От "СуперХана" к сильному парламенту?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В начале октября исследовательское агентство «Рейтинг кз» опубликовало материалы очередного экспертного опроса, который на этот раз касался несколько необычной, но при этом исключительно актуальной темы «Оптимальные модели государственного правления в рамках будущей преемственности верховной власти в Казахстане».
От "СуперХана" к сильному парламенту?
В начале октября исследовательское агентство «Рейтингкз» опубликовало материалы очередного экспертного опроса, который на этот раз касался несколько необычной, но при этом исключительно актуальной темы «Оптимальные модели государственного правления в рамках будущей преемственности верховной власти в Казахстане».Экспертам было предложено оценить 18 действующих в современном мире моделей правления наоснове пяти оценочных критериев срейтингом от 1 до 7. Пятерка лидероврейтинга выглядит достаточно любопытно.Наибольшее число баллов получиливарианты - «президентство под патронажемверховного лидера страны» и«президентско-парламентская республика».В то же время достаточно экзотичновыглядит итог, при котором 4 и 5 место врейтинге заняли, соответственно,конституционная парламентская монархия(по образцу Великобритании) и партийноеправление (по модели современногоКитая).Это не означает,что, по мнению большинства экспертов,иранский вариант, при котором главагосударства является верховным лидером,провозглашенным в особом порядке,заметно превосходит по степенистабильности и устойчивости классическуюпарламентскую республику. Тем болеечто Иран, в общественной жизни которогоглавную роль играет духовный лидерстраны, это совсем не одно и то же, еслисравнивать с близким по технологииреализации «вариантом» Дэн Сяо Пина,который в конце своей политическойкарьеры также не имел каких-то официальныхдолжностей, что не мешало ему сохранятьв своих руках всю реальную полнотувласти в стране.Понятно, чтоэксперты с сомнением относятся кперспективам перехода Казахстана кмодели классической парламентскойреспублики. Усиление полномочийпарламента, о котором говорят напротяжении последних нескольких лет,в местных реалиях имеет очень серьезныеограничители. Они связаны с тем, чтопартийные проекты по большей частиявляются квази-структурами. В данномслучае партия власти не исключение, асогласование интересов через кулуарныепарламентские договоренности покиргизскому образцу тоже не представляетсяоптимальным сценарием на переходныйпериод. В этом смысле президентско-парламентскаяреспублика, где баланс сил равномернораспределен между президентом,премьер-министром и руководством партиивласти, соответствует, по крайней мере,трем ключевым критериям, по которымпроизводилась экспертная оценка –приемлемость для ведущих внешнеполитическихпартнеров Казахстана, устойчивость кразличного рода вызовам, приемлемостьдля властвующей элиты.Как справедливоотметили авторы рейтинга, «в любомслучае, обеспечение определенногопаритета между президентом и парламентомв постназарбаевский период может статьсерьезным фактором для поддержаниябаланса внутри властвующей элиты истабильного развития страны в целом».Можно предположитьнекую этапность в реализации первогои второго сценария применительно кказахстанской политике. Первый этапвластного транзита может быть связанс президентством под патронажемверховного лидера с тем, чтобы наследующем этапе закрепить модельпрезидентско-парламентской республики,которая, по оценкам экспертов, выглядитболее устойчивой и стабильной, нежелипартийное правление и классическаяпрезидентская республика.Возвращаясь кнеожиданному пятому месту конституционнойпарламентской монархии, можно согласитьсяс тем, что ряд экспертов отталкивалисьот представлений о некоем семейномварианте передачи власти, с точки зренияобеспечения гарантий безопасности исохранения ресурсной базы для ближайшихродственников президента. Однако внынешних условиях подобный сценарийпредставляется маловероятным. Несмотряна многочисленные слухи о так называемомпроекте «Суперхан» нет конкретныхдоказательств того, что реализацияэтого далеко не простого по технологииисполнения сценария началась, апотому, вероятнее всего, архаизацияполитических институтов в РК, даже наотносительно кратковременный промежутоквремени едва ли возможна.Таким образом,выводы, которые сделали эксперты,привлеченные агентством «Рейтинг кз»,в целом адекватно отражают базовыесценарии политического транзита в РК.В конечном счете, в стране наиболее вероятенпереход к президентско-парламентскойреспублики с сильной вертикальюисполнительной власти. Произойдет лиэта трансформация через промежуточныйэтап, когда второй президент Казахстанабудет неформально согласовывать ключевыерешения с "духовным лидером страны", илиже произойдет прямой транзит отсупер-президенсткой республики кпрезидентско-парламентской формеправления?  В данном случае этот вопросвторичен по отношению к главному тренду– формированию новой системы сдержеки противовесов внутри казахстанскойэлиты, постепенному усилению ролипарламента и неизбежному изменениюформата отношений между структурамиисполнительной власти и законодателями.

Поделиться: