Шанс на модернизацию

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Особенно важно преодолеть негативное влияние на экономику нынешней российской политической модели, включая ограничители общественной активности, создаваемые политическим режимом, партийной системой и т.д. Именно преобразование политической системы позволит запустить механизмы модернизации экономики. Политические реформы призваны устранить произвол бюрократии в отношении бизнеса, способствовать увязке интересов различных социальных групп, росту конструктивной активности общества и тем самым создать условия для появления движущих сил подъема экономики.
Шанс на модернизацию

Шанс на модернизацию

Модернизировать экономику не удастся безревизии всей модели общественного устройства России

Об авторе: Константин Иванович Микульский - член-корреспондент РАН.

Проблематика модернизации российской экономики, перевод ее на инновационныйпуть развития в последнее время выдвигаются на первый план. Однако перспективымодернизации остаются туманными, не определены достаточно конкретно контурыэкономического будущего страны и тем более пути продвижения к нему.

Важно, чтобы политика модернизации не была извращена двумя распространеннымив истеблишменте то ли заблуждениями, то ли своекорыстными побуждениями. Первоеиз них: нужно ограничить процессы модернизации сферой экономики и не допуститьих распространения на политическую жизнь; второе: модернизация экономикисводится к усовершенствованиям техники, технологии и структуры производства ине предусматривает переделки общественных отношений в сфере экономики(распределительных отношений, отношений между государством и бизнесом и т.д.).Тем самым пытаются исключить устранение тех общественных механизмов, которыеслужат реализации гипертрофированных своекорыстных интересов элиты за счетобщества. Соблюдение этих двух ограничителей, выдвигаемых элитой, обрекло бы вконечном счете на неудачу любые попытки проведения последовательного курса намодернизацию.

Особенно важно преодолеть негативное влияние на экономику нынешнейроссийской политической модели, включая ограничители общественной активности,создаваемые политическим режимом, партийной системой и т.д. Именнопреобразование политической системы позволит запустить механизмы модернизацииэкономики. Политические реформы призваны устранить произвол бюрократии вотношении бизнеса, способствовать увязке интересов различных социальных групп,росту конструктивной активности общества и тем самым создать условия дляпоявления движущих сил подъема экономики.

Короче говоря, речь идет об оздоровлении всей общественной системы. Обществунужно в полной мере отдавать себе отчет в том, что после активного выступленияреформаторски ориентированного меньшинства в конце 80-х – начале 90-х годовново-старая элита взяла курс на извращение процессов реформирования. Этовыразилось в постепенной реставрации многих элементов советского политическогорежима, деформации складывавшейся рыночной экономики, игнорированиинеобходимости социальных амортизаторов при переходе к рынку. Закономернойчертой экономического развития стала максимизация экономически необоснованных исоциально неоправданных доходов истеблишмента, господствующих социальных групп,элиты в целом. Источником таких доходов стали не рост эффективностииспользования ресурсов в экономике, не народно-хозяйственные накопления, аадминистративно-силовое перераспределение общественного продукта.

Уже в 90-е годы становилось ясно, что цели строительства современнойцивилизованной экономической системы все более утрачивают значение дляполитической практики. Это стало еще более наглядным в 2000-е годы, когдаполучил наиболее полное выражение курс на реализацию асоциальной моделибюрократическо-олигархического капитализма и авторитарного политическогорежима. Данная модель, несмотря на нынешнюю критику отдельных ее проявлений,исходящую со стороны властных структур, в целом не получила принципиальнойоценки как противоречащая задаче подъема экономики и продвижения к социальномублагополучию. Поддерживается иллюзия, что прогресс общества возможен на основеустранения «имеющихся отдельных недостатков» при сохранении асоциальнойсущности общественной системы. А ведь лишь признав системное происхождениепороков этой системы, можно понять пути их преодоления.

Требуется более глубокий перелом в развитии общества, чем тот, который хотябы частично возможен при нынешнем подходе к понятию «модернизации экономики».Пока же все намечаемые шаги в направлении модернизации говорят скорее обориентации на возвращение к докризисному состоянию экономики, но не о ееинновационном развитии. Тем самым не формируются условия для реализациираспространяющегося в мире подхода: кризис может и должен подтолкнуть не толькок решению задач отладки мировых и национальных финансовых механизмов иустранению деформаций рыночных отношений вообще, но и к повышению экономическойи моральной ответственности бизнеса за результаты хозяйствования, не только к техническомупереоснащению производства, но и к осознанию перспективных проблем повышения накачественно более высокий уровень науки, к стимулированию роста качестватрудового потенциала общества, повышению его трудовой и предпринимательскойактивности.

При этом нельзя предаваться иллюзии, будто бы модернизация экономики снимаетсоциальные противоречия. Устраняя одни из них, она порождает другие, и обществодолжно искать возможности их смягчения и преодоления, сочетая поощрение людей кполучению индивидуальных выгод от участия в модернизации и стимулированиесоциальной солидарности. Возможно, в России эта проблематика будет ощущатьсяострее, чем в развитых странах.

Тупиковаямодель

Можно предполагать, что реформаторские намерения в мировом сообществе будутреализованы далеко не в полной мере или даже останутся в значительной степенинереализованными, но определенный эффект они, несомненно, дадут. Столь же яснои другое. Западный социальный механизм функционирования общества, в том числемеханизм современного капиталистического хозяйствования, при всех их пороках,выявившихся в новых формах в ходе кризиса, вновь оказывается способен болееадекватно реагировать на негативные процессы и более эффективно служить решениюобщественных проблем, чем российская постсоциалистическая общественная система.Остается лишь пожалеть, что за минувшие два десятилетия не произошлосколько-нибудь реальных сдвигов, приобщающих Россию к процессам инновационногообновления западной экономики и социализации современного капитализма. Речьидет, в частности, о поддержании в обществе политической конкуренцииконструктивно настроенных общественных сил, о периодическом изменении на ееоснове расклада политических сил во власти под влиянием сдвигов в объективных исубъективных потребностях общества, о стимулировании роста человеческогопотенциала, периодически достигаемом расширении возможностей удовлетворенияпотребностей массовых социальных групп, снижении остроты или сдерживании ростасоциальных противоречий прежде всего путем перераспределения доходов в пользусоциально необходимых затрат.

Можно сделать вывод, что утвердившаяся в России в настоящее времяобщественная модель не только существенно затрудняет модернизацию экономики, нои, по большому счету, отодвигает ее реализацию на неопределенное время. Средивозникших препятствий можно назвать следующие. Произошло слияние власти исобственности, сформировалась немногочисленная группа бюрократов-олигархов,ставших крупнейшими по мировым масштабам собственниками активов и выгодоприобретателямиот потоков государственных финансовых ресурсов. Эта группа составляет ядрогосударственной бюрократии в ее высших эшелонах. В целом в экономике сложилсясимбиоз частной и государственной собственности, заключающийся, с однойстороны, в паразитировании крупнейших явных и замаскированных частныхсобственников на государственных ресурсах, а с другой стороны – в подчинениичастного сектора имущественным и политическим интересам государственнойбюрократии. Частная собственность в России свободна от тех социальныхнормативов, которыми она обременена в западных странах, что обусловливаетзначительную степень невосприимчивости элиты к социальным потребностямобщества. Статусная рента превратилась в главный вид доходов многих слоевэлиты. Рынок коррупционных услуг стал имманентным постсоветскому капитализмуопосредующим звеном между производством и распределением общественногопродукта, орудием перенацеливания процессов экономической жизни с задачразвития производства и получения экономически детерминированного дохода назадачи формирования состояний элиты, не увязанного с возможностями экономики ис требованиями социальной справедливости. Более того, рынок коррупционных услуграспространился на сферы общественной жизни, функционирование которых не должноопределяться рыночными механизмами, например, на отправление правосудия.

Эти и многие другие пороки российской общественной системы делаютсомнительной возможность эффективных усилий по модернизации экономики. Многоенаблюдается уже сегодня. В России не прививается стремление к сокращениюиздержек, усилившееся в мире в процессе преодоления кризиса. Мировая экономикастремится подготовиться на выходе из кризиса к реализации инновационныхрешений; в России же общепризнан дефицит инновационной мотивации и инновационныхидей вообще, что проявляется в настоящее время даже в случаях расширениявозможностей кредитования производства. Примечательно, что организуемыйгосударством процесс дальнейшей монополизации экономики не сопровождаетсялучшим использованием ресурсов; государство же, активизируя свое вмешательствов экономику, не проявляет способности, а по сути – и желания принуждатькрупнейших собственников к повышению эффективности использования даже техресурсов, которые оно им предоставляет.

Все это не означает полного отсутствия признаков отдельных позитивныхсдвигов. Даже в этой ситуации в России существуют предприятия, продвигающиесяпо пути рационализации производства. Примечательно, что, несмотря на крайнетяжелое положение среднего и малого бизнеса и в целом падение его активности,именно в этой среде есть примеры успешного развития.

Две тактикибизнеса

Следует признать, что рыночная экономика в России все-таки существует, хотяи в деформированном виде. Рыночные отношения в той или иной мере ограничиваютнегативное воздействие бюрократического капитала на экономику, поддерживаютпредпринимательские стимулы, которые систематически гасятся монополизациейэкономики, административной рентой, тем вмешательством государства в экономику,которое противоречит законам ее функционирования. Уместно вспомнить, как самыепервые шаги по переходу к рынку и формированию частной собственности оказалимощное оздоровляющее влияние на катастрофическую народно-хозяйственную ситуациюначала 90-х годов с ее глобальным товарным дефицитом и параличом хозяйственнойдеятельности. Конечно, это сопровождалось колоссальными социальными издержками,но тем не менее были заложены основы хозяйственного механизма, необходимого дляэкономического прогресса. Рыночные основы экономики – если не допускать ихдеформации – сегодня остаются своего рода гарантом перспектив оздоровленияроссийской экономики.

Разумеется, усложнение экономических связей в обществе делает одновременнонеобходимой активную роль государства. В его миссию входит разработкаперспективных целей общественного развития, что не может быть прерогативойрынка. Государство должно при этом не подавлять, а использовать стимулирующиевозможности рынка и порождаемые им критерии экономической эффективности, без чегопривлекательные перспективные цели не могут быть достигнуты.

О том, что российское государство не решает эти задачи, свидетельствуетсуществование двух противоположных, но в равной мере социально неоправданныхтактик в поведении российского бизнеса, служащих обеспечению ему хотя быминимальных условий развития. Первое: коррупционными способами покупать увласти саму возможность существования бизнеса, привлекать административныерычаги государства для подавления конкурентов, получать с помощью «откатов»государственные заказы и т.п. Эта часть бизнеса стремится вписаться всуществующую систему, приспособиться к бюрократическому произволу, компенсируяпоборы путем включения выплачиваемой бизнесом административной ренты в издержкипроизводства, и т.д.

Вторая тактика бизнеса: стремление к уходу из сферы бюрократическогодавления, создание неофициальных экономических связей, зачастую противоправных,но тем не менее способствующих появлению некоторых условий для развитияпредпринимательства. Разумеется, государство не может мириться с такимипопытками, но в основе его реакции должно лежать стремление к оздоровлениюпредпринимательского климата в стране. Существование же этих двух тактиксвидетельствует о невыполнении государством своей миссии рационального регулированияэкономических отношений.

К числу основных направлений преобразований российской общественной системы,необходимых для экономического подъема, следует отнести: принципиальноеизменение методов и пропорций распределения; оптимизацию структуры собственностипутем снижения уровня монополизации экономики и стимулирования среднего ималого бизнеса; демократизацию политической жизни и преобразование на этойоснове авторитарно-бюрократического государства, оторванного от общества илидаже противостоящего ему, в современное цивилизованное государство,обслуживающее общество; переформатирование элитных слоев общества на основеувязки удовлетворения их интересов со стандартами демократического общества ипотребностями общественного прогресса.

Важные предпосылки модернизации российской экономики могут сформироватьсялишь в ходе демократических преобразований современного политического строяРоссии. Опыт, особенно последнего десятилетия, показал, что утвердившийся внашей стране специфический авторитаризм не благоприятствует оздоровлениюобщественной системы и модернизации экономики, а, напротив, тормозит их, вчастности потому, что он становится самоцелью, имеет слабую обратную связь собществом, но слишком тесно связан с узкокорыстными интересами господствующейэлиты и сам является сугубо «элитарным» преимущественно в негативном смыслеэтого понятия.

Система ужевибрирует

Приходится вспоминать историю России, включая события последних лет. В нашейстране то, что нужно сделать для прогресса, гораздо чаще, чем в других странах,оказывается неосуществимым. Более жизнеспособными и дееспособными в конечномсчете обычно оказываются не реформаторы, а приверженцы тупиковой общественноймодели. История свидетельствует, что, когда у России появляется шанс осуществитьнеобходимые преобразования и благодаря им войти в число передовых стран, онаупускает его, как это произошло в очередной раз и в 90-е, и в 2000-е годы. Аупустив такой шанс, российское общество не просто останавливается в своемразвитии, но отбрасывает себя назад.

Если в российском истеблишменте станет реально проявляться стремление кпрактическим действиям по корректировке такого исторического пути развитияРоссии, то ему следует учесть печальный опыт начала 90-х годов. Демократическиереформы были сорваны именно потому, что в 1991 и 1993 годах реформаторы,одержав политическую победу над своими противниками, ядром которых былакрасно-коричневая реакция, перестали опираться на пассионарное меньшинствообщества, готовое поддержать реформы, и стали ориентироваться на созданиеполитического и экономического комфорта для старо-новой элиты. Сегодня сдостаточным основанием констатируется политическая пассивность и даже тупойконсерватизм большинства населения, а приверженцы возврата к демократическим илиберальным принципам организации общественной жизни занимают маргинальныепозиции. Импульсы к ревизии нынешней асоциальной общественной модели можноожидать только в том случае, если в самом истеблишменте заявят о себесторонники модернизации. И, если они будут последовательны, существуетвозможность вновь активизировать реформаторскую тягу в обществе, мобилизоватьна поддержку реформ способное к этому меньшинство и избежать активногопротиводействия большинства. Сейчас трудно говорить, вырисовывается ли у Россиихотя бы в первом приближении новый исторический шанс, однако какие-топредпосылки для этого будут формироваться, если процесс их формирования небудет прерван дальнейшим ужесточением существующего политического режима.

Складывается впечатление, что у части российского истеблишмента крепнетосознание исторического тупика, в который вновь попала страна. Возможно, этовпечатление ошибочно. Возможно, что, даже сознавая тупиковость ситуации,российская элита не предпримет никаких действий по исправлению ситуации, непойдет ни на какой компромисс между утвердившимися своекорыстными интересамиэлиты и интересами прогресса общества, сосредоточивая усилия на том, чтобыотодвинуть в возможно более отдаленное будущее острый социальный конфликт.

Однако мимо внимания элиты не может пройти тот факт, что российскаяобщественная система начинает понемногу «вибрировать» подобно турбинеСаяно-Шушенской ГЭС. Можно не обращать на это внимания, как это делалиоператоры ГЭС, но негативные последствия такого отношения рано или поздноскажутся.

В последнее время политическое руководство страны подает обществупротиворечивые сигналы. Это касается и роли государства в экономике, ивзаимоотношений бюрократии и бизнеса, и организации политической жизни, и т.д.Речь, видимо, идет о политическом выборе пути дальнейшего развития или, чтоболее вероятно, о выборе форм реагирования на усиливающиеся трудности ипротиворечия. Этот выбор пока не может привести к действиям, направленным назамену асоциальной общественной модели, но может обусловить ее частичнуюкорректировку. Признавая такую возможность, следует отдавать себе отчет в том,что нынешняя общественная система, с одной стороны, глубоко укоренилась вроссийском обществе, успешно использует в своих интересах многие егоособенности, но, с другой стороны, настолько глубоко порочна, что любые реальнозначимые действия по корректировке этой системы могут привести к ее спонтанномуразрушению с непредсказуемыми последствиями. Власть не может не учитывать этиобстоятельства, но сейчас трудно сказать, к каким выводам она придет. Поканельзя исключить, что власть предпочтет сосредоточиться не на оздоровленииобщества, а на консервации системы с теми или иными ее изменениями на возможноболее длительный срок.

Однако примечательны последние жесткие заявления президента России ДмитрияМедведева об отсутствии продвижения вперед по пути модернизации российскойэкономики, неэффективности государственной политики, потере историческоговремени в 2000-е годы. Возможно, что это не просто поиск «алиби», а искреннеестремление переломить ситуацию. Во всяком случае, и словесные декларации такогорода рождают серьезные морально-политические обязательства перед страной.

* * *

Главным вопросом обозримого будущего является для России вопрос о том,каково будет соотношение процессов консервации сложившейся асоциальнойобщественной системы и процессов ее преодоления, возникнут ли в ней механизмысамообновления, можно ли ожидать импульсов к такому самообновлению от тех илииных слоев нынешней элиты и их поддержки массовыми слоями общества и, наконец,насколько модель, которая в конечном счете придет на смену существующей,окажется моделью реального прогресса.

НЕЗАВИСИМАЯ ГАЗЕТА

Поделиться: