ИСЛАМ В УЗБЕКИСТАНЕ В 1950 – 1990 гг

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Данная статья посвящена западной, в частности англо-язычной историографии Ислама в Узбекистане в период 1950-1990 гг. В рамках данной работы мы не претендуем охарактеризовать развитие всей запаноевропейской школы исследования Средней Азиии, а лишь предпримем попытку проследить то, каким образом те или иные политические события в мире находили свое отражение в работах англоязычных авторов работ по данному региону.
ИСЛАМ В УЗБЕКИСТАНЕ В 1950 – 1990 гг

ИСЛАМ ВУЗБЕКИСТАНЕ В 1950 – 1990 гг.:

ВЗГЛЯДЗАПАДНЫХ АНГЛОЯЗЫЧНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЛЕЙ

АбдурасуловаХ.И.

аспирантИнститута истории АН РУз

Данная статья посвящена западной, в частности англо-язычнойисториографии Ислама в Узбекистане в период 1950-1990 гг. В рамках даннойработы мы не претендуем охарактеризовать развитие всей запаноевропейской школыисследования Средней Азиии, а лишь предпримем попытку проследить то, какимобразом те или иные политические события в мире находили свое отражение вработах англоязычных авторов работ по данному региону.

Ислам и религиознаяполитика в Средней Азии были и остаются объектом пристального внимания западныхисследователей. Как пишет американский исследователь Девин Девиз: «Несмотря наразвал Советского государства, изучение религиозной жизни традиционномусульманского населения бывшего СССР продолжает оставаться доминирующей средиакадемической «традиции», которая может быть названа «СоветологическимИсламоведением»» [1] . Данное направлениеисторической науки уходит корнями в стремление лучше понять влияние советскойэры на Ислам в мусульманских регионах СССР, в частности Средней Азии, котораяявлялась объектом интенсивного интереса западных исследователей вследствие рядапричин. Одной из них, несомненно, может служить геополитическое расположениерегиона, который по мнению американского исследователя Эдварда Оуллуорта «…играл и играет важную роль во внешних отношениях Советского Союза, НароднойРеспублики Китай, стран Ближнего Востока и Южной Азии. Говоря вкратце, СредняяАзия имеет ключевое значение по геополитическим причинам, из-за своегорасположения между землями запада и востока, севера и юга» [2] .

Не менее важной причинойинтереса западных исследователей к среднеазиатскому региону можно считать то,что это была единственная часть Советского Союза с коренным неевропейскимбольшинством населения, преимущественно тюркского происхождения. Вследствиеэтого, появился тезис о возможном противостоянии мусульманской Средней Азии иРоссии, а также дальнейшем конфликте, представляющему потенциальную угрозусуществованию СССР. Вследствие этого, одними из основных объектов исследованиявыступали национальный вопрос в СССР и советская политика в отношениимусульман.

В 1950 гг. мы наблюдаембританскую и французскую деколонизацию, и эти события также, несомненно,повлияли на то, как Средняя Азия обсуждалась и изучалась в этих двух странах.Британские и французские авторы стали все больше фокусировать свое внимание наизучении того, каким образом две контрастные цивилизации, Европейская иИсламская могут сосуществовать впределах одного государства. Французский исследователь Винсент Монтейл дажепредполагал, что в советской модели взаимоотношения между центром и нерусскимиобластями СССР можно найти образец для сохранения Французской империи [3] .

В это же время происходитизменение политики СССР на Ближнем Востоке, который несомненно был региономстратегической значимости, и который стал основной территорией раздора междумежду двумя антагонистическими блоками. О важности этого события для изученияСредней Азии пишет Геофрей Виллер: «Растущий интерес Советского правительства кБлижнему Востоку делает крайне важным изучение отношения Советского государствак Исламу…» [4] .Таким образом Виллер говорит о привлекательности изучения Советской СреднейАзии как модели для исследования отношений СССР с другими мусульманскими регионами.

Таким образом в 1950 гг.Советская Средняя Азия изучалась преимущественно с целью определения уровняуспеха Советской политики в регионе, а также степени ее влияния на новые государства, образованные на БлижнемВостоке.

Английский исследовательВилл Майер в своей работе «Ислам и Колониализм. Западные перспективы наСоветскую Среднюю Азию» пишет о том, что 1950 годы можно с уверенностью отнестик периоду, когда произошло зарождение современного изучения Среднеазиатскогорегиона зарубежными исследователями. Так как уже в 1960 годы мы наблюдаем какрезультаты ранних зарубежных работ консолидируются и формируется консенсусотносительно ситуации и развития в регионе. В это время западных исследователейвсе больше привлекает вопрос политической динамики между центральнымправительством СССР и окраинными республиками. Основным вопросом в этих работахвыступало определение того, является ли СССР колониальной империей аналогичнойБритании и Франции или нет.

Период второй половины1950-х – начало 1960-х годов также знаменуется усилением антирелигиознойпропаганды внутри СССР, которая нашла свое отражение в работах зарубежных авторов. Так, английскийисследователь тех лет Геофрей Виллер в своей работе «Современная историяСоветской Средней Азии» пишет, что «с 1957 года происходит увеличениеофициального требования повышения числа атеистической литературы и лекций, атакже резкая критика качества существовавшего материала» [5] . Однимиз главных исследовательских вопросов в работах того периода (продолжающегодоминировать и в современных исследованиях по рассматриваемому времени) являлсявопрос о том, почему не произошло вытеснение ислама атеизмом, и каким образомисламу удается претерпеть стадию возрождения еще при существовавшем советскомстрое.

В конце 1970 г. послесмены правительства в Иране, а затем ввода советских войск на территориюАфганистана, в Узбекистане также наблюдается повышение интереса населения крелигии, активизация различных исламских движений и группировок. Процесспостепенной политизации ислама, религиозные диспуты, расколы и появлениерелигиозно-экстремистских групп, а также всплеск национализма и религиозности вэтот период повлекли новые публикации зарубежных исследователей [6] . Вэто время многие западные авторы сходятся во мнении, что Ислам в регионепредставляет собой потенциальную внешнюю угрозу существованию СССР [7] .

Немаловажным остается ивопрос национальных меньшинств в СССР. В середине 80-х годов французскийисследователь А. Беннигсен пишет, что большинство западных наблюдателейсходятся в том, что «национальная проблема представляет собой одну из слабыхсторон советской системы, возможно, самую опасную и способную разрушитьСоветскую империю изнутри» [8] .

1980 годы представлялисобой период усиления позиций так называемого параллельного ислама, неконтролируемого государством. Западные авторы характеризуют параллельный исламкак религиозную активность проводимую официально незарегистрированными муллами,и осуществляемую вне четырех официальных Духовных Управлений и начинают активноосвещать такие аспекты неофициального ислама как паломничество и поклонение такназываемых святых мест. В настоящее время данный вопрос также представляетзначительный интерес среди молодых англоязычных исследователей [9] .Примечательно, что по мнению ряда исследователей именно благодаря деятельностипараллельного Ислама произошло сохранение Ислама как духовной веры, так и«образа жизни». «Оттенок суфизма, - пишет Беннигсен, - придает советскомуИсламу его строгую ортодоксальность, традиционный характер и непримиримыйфундаментализм» [10] .

Распад СССР и образованиеновых независимых государств стали переломным моментом, внесшим значительныеизменения в то как стала изучаться Средняя Азия на Западе. Формально, с развалом СССР, советологияперестала существовать как наука, фактически же бывшие советологи продолжаютсвои исследования под другой вывеской, так как выживание советологии назападном интеллектуальном рынке было возможно только при условии быстройадаптации к новым вызовам времени [11] . Вэто время значительно облегчается доступ западных исследователей к местнымисточникам, а также формируется новая генерация исследователей. Американскийисследователь Джон Шоберлайн в своем докладе, посвященном росту и развитиюцентральноазиатских исследований на Западе, отмечает, что число западныхисследователей резко возрастает с примерно 400 в 1991 году до около 3 000в 2007 [12] .

Советское прошлое и егоотпечаток на жизнь мусульман в регионе и Ислам в целом становится основныминаправлений новых исследований [13] . Другим немаловажным моментом выступает анализнастоящей религиозной ситуации в регионе, радикальный Ислам и терроризм. Вцелом работы данного периода по тематической направленности можно условноразделить на следующие группы: 1) научный интерес к изучению современного«Возрождения Ислама», 2) работы в контексте развития международногополитического Ислама и Исламизма и 3) исторические работы, направленные налучшее понимание истории Средней Азии, основанные на новых источниках, ставшихболее доступными в постсоветский период.

Таким образом, взглядызападных исследователей несомненно находились в зависимости от общейполитической обстановки в мире, но в тоже время западная школа изучения СреднейАзии смогла за короткий период времени подготовить особое сообщество ученых,наследие которых можно безусловно причислить к основополагающей базе длясовременных западных исследованийСреднеазиатского региона.

[1] Devin Deweese. Islam and the legacy ofSovietology: a review essay on Yaacov Roi's Islam in the Soviet Union/Journalof Islamic Studies, 13:3, 2002, Pp. 298-330.

[2] Edward Allworth. Central Asia: a Century ofRussian Rule. 1989. p. 15.

[3] Will Myer. Islam and Colonialism. Westernperspectives on Soviet Central Asia/Central Asia Rsearch Forum Series. London,2002, p.14

[4] Ibid, p. 17.

[5] Geoffrey Wheeler. The modern history of SovietCentral Asia. London, 1964, p. 190.

[6] См. к примеру работы Bennigsen A. Muslims of the Soviet Empire.Guide. London, 1985; Bennigsen A. S. Enders Wimbush. Mystics and Comissars.Sufism in the Soviet Union, London, 1985.

[7] К примеру работы А.Беннигсена, Эндерс Вимбуша, Михаила Ривкина, и др.

[8] Bennigsen A. Soviet Muslims and the Muslimworld/Soviet nationalities strategy perspective. London, 1985, P. 207-226.

[9] К примеру работа Krisztna Kehl-Bodrogi. Religion is not sostrong here. Muslm Religious life in Khorezm after Socialism, Munster:LIT-Verl, 2008.

[10] А. Бенигсен. Мусульмане вСССР. YMCA-PRESS Paris, 1983, стр. 67.

[11] Я.Л. Примаченко. РаспадСССР и кризис американской советологии: проблемы поиска новых методологическихподходов /«Власть и Общество в истории: Геополитические изменения в напостсоветском пространстве в конце 19-начале 20 вв.». Международная летняяшкола Международной Ассоциации Институтов истории стран СНГ. 2008, Молдова,стр. 187.

[12] John Schoeberlein. The Growth and Developmentof Central Asian Studies in the West. Доклад, представленный в ИФЕАКе(Французский Институт Исследования Центральной Азии), Ташкент, 11 Июня, 2007.

[13] К примерe следующие работы: Central Asia. 130 years of Russian Dominance,a Historical Overview. Edited by Edward Allworth; Olivier Roy. The New CentralAsia/ The Creation of Nations. New York University Press, 2000; Adeeb Khalid. The Politics of Muslim CulturalReforms. Jadidsm in Central Asia. London, 1998; его же Islam after Communism. Religion and Politics in Central Asia.University of California Press, 2006;

Поделиться: