политике и кто покинет ее - это решает само общество. Так как партия «Ени Азербайджан» является партией, у которой есть много заслуг в сохранении независимости Азербайджана, всестороннем развитии нашей страны, удовлетворяющей потребности общества, постоянно обновляющейся, объединяющей в своих рядах самых известных ученых Азербайджана, молодежь, стремящуюся строить, создавать, наш народ всегда оказывал ей большое доверие. Не вызывает сомнений, что ПЕА и в дальнейшем сохранит свое лидерство и будет вносить незаменимый вклад в продолжительное развитие Азербайджана. В последние годы в Азербайджане были проведены важные мероприятия по развитию свободы слова и информации, средств массовой информации и неправительственного сектора. Приведение в соответствие с требованиями современного периода деятельности неправительственного сектора, увеличение его роли в жизни общества, усиление гражданской инициативы, усовершенствование деятельности СМИ, считающихся в то же время одним из главных атрибутов демократии и главным средством обеспечения прозрачности в обществе, развитие свободы слова и информации являлись важными вопросами, требующими решения. Учитывая именно эти требования, президент Азербайджана господин Ильхам Алиев утвердил в 2007 году «Концепцию государственной поддержки неправительственных организаций» и в 2008 году «Концепцию государственной поддержки развития средств массовой информации». Созданные в соответствии с требованиями этих документов Совет государственной поддержки неправительственных организаций при президенте Азербайджанской Республики и Фонд государственной поддержки развития средств массовой информации при президенте Азербайджанской Республики уже начали осуществлять государственную поддержку НПО и СМИ. С учетом выделенных средств из государственного бюджета на 2010 год, на совершенствование деятельности НПО и СМИ, финансирование их проектов направлено 11 миллионов манатов. - Когда создавались эти учреждения, некоторые местные и иностранные организации утверждали, что финансирование НПО и СМИ со стороны государства окажет отрицательное влияние на их независимость. - Такие мысли нельзя считать обоснованными. Если возникли проблемы в развитии институтов гражданского общества, то почему бы государству не помочь решению этой проблемы? Надо учесть, что созданные учреждения оценивают не организации, а проекты, и именно на проекты выделяются средства. В настоящее время в развитых европейских странах для сохранения и развития сектора НПО из государственного бюджета выделяются миллионы евро. В 2009 году в Австрии прессе выдано субсидий на сумму 13 миллионов евро. В Швеции эта сумма намного больше. Как видим, сказанное не выдерживает никакой критики. Мы знакомимся и применяем самую лучшую практику развитых стран. Нашей целью является развитие гражданского общества, создание максимальных условий для развития демократических институтов. - Несмотря на осуществление многочисленных мер, связанных с развитием институтов гражданского общества, некоторые иностранные организации утверждают, что ситуация со свободой слова в Азербайджане ухудшилась и в качестве подтверждения этого указывают на арест журналистов. - С чувством сожаления я сообщаю о том, что у некоторых иностранных организаций сформировалось тенденциозное отношение к Азербайджану. Они видят в Азербайджане только проблемы, а когда проблем нет, они стараются выдумывать их. Например, организация под названием «Свободные репортеры» каждый день распространяет враждебные заявления. Но эта организация ни разу не сообщала о многочисленных проведенных мероприятиях, связанных с развитием свободы слова и информации, СМИ в Азербайджане. Также организация «Freedom Hause» на протяжении продолжительного времени старается привлечь внимание враждебными отчетами, не основывающимися на фактах, касающихся Азербайджана. В отчете организации за этот год под названием «Карта свободы» неотделимая часть Азербайджана Нагорный Карабах представлена как совместная территория Азербайджана и Армении. В случае, когда Абхазия, Южная Осетия показаны как территория Грузии, а Приднестровская Республика как территория Молдовы, представление Нагорного Карабаха как совместной территории Азербайджана и Армении не может приветствоваться. Влиятельные международные организации, страны мира признают Нагорный Карабах в качестве территории Азербайджана и поддерживают территориальную целостность Азербайджана. Игнорирование этой реальности со стороны «Freedom House» говорит о ее враждебности, о том, что она служит интересам армян. К тому же представление Армении, где нарушаются фундаментальные права человека, расстреливаются мирные демонстранты, население покидает страну, как «относительно свободной», а Азербайджана - в списке «несвободных» стран, является по крайней мере несправедливостью. Сегодня в Азербайджане в министерстве юстиции взяты на учет более четырех тысяч органов прессы, издаются сотни газет и журналов. Пресса освобождена от налога на добавленную стоимость, на ее развитие выделяются средства из государственного бюджета, проводятся меры, направленные на социальную защиту журналистов. Интересно, почему эти организации не говорят об этих вопросах? Действительно, ситуация в азербайджанской журналистике находится не на желаемом уровне. Существуют случаи злоупотребления созданными условиями в сфере свободы СМИ. Слабость материально-технической базы прессы, низкий уровень профессионализма журналистов, случаи грубого нарушения законодательства Азербайджана, правил профессионального поведения журналистов являются реальностью дня. Оскорбленные простые граждане, ученые, чиновники, бизнесмены обращаются в суды, и в некоторых случаях это приводит к применению санкций против журналистов. Как вам известно, уже некоторое время широко обсуждается принятие закона о декриминализации и диффамации деятельности журналистов. В настоящее время проводятся меры, связанные с устранением негативных случаев в нашей журналистике. Фондом государственной поддержки развития СМИ, Советом прессы, ОБСЕ, Советом Европы проводятся в жизнь многочисленные проекты, связанные с развитием профессионализма журналистов, совершенствованием деятельности медиа, укреплением их материально-технической базы, усилением сотрудничества между СМИ и государственными органами, регулированием права на получение информации в соответствии с законом, и в других направлениях. Продолжительность и эффективность мер создают уверенность в том, что существующие негативные случаи будут сведены к минимуму и в конечном итоге полностью устранены. Только после этого может быть принят закон о диффамации. Должен добавить, что в последнее время выдвигаются требования об освобождении лиц, совершивших конкретное преступное деяние, из-за того, что они являются журналистами. В азербайджанском законодательстве не предусмотрен механизм освобождения от уголовной ответственности в связи с принадлежностью к какому-либо сословию или профессии. Если же есть недовольство решением суда, можно обратиться в вышестоящие инстанции и в конце - в Европейский суд по правам человека. - Какими событиями запомнился 2009 год? - Одним из самых значительных событий 2009 года надо назвать состоявшийся 18 марта референдум, связанный с дополнениями и изменениями в Конституцию. Конституционные реформы являются политическим актом, обеспечивающим продолжение на качественно новом этапе социальных, экономических, политических и юридических реформ, имеющих большое значение для суверенитета азербайджанского народа, будущего демократического и экономического развития. Нововведения юридически усовершенствовали многие нормы Конституции, повысили ответственность государства, в основном, в сфере обеспечения прав и свобод человека и гражданина, а также возложили на него новые обязанности. Референдум стал показателем высокого доверия народа к президенту Азербайджана и его деятельности. Надо отметить, что полная поддержка большинством населения президента отразилась в результатах и выборов, и многочисленных опросов, и независимых исследований. Результаты анализа, который провел в этом году в книге «Право на власть» доцент политических наук Портлендского государственного университета Брюс Джилли, показали, что Азербайджан с точки зрения легитимности правительства занимает девятое место среди 72 стран мира. В том числе, обогнав 21 страну Центральной и Восточной Европы, а также все страны европейской части СНГ, наша страна заняла первое место и уступает лишь нескольким развитым странам. Одним из знаменательных событий этого года стали проведенные 23 декабря муниципальные выборы. Это третьи по счету муниципальные выборы в Азербайджане, муниципалитеты как органы самоуправления выполняют важные функции. Мнения и местных, и международных наблюдателей в связи с результатами выборов показывают, что выборы прошли вполне демократично, в условиях избирательной активности. В заявлении Конгресса местных и региональных властей Совета Европы организация выборов на высшем техническом уровне, отсутствие серьезных правонарушений, подготовка избирательных комиссий были отмечены как позитивные факты. Также подчеркнуто, что выборы, по сравнению с прошлыми годами, прошли лучше. Также были озвучены рекомендации, касающиеся повышения интереса к муниципальным выборам, усовершенствования избирательных бюллетеней, лучшей организации пропаганды. Муниципальные выборы являются проявлением демократии в Азербайджане, образцом высокой избирательной культуры, они также должны быть охарактеризованы как очередной шаг, предпринятый в направлении усовершенствования избирательной практики. Как вам известно, в 2009 году Баку был объявлен столицей исламской культуры. В связи с этим в Баку прошли международная конференция министров культуры мусульманских стран, Неделя ИСЕСКО, дни культуры девяти исламских стран, Международный фестиваль мугама и другие мероприятия. Как еще одно важное событие можно отметить проведенный в Нахчыванской Автономной Республике IX саммит глав государств тюркоязычных стран. Впервые встреча глав государств тюркоязычных стран проходила не в столице. Это является проявлением доверия братских стран к Азербайджану, а также наглядным показателем большого авторитета нашей страны на международной арене, в том числе и среди тюркоязычных государств. Саммит стал важным вкладом в еще большее укрепление интеграции между тюркоязычными странами, а также запомнился принятием важных решений. Можно с уверенностью сказать, что остался позади важный этап истории развития независимого Азербайджана. На этом этапе наше государство еще больше окрепло, сформировалась стабильная, демократическая политическая система, наша страна развивалась высокими темпами и превратилась в полноправного и влиятельного члена содружества государств. Основанная Гейдаром Алиевым стратегия национального развития с успехом продолжается со стороны президента Азербайджана Ильхама Алиева в соответствии с требованиями настоящего времени. Политика господина Ильхама Алиева, который считает строительство гражданского общества и демократизацию основными условиями нашего развития, позволяет гражданам пользоваться всеми своими правами и свободами. Сформированные в стране благодаря экономической доктрине главы государства макроэкономическая стабильность, крепкая экономическая база, значительные финансовые ресурсы, развивающийся человеческий капитал являются основными условиями интенсивного продвижения к целям, стоящим перед нами в последующие годы. / Trend News /

Поделиться: