Россия, Москва

info@ia-centr.ru

МУСУЛЬМАНКА СЕГОДНЯ.ВЗГЛЯД ЗАПАДА И ВОСТОКА

18.12.2009

Автор:

Теги:

МУСУЛЬМАНКАСЕГОДНЯ.

ВЗГЛЯДЗАПАДА И ВОСТОКА

НАПРАВОВОЙ  СТАТУС ЖЕНЩИНЫ В ИСЛАМЕ

 

ШахзодаАбдураимова,

студентка 3-го курса Ташкентскогоисламского университета, факультет «Исламское право, экономика и естественныенауки»

бакалавр.

 

Во имяАллаха, Милостивого, Милосердного.

В зерцалеотражен прекрасный облик твой.

Зерцалочисто, дивный лик пленяет красотой.

Какдрагоценное вино в прозрачном хрустале

В глазахблистающих твоих искрится дух живой.

 

СаадиШирази

 

Образ женщины в исламе,мусульманки, чье тело, чувства, мысли надежно укрыты от посторонних глаз,всегда привлекал к себе внимание поэтов и писателей, ученых и журналистов ивсех, кто интересуется Востоком. Проходили столетия и эпохи, одна общественнаясистема заменяла другую, а загадочный образ мусульманки оставался неизменным.Между тем изменились положение мусульманской женщины, ее внутренний мир, нограницы семьи и дома, плотное покрывало надежно скрывали эти изменения отлюбопытствующих взглядов. В какой бы стране она ни жила, на каком бы языке онани говорила, кем бы ни работала, она ощущала и называла себя «муслима»(мусульманка), чувствовала свою принадлежность к единой универсальной мусульманскойобщине – умме, осознавала себя продолжательницей традиций, входящих к великимженщинам ислама, окружившим пророка Мухаммада. [1]

Однако в последнее времянаблюдается настоящий бум публикаций, посвященных различным аспектам, такназываемого женского вопроса в странах ислама: по правам и свободам женщины, ееучастию в политике и выборных органах, социальному аспекту гендерногоравноправия, феминизации экономической активности. Это связано как с активизациейислама во всем мире, так и с ростом феминизма и усилением «женского фактора» вмировой политике. Однако большинство этих публикаций несет экстравертныйхарактер -  они связаны с изучениемправового статуса женщины, ее социальных функций, экономических возможностей,семейного положения. Внутренний мир мусульманки по-прежнему остается терраинкогнита для западных исследователей. Во многом это объясняется изоляционизмом исламской женщины, тем, чтоислам ревниво защищает ее от взглядов посторонних, свято чтит границы обители,в которой она живёт.

Говоря о проблемеположения женщины в мире ислама, хотелось бы отметить еще один  важный факт: очень часто эта проблемастановится предметом преднамеренных конъюнктурных спекуляций. Западныеполитологи либо ложно трактуют отношение ислама к женщине, либо стремятсяпоказать мусульманку в темных тонах, измученную от морального давления мужчин.Читая книги, публикуемые западными исследователями по вопросу прав женщин висламе, становишься свидетелем того, что человек, не живущий в исламском мире,не может правильно и конкретно донести до читателя всю суть данного вопроса,адекватно оценить равноправие между мужчиной и женщиной в исламе. Поройвстречаешь совершенно чуждые исламу примеры равноправия мужчины и женщины, атак же неправильные толкования хадисов и Корана. Выдвигаются концепции,заключающие в себе идею возвышения женщины над мужчиной, и приводит к тому, чтоженщина стоит на много рангов выше мужчины. Неправда ли,  это совершенно не соответствует концепцииислама, где говорится о том, что и мужчина и женщина сотворены из одного духа иравны перед Аллахом.

Так, в книге «Гендерное образование и права женщин вмусульманском контексте», Мириям Кук, профессор арабской филологии, призываетмусульманок присоединиться к мировому феминистическому движению и используеттакой термин как «исламский феминизм». Странное словосочетание, не правда ли?Два совершенно противоречивых термина, «ислам», т.е. «покорность» и «феминизм»- «борьба за верховенство женщины», вдруг соединяются в одно  словосочетание и требуют от читателяправильного понимания данного термина. Здесь надо отметить, что феминизм - этосугубо западная идея и никак не может пересекаться с исламским пониманием  прав женщин.

Таким образом, если цельюзападного феминизма является обретение женщинами аналогичных с мужчинами правво всех социальных сферах, то ислам видит свою задачу в том, чтобы они смогли вполной мере выполнить свое женское предназначение. Непонимание этого положениясвидетельствует о том, насколько и в мужчинах, и в женщинах глубоко укрепилисьпатриархальные представления. Кроме того, все глубоко убеждены в том, чтовнешняя, общественная, публичная деятельность гораздо важнее и значимее, чемвнутренняя, личностная, духовная. А ведь Востоку, не только мусульманскому,такое понимание смысла человеческого существования  несвойственно.[2]

Вопросом прав женщин висламе, в свою очередь, наряду с западными исследователями, также занимаются и ученые мусульмане. В отличие от своих западных коллег суждения проблемыстатуса женщины в исламе идейно отличаются. Порой можно увидеть, что приводятсяпохожие примеры из Корана и хадисов, касающиеся прав женщин в исламе, но ихтолкования совершенно не одинаковы и преследуют различные цели. Так, еслиобратиться к исследованиям, проводимым специалистами исламского права вУзбекистане, то можно заметить, что целью их работ является стремление показатьвсю красоту женщины как матери, супруги и покорной рабыни Аллаха. Привестичитателя к тому, что роль женщины в мире важна и несет за собой ответственностьперед обществом и Всевышним.

Изучить также суть равноправия мужчины и женщины врамках ислама, ведь ислам, в отличие от других монотеистических религий, с самогоначала совершенно определенно утверждает равенство мужчин и женщин. Они вравной мере являются творением Всевышнего. Созданы для того, чтобы выполнятьравные обязанности, главной из которых является ибодат – религиозноепоклонение. Их ожидает равное загробное воздаяние. При всем том, что в Коранемы встречаем общесемитский сюжет об искушении и грехопадении  Адама и его супруги, в исламе отсутствуетконцепция вины женщины за это грехопадение.[3] Вотличие от иных монотеистических религий на представителях рода человеческогоне лежит роковая  вина первородногогреха, так как Аллах прощает людей и возвращает их первоначальное состояниечистоты – фитру. Еще примером того, что мусульманские ученые призываютженщину  к выполнению ее непосредственныхобязанностей и  сохранению исламскихтрадиций, можно привести следующее высказывание из книги «Права женщины висламе» Н. Юсуповой, занимающаяся вопросами прав женщин в исламе на протяжениинескольких лет, что любое благое дело, совершаемое женщиной, и та работа,которую она выполняет на пути служению Всевышнему, это может быть домашняяработа, воспитание детей, благоустройство дома, помощь супругу и т.д., будет оценено и вознаграждено по достоинству Всевышнимв судный день. [4]

Вышеуказанное показываетконцептуальное различие между исследованиями западных и восточных ученых вобласти прав женщин в исламе. Становится ясным, что понимание роли современноймусульманки для западного человека кардинально отличается от пониманиявосточного. Восточному человеку понятно, что женщина-мусульманка не можетбороться только за права женщин, ее статус и положение неотделимы от положениядругих членов ее личной семьи. Символом и смыслом ее политической деятельностиможет быть борьба за возврат к нормам, ценностям и законам  раннеисламской общины. В этом смысле всезападные движения феминистского толка, которые провозглашают индивидуализм,неограниченную личную свободу и полную общественную открытость, обречены нанеуспех. Но самое главное, различия между западными и исламскими традициямиможно увидеть, что западные люди всегда стремятся к индивидуальности, в товремя когда индивид в исламе никогда не обладал и не будет обладать всейстепенью индивидуальной свободы, подобно жителю западного мира, в любом случаеон остается в семье, под ее присмотром и, соответственно, контролем. Так, длямусульманки интересы семьи всегда превалируют над ее личными амбициями и интересами.Собственный «персонализм» не имеет для нее такого самодовлеющего значения.

Личные устремления, карьерный рост, профессиональное совершенствованиенемедленно исчезают, если они идут в ущерб ее семьи. Наверное, для многихмусульман будет странным такое понятие, как борьба за права, ведь ислам какправовая система закрепляет в себе все права не только женщины или мужчины, ачеловека в целом. Вы согласитесь с нашим мнением, что и мужчина и женщина - этоодно целое, их ни в коем случае нельзя разделять и нельзя сказать, что мужчинаглавнее или, что женщина главнее. Поверьте, как без мужчины, так и без женщиныэтот мир был бы неполноценным и у каждого из них есть своя миссия на земле,свои цели и задачи. Целесообразно если женщина в силу своих возможностей будетвыполнять те задачи, которые стоят перед ней, так как никто другой не сможетвыполнить это в совершенстве кроме нее. Как пишет в своей  книге Абу Хамид ал-Газали «Основыдуховности»: «Если в вещи что-то проявлено в совершенстве, значит, ее для этогои сотворили». Только женщине дана такая ответственная участь, как быть матерью,продолжать род человеческий, воспитывать достойных личностей, хранить традициисвоей семьи и всегда быть опорой для своего спутника жизни.

И, подытожив мысли,хотелось привести следующий хадис: «Если человек верует в Аллаха и в последнийдень, то, увидев какое-либо дело, пусть говорит по-доброму, либо пусть молчит,а женщин считайте для себя заветом и обходитесь с ними хорошо. Женщина созданаиз ребра, а ребро искривлено сверху. Если ты захочешь выпрямить его, тосломаешь, а если оставишь в покое, то оно останется искривленным. Обходитесь сженщинами хорошо». (Хадис приведен Абу Даудом со ссылкой на Абдуллу ибн Омара.)[5]

Из хадиса видно, чтоислам призывает уважать женщину, любить ее и относиться к ней с уважением. Иникакие феминистические идеи не могут сравниться с идеей защиты и опеки женщинсо стороны мужчин. И сегодня истинная мусульманка думает о  благополучии своей семьи и служенииВсевышнему больше, чем о достижениях успеха в политических или же иных сферахобщественной жизни, но в то же время всегда готова помочь благоустроить иразвить то общество, в котором она проживает.

 

 

 

 

 




[1] Г.Р. Балтанова.Мусульманка. Москва-Логос 2005, С- 36

[2] Г.Р. Балтанова.Мусульманка. Москва-Логос 2005, С- 67

[3] Х. Баш. Права женщины висламе. Казань. Мастер-Лайн, 2001, С-125

[4] Н. Юсупова. Исломда аёлхукуклари. Тошкент, 2006, С- 57

[5] Г. Нуруллина. Женщина висламе. Москва. 2003, С - 34


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение