Трудности казахстанского «пути в Европу»

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
С обретением независимости Республика Казахстан постепенно стала становиться значимым актором как в центрально-азиатском регионе, так и на международной арене. Развитие политического сотрудничества происходило и продолжает развиваться, главным образом, в рамках участия Казахстана в деятельности таких крупнейших международных организаций, как ООН и ОБСЕ.
Трудности казахстанского «пути в Европу»

Рогачёва Елена,

С обретением независимости Республика Казахстан постепенно стала становиться значимым актором как в центрально-азиатском регионе, так и на международной арене. Развитиеполитического сотрудничества происходило и продолжает развиваться, главнымобразом, в рамках участия Казахстана в деятельности таких крупнейших международныхорганизаций, как ООН и ОБСЕ.

В январе 1992 г. Казахстан стал участником Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). Инициативао присоединении Казахстана к ОБСЕ исходила от западных стран, чьи представителив ходе рабочих контактов в первые годы независимости нашего государстванастойчиво продвигали эту идею. Главным побудительным мотивом для Казахстанастало стремление решить наиболее актуальные проблемы безопасности исотрудничества, с которыми страны СНГ столкнулись после развала СССР.

Вступление в Организацию было такжепродиктовано желанием активно участвовать в общеевропейских процессах,позволяющих вырабатывать и применять на практике принципы, заложенные вХельсинкском заключительном акте 1975г. и других документах ОБСЕ. Эти цели обусловили и стратегическуюзадачу по достижению председательства в ОБСЕ, впервые озвученную на заседанииПостоянного Совета Организации в начале февраля 2003 г. [8]

Организация по безопасности и сотрудничеству вЕвропе - крупнейшая в мире региональнаяорганизация, занимающаяся вопросами безопасности, до 1994 года известная какСовещание по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Она объединяет 56стран, расположенных в Северной Америке, Европе и Центральной Азии. Организациянацелена на предотвращение возникновения конфликтов в регионе, урегулированиекризисных ситуаций, ликвидацию последствий конфликтов. Основные средстваобеспечения безопасности и решения основных задач организации определяются втрех различных измерениях, так называемых «корзинах», - политико-военноеизмерение, экономическое и экологическое измерение, а также человеческоеизмерение. Ежегодно одно из государств-членов имеет право стать председателеморганизации. В 2005 году в ОБСЕ председательствовала Словения, в 2006 г. - Бельгия, 2007г. -Испания, 2008г. – Финляндия, а действующим председательствующим государствомявляется Греция.

Базируясь на названии, создалсястереотип, заключающийся в том, что государство, не относящееся территориальнок Европе, не может стать председателем в столь значимой в мировой политикеорганизации как ОБСЕ. Между тем, Казахстан, находящийся на стыке Азии и Европы,имеет вполне обоснованное право занимать эту ответственную позицию.

Еще осенью 1991 года на третьем заключительномсовещании Конференции по человеческому измерению еще СБСЕ (ОБСЕ она стала с 1января 1995 года) был принят документ, в котором впервые указано, что вопросы,касающиеся прав человека, основных свобод, демократии и верховенства закона,носят международный характер и обязательства в области человеческого измеренияне относятся к числу исключительно внутренних дел государств - членов СБСЕ.

Что же касается участия неевропейскихстран в работе ОБСЕ, то, кроме нашей республики, в состав этой организациивходят такие азиатские государства, как Кыргызстан, Узбекистан, Таджикистан иТуркменистан, и ее партнерами по сотрудничеству являются Алжир и Египет,Израиль и Иордания, Марокко и Тунис, Афганистан и Монголия, Южная Корея иТаиланд, а также Япония. [10]

Не случайно, что именно Казахстан сталпервым государством бывшего СССР, которое избрано председателем ОБСЕ. Эторешение, принятое в Мадриде, - дополнительное подтверждение важности опытаустойчивого и сбалансированного развития страны, который может быть использовандругими участниками ОБСЕ.

Утверждению Казахстана на пост председателяОБСЕ предшествовала подача Республикой Казахстан в феврале 2003 года заявки напредседательство в Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе в 2009году. С этого момента и начался долгий путь и тонкая дипломатическая борьбагосударства за получение этой роли.

Несмотря на благожелательное отношение состороны большинства участников организации к такой инициативе Казахстана, главнойпроблемой в принятии решения ОБСЕ по этому вопросу была позиция СоединенныхШтатов и Великобритании, которые возражали против председательства РК в ОБСЕименно в 2009 году. В частности, позицию Госдепартамента США представительХельсинкской группы США, консультирующей Конгресс по вопросам, связанным сОБСЕ, сформулировал так: "Хотя мы и поддерживаем стремление Казахстаназанять кресло председателя в одной из ведущих многосторонних организаций,защищающих права человека, нам кажется, что в 2009 году его председательствопреждевременно". Уточняя свою позицию, Вашингтон направил Казахстану целыйсписок требований: были даны рекомендации относительно соблюдениядемократических прав и свобод, свободы деятельности оппозиции, а такженезависимости прессы. [2]

Помимо этого, существовал рядпрепятствий, которые были обусловленынеполным соответствием РК всем международным демократическим стандартам. Большинствокритиков отмечает высокую степень коррупции в среде казахстанских чиновников ибизнесменов. Проблема состоит в непрозрачности административной системы,которая сама по себе нуждается в упрощении и раскрытии. Однако, в Казахстане,раньше чем в других государствах СНГ был принят закон «О борьбе с коррупцией».Давно используются и рекомендации ОБСЕ по преодолению коррупции: постояннопроводятся семинары, консультации и специальные мероприятия, направленные на борьбус этим явлением и обучение чиновников профессиональной этике. [5]

В связи с рассмотрением заявки Казахстанана председательство особенно пристальным было внимание международныхнаблюдателей, в том числе и наблюдателей ОБСЕ, за ходом парламентских выборов вРК 18 августа 2007 года. Во время подготовки к выборам в регионах Казахстана,по официальным данным, предоставленным Ак Ордой, работали 37 долгосрочныхнаблюдателей ОБСЕ, а за голосованием наблюдали еще 400 краткосрочныхнаблюдателей. О повышенном интересе к Казахстану говорит и то, что Председатель ОБСЕ назначил авторитетногоканадского сенатора Консильо Ди Нино своим Специальным координатором и Главоймиссии краткосрочных наблюдателей ОБСЕ на парламентских выборах в Казахстане. НурсултанНазарбаев открыто заявил в выступлениина саммите ОБСЕ, что последние парламентские выборы были проведены с нарушениемнекоторых стандартов ОБСЕ. Но этот факт не должен был стать решающим прирассмотрении кандидатуры РК, так как не осуществимым на практике являетсясоблюдение стандарта ОБСЕ, который, по мнению руководителя МИД РФ СергейЛаврова, не является единым при мониторинге выборов в различных странах.

Никаких препятствий к этому со стороныцелей или принципов ОБСЕ не было. Отмечалось, что в Республике Казахстан есть иэкономический рост, и стабильность, и развитие политической демократии. А этитри принципа как раз и заложены в основу функционирования ОБСЕ какмеждународной организации. [2]

В декабре 2007 года Совет министровиностранных дел стран - участниц ОБСЕ единогласно принял решение опредседательстве Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. В январе 2008 года постоянныйпредставитель нашей страны при ОБСЕ, Посол Кайрат Абдрахманов возглавилэкономико-экологический комитет ОБСЕ, один из ключевых комитетов в организации.

Казахстанская дипломатия в условияхжесткого цейтнота и откровенного противодействия со стороны ряда "старыхчленов" ОБСЕ сумела проявить решимость и настойчивость. МИД Казахстанадобился достижения намеченной цели, не поступаясь национальными интересами.Однако председательство в ОБСЕ -- это прежде всего победа народа Казахстана.Казахстанцы впервые в новейшей истории получили значимую международную оценкусвоих усилий по модернизации страны. Возглавить ОБСЕ не самоцель дляКазахстана. Это очередной шаг в долгосрочной стратегии страны, нацеленной насистемное реформирование общественно-политической жизни.

29августа 2008 года Президентом Республики Казахстан была утвержденагосударственная программа «Путь в Европу», рассчитанная на 2009-2011 годы. Какизвестно, эта программа появилась в соответствии с Посланием Президента народуКазахстана «Повышение благосостояния граждан Казахстана – главная цельгосударственной политики». В рамках этой программы также и осуществляется подготовкак председательству Казахстана в ОБСЕ в 2010 году. Как было заявлено насостоявшейся 23 октября 2008г. в Астане презентации данной программы, Казахстансоздаст благоприятные условия для увеличения товарооборота с европейскимистранами, совершенствования национального законодательства с учетом европейскихнорм, осуществит нововведения путем претворения в жизнь 86 новых мероприятий, которыебудут финансироваться из бюджета. [13]

Согласно новой стратегии ЕС, принятой виюне 2007 года, в Центральной Азии должно быть лидирующее государство,продвигающее экономическое развитие, демократию, стабильность и толерантность,вокруг которого объединятся все страны региона. В качестве такого лидерарассматривается Казахстан - наиболее стабильное и богатое ресурсами государствов Центральной Азии, а также гарант развития и стабильности всего регионаБудущее председательство Казахстана в ОБСЕ должно способствовать ростуавторитета организации как в Центральной Азии, так и на всем пространстве СНГ.Наверняка во время председательства Казахстана заметно больше внимания будетуделено мнению и интересам государств "к востоку от Вены". Причиназдесь в том, что заявка Казахстана имеет весомую поддержку в виде коллективнойволи государств - членов СНГ. Принципиальноерешение о внесении кандидатуры Казахстана было принято в 2005 году на саммитестран СНГ в Казани и в очередной раз подтверждено на саммите СНГ в Душанбе воктябре 2007 года.

Будущее председательство Казахстана в ОБСЕ –также значимый и важный имиджевый проект, на который расходуются и будутрасходоваться большие суммы из отечественного бюджета. Вместе с тем годичноепредседательство обещает стать для Казахстана проверкой на лидерскую прочностьи способность к дальнейшему саморазвитию. А это означает, что серьезный экзаменпредстоит пройти не только внешнеполитическим институтам, но и всемугосударству.

Как считают в дипломатическом ведомстве,ротационное лидерство в крупнейшей региональной организации стоит подобныхзатрат и усилий. «В целом председательство в ОБСЕ позволит позиционироватьКазахстан в качестве одного из передовых государств организации, будетспособствовать достижению цели вхождения в число 50 конкурентоспособных странмира. Статус председателя этой крупнейшей региональной организации даетмультипликативный эффект, повышающий позитивное восприятие Казахстана деловымии общественными кругами в качестве индикатора стабильности в регионе», - заявилМарат Тажин. [7]

Казахстан может предложить ОБСЕ свойбольшой опыт руководства международными организациями, в том числе ианалогичными ОБСЕ по функциям. «Казахстан накопил большой организационный иполитический опыт руководства многосторонними структурами – СНГ, ШОС, ОЭС,ЕврАзЭС, что позволит ему успешно справиться с председательством и в ОБСЕ.Немаловажно и то, что Казахстан инициировал и на протяжении 15 лет успешноруководит работой СВМДА – азиатского аналога ОБСЕ», – заявил министриностранных дел Казахстана Марат Тажин. На счету РК проведение в Астане трехСъездов лидеров мировых и традиционных религий и форума «Общий мир: прогрессчерез разнообразие». Президент Казахстана Нурсултан Назарбаев уверен, что всекрупные проблемы современного мира могут быть решены путем диалога и взаимнымиусилиями мирового сообщества. В том числе и вопросы о создании общеевропейскойсистемы безопасности, заключении нового договора о нераспространении ядерногооружия, разработки «Дорожной карты», укрепления межэтнического имежконфессионального согласия, которые, как рассказал в интервью журналистам входе официального визита в Москву в октябре 2009г. Касым-Жомарт Токаев,Казахстан намерен поставить перед ОБСЕ. [4], [6]

Интересно посмотреть на позицию некоторыхказахстанских правозащитников по вопросу о председательстве Казахстана в ОБСЕ.Так один из казахстанских правозащитников Евгений Жовтис отмечает, что темапредседательства Казахстана в ОБСЕ достаточно сложная, далеко выходит за рамкисамого председательства и касается этой организации, как таковой. Известныйправозащитник отметил, что, как патриот своей страны, он был бы горд тем, чтоего государство председательствует в ОБСЕ, "это некий показатель качестваи движения, и это значительно продвинет Казахстан на европейской арене",отметил он. В то же время он считает, что в стране, претендующей на то, чтобывозглавить такую авторитетную организацию, как ОБСЕ, должны соблюдаться правачеловека и развиваться демократические институты. Он сравнил рольпредседательства Казахстана в ОБСЕ с ролью так называемой "третьейкорзины" Хельсинских соглашений для развития движения за права человека вСССР. [9]

Рассматривая вопрос о перспективахпредседательства и реальных шагах на пути к углублению развития демократии вРК, нельзя не уделить внимание опубликованному Хьюман Райтс Вотч меморандуму«Казахстан и председательство в ОБСЕ: десять вопросов», который посвященанализу ряда основных проблем, связанных с соблюдением Казахстаном егомеждународно-правовых обязательств в области прав человека, и мерам, принятиякоторых необходимо добиваться от правительства в интересах реальных реформ,которые были бы достойны страны-председателя. [3]

1 сентября 2009 года президент Казахстана подписал законы, вносящиепоправки в законодательство о выборах, политических партиях и СМИ, ранееодобренные однопартийным парламентом. Многочисленные зарубежные экспертыназывают поправки декоративными и малозначительными, не меняющими общей не вполной мере демократичной сущности законодательной базы. В нынешнем, 2009 году,Республика Казахстан вступила в трехлетний период реализации своейответственной роли как участницы Организации по безопасности и сотрудничеству вЕвропе (ОБСЕ), приняв полномочия члена «Тройки» – органа, состоящего избудущего, действующего и предшествующего председателей Организации, призванногообеспечить преемственность ее деятельности. Помимо незначительных поправок взакон о выборах (кроме требования о включении второй партии в случае избранияоднопартийного парламента; высокий порог для партий оставлен, как и всеостальные механизмы, не способствующие проведению честных выборов), многие рекомендацииОБСЕ пока не были не учтены. Кроме тогобыл принят закон о религиях, заслуживший критику не только правозащитников иОБСЕ, но и Ватикана, а также пакет поправок, нацеленных на тотальноерегулирование Интернета. На данный момент не было совершено конструктивных мерпо реализации предложенных демократами вариантов законопроектов о выборах,мирных собраниях и СМИ. В ОБСЕ пока никак не отреагировали на новость оподписании законов, которые были ранее раскритикованы подразделениемБДИПЧ/ОБСЕ. [1]

Не следует недооценивать трудности,которые еще предстоит преодолеть власти и обществу Казахстана на пути креализации принципов и требований современной демократии. Тем не менее, впоследнее время страна сделала ряд существенных шагов вперед по практическойреализации международных стандартов в сфере соблюдения прав человека. [5]

Таким образом, имеются основания длятого, чтобы утверждать: не смотря на ряд нерешенных проблем во внутреннейполитике, Казахстан является удачным кандидатом на пост Председателя ОБСЕ.

РК на посту главы ОБСЕ не планируетпроводить каких-либо радикальных реформ. Как сообщил на встрече с главамидипломатических миссий, аккредитованных в Казахстане, Нурсултан Назарбаев, вкачестве председателя ОБСЕ Казахстан, прежде всего, намерен "внести свойвклад в укрепление роли и авторитета организации как уникальной диалоговойплощадки, объединяющей североатлантическое и евразийское пространство". [12]

Если же задаться вопросом: «Что от нашегопредседательствования хочет получить само ОБСЕ и Запад в целом?», то, с однойстороны, это будет эксперимент, результаты которого никому не ясны. С другойстороны, этот шаг говорит о том, что данная организация действительно открытадля сотрудничества с постсоветскими странами. И, конечно, не стоит забывать обэнергетических интересах Запада к Казахстану, который также является одним изсамых привлекательных аспектов в Казахстане для государств Запада.

Очевидно, что казахстанское председательство в 2010 году будетспособствовать решению многих проблем безопасности в регионе Центральной Азии.Пребывание Казахстана в «тройке» лидеров ОБСЕ – организации нацеленной наподдержание безопасности и стабильности, – станет фактором дополнительногоусиления позиции Казахстана в качестве «бастиона региональной стабильности».Это окажет положительное влияние на ситуацию в соседних республиках.

Казахстан решительно поддерживает идеюсоздания международной антитеррористической коалиции, которая должна эффективнобороться с политическим экстремизмом и терроризмом. С точки зрения Астаны, врамках международного антитеррористического сотрудничества внимание должноуделяться не только силовым акциям, но - в первую очередь, - превентивным мерамнейтрализации угроз.[5]

По утверждению нынешнего министраиностранных дел РК Каната Саудабаева, «председательство Казахстана в ОБСЕ в2010 году укрепит доверие к этой международной организации со стороны странВосточной Европы и СНГ». Он заверил, что в период председательствованияКазахстана ОБСЕ усилит внимание к проблемам Центральной Азии, включаяАфганистан. «Мы обязательно будем говорить о необходимости более активноработать в таких направлениях, как борьба с терроризмом, организованнойпреступностью, наркотрафиком, торговлей людьми и оружием», – пообещал бывший госсекретарьреспублики. «Наше председательство пойдет не только на благо Казахстана, но ивсех стран, пойдет на дальнейшее укрепление и усиление взаимопонимания в этойуважаемой организации», – считает Саудабаев. По его словам, Казахстан успешносправится с возложенной на него миссией, у РК есть конкретная программадальнейшей демократизации страны и ясное представление о тех вызовах, которыестоят перед ОБСЕ.[4]

Надеемся, что дальнейшие перспективыпредседательства Республики Казахстан в 2010 году раскроют потенциал страны какэффективного медиатора в решении некоторых межгосударственных и межэтнических конфликтовна постсоветском пространстве, и дальнейшие политические действия, которыебудут приниматься властными структурами Казахстана, будут направлены наразвитие демократических инициатив без ущерба стабильности политического строяв государстве.. Мы убеждены, что успехи, которых Казахстан постараетсядостичь за год исполнения этой важной роли, станут серьезным основанием для повышениямеждународного авторитета республики.

Теги: Казахстан

Поделиться: