КАЗАХИ ПАЙАРЫКСКОГО РАЙОНА УЗБЕКИСТАНА. КТО ОНИ?

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Проблема совместного проживания представителей различных народов и национальностей существует как на востоке, так и на западе. Межэтнические отношения привлекают внимание политиков и ученых во Франции (миграция представителей Северной Африки), Германии (турецкая диаспора), России (после распада СССР появилось достаточное количество проблем, связанных с межнациональными отношениями) и т.д. Вместе с тем в бывших советских республиках проживают представители различных национальностей, в силу исторических обстоятельств (национально-государственное размежевание, политика создания «единого советского народа» и т.д.) оказавшиеся на территории вновь образованных независимых государств.
КАЗАХИ ПАЙАРЫКСКОГО РАЙОНА УЗБЕКИСТАНА. КТО ОНИ?

МАТЕРИАЛЫО КАЗАХАХ ПАЙАРЫКСКОГО РАЙОНА САМАРКАНДСКОЙ ОБЛАСТИ

ДЛЯЭТНОПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ

МирзалиеваМ. А.

студентка1 курса Ташкентского областного государственногопедагогического института, исторический факультет

Проблема совместногопроживания представителей различных народов и национальностей существует как навостоке, так и на западе. Межэтнические отношения привлекают внимание политикови ученых во Франции (миграция представителей Северной Африки), Германии(турецкая диаспора), России (после распада СССР появилось достаточноеколичество проблем, связанных с межнациональными отношениями) и т.д. Вместе стем в бывших советских республиках проживают представители различныхнациональностей, в силу исторических обстоятельств (национально-государственноеразмежевание, политика создания «единого советского народа» и т.д.) оказавшиесяна территории вновь образованных независимых государств.

В Пайарыкском районе Самаркандской области среди узбековпроживают ряд национальностей: русские, таджики, казахи, татары и пр. Средипредставителей этих этнических групп, под действием различных факторов,исторически сформировались своеобразные межэтнические отношения. Например, какправило, русские не владеют языком местного населения и даже те, которыеродились здесь не приняли культуру узбеков. Таджики и казахи, напротив, прекрасноговорят на узбекском языке и их семейный быт почти не отличается от узбекских.Эти этнические явления связаны с характером их исторически устоявшейсяпсихологии этнического характера.

В данной статье приводятся некоторые материалы по историирасселения и этнических особенности, казахов Пайарыкского района Самаркандскойобласти. Эти сведения могут быть использованы при проведенииэтнопсихологических исследований.

По истории казахов нынешнего Пайарыкского района, подробнаяинформация была представлена Довроновым Куватом (из рода карамурун, 1908 г.рожд., живет в поселке Наримановка). По его словам: "Здешние казахираньше обитали на территории Керменинского (поблизости Нураты) и Канимехского районов. Они сюда началипереселяться примерно 240 лет тому назад. При этом кишлак Сапарбулак былоснован переселенцами казахов племени кипчак . Этих кипчаковпредставляли четыре брата: Сапар, Норча, Исмоил и Сувон. Сапар был старше иносил прозвище « Карокчи» -разбойник , грабитель. Ихпотомки и ныне живут там. Например, сейчас жив сын Сапара - Юнус. А кишлакДжагалбайли, в котором живут казахи, был основан еще 300 лет тому назад [1] .

Основное переселение казахов с Канимеха приходится на 1918-1920годы, так как в эти годы («илон йили» - «год змеи») была небывалая засуха.Перегорели все травы и посевы. Начался голод и люди, живущие в сухой степи,искали спасение в оазисах, где посевы почти не пострадали от засухи. Это былив основном бедняки, которые при переселении вынуждены были питаться дажечерепашьим мясом.

В 1924 г. в кишлаке Джагалбайли была образована артель, состоявшаяиз десяти хозяйств (в то время в кишлаке было всего 10 хозяйств). Названиеартели было «Миллий козок» («Национально-казахский»). Впоследствии артель превратилсяв колхоз, который тоже стал называться этим же именем. Сельскому совету далиназвание «Янги козок» («Новый казах»), который после был переименован на «Наримановский».

На территории Пайарыкского района живут казахи из всех трех жузов.Как мы знаем, Улу джуз "Старший джуз" состоят из семи отцов(ота): ысты, жалойир, учокты, кангли (или кангни) , сргели и чанчклы. Изних сюда прибыли только представители племен ысты, жалойир и учокты .Род корамурун племени ысты (одна семья рода корамурун когда-топереселилась из Келеса и ныне их семьей стало - 20) проживают в кишлакеДжагалбайли и в поселке Наримановка. Представители племени жалойир живутв кишлаках Тойиршик и Кипчак. А представители племени учокты сейчасздесь не проживают.

Орта жуз – «Средний джуз» - состоит из четырех «отцов» (ота); аргин,кипчок, найман и кунгирот . Здесь встречаются представители извсех четырех племен. В Пайарыкском районе живут представители следующих родовплемени кунгирот :куйишконсиз (представители этого рода живут вкишлаке Тувма и частично в кишлаке Аллаяркудук); тиякти (они составляют почти все населениеТайиршика и частично, кишлака Найман); тубикти (одна семьяпроживает в поселке Наримановка, 2 - в кишлаке Джавшар и несколько семей - вкишлаке Каирма); нугай (проживают в кишлаке Джагалбайли); мангитой (они живут в основном в кишлакахДжагалбайли, Тувма, Аллаяркудук, немного в поселке Наримановка и на хутореДальный Богара) и киргизоли (несколько семей живут в селе Тайиршик [2] ).Здесь же живут представители следующих отделений племени кипчак: кукбурункипчак, сари кипчак и кора кипчак .

Кичик жуз – «Малый джуз» - состоит из родов: алчин, жаппас,сарыгаска, жагалбойлы, кете, одой и коракалпок . Из них здесьвстречаем представителей племен алчин, жаппас и жагалбойли . Раньше жагалбойли было 2 дома, сейчас их около десяти. Одой есть в Каттакургане, а кете - в стороне Бухары [3] .

Казахи Пайарыка имеют наибольшее сходство родовых названий сзарафшанскими кипчаками, которые расселены в этом же регионе. Для них общимиявляются этнонимы сары кипчак ,кара кипчак и джагалбайлы .Помимо того, обращает на себя внимание наличие в составе пайарыкских казаховэтнических групп тиякти (у узбеков туёкли ) и коракалпок ,также являющихся названиями узбекских племен, расселенных в соседнемБулунгурском районе. С этими казахами связаны названия кишлаков Казакаул, Сапарбулак,Бирлашув (Казакбирлашув). Видимо, названия кишлаков Джагалбайли, Кипчак иНайман, расположенные по арыку Пай, также происходят от казахских этнонимов.Кишлаки с названиями в виде Казаккишлак, Казахаул и подобные имеются также вБулунгурском, Каттакурганском, Пастдаргомском, Нарпайском и Нуратинском районахСамаркандской области.

В составе казахов Пайарыкского района встречаются все этническиеназвании оседлых казахов Кермининского оазиса, которые были зарегистрированныеКомиссией по районированию Средней Азии в 1924 г. Например, по сведениямИ.П.Магидовича, руководителя этой Комиссии, "оседлые киргиз-казахи Кермининского оазиса принадлежат к средней орде. Здесь встречаютсяпреимущественно группа конгурат (у узбеков кунград ) - I025человек - в районе Тоткента и небольшие группы найманов (110 чел.) и кипчаков (120 чел.) в районе Мирбазара. Здесь же зарегистрирована малочисленная группаказахов Большой орды племени канглы (145 чел.). Малоординцы представленыродам джаппас (поколение байулы ) - 550 чел" [4] .А с казахами Канамехского района подобные параллели в этнонимии не встречаются.Это свидетельствует о том, что в прошлом существовали родственные связи казаховПайарыка в основном с казахами Кермининского оазиса.

В заключении нужно отметить, что Пайарыкские казахи довольнобыстро привыкли к городской и сельской жизни. Они восприняли узбекскую иевропейскую культуру. Научились общаться с окружающими на чистом узбекскомлитературном языке. Среди них есть немало представителей узбекскойинтеллигенции. Например, доцент Учтемир Алиев работает преподавателемСамаркандского Сельскохозяйственного института. А его старший брат долгое времяработал начальником милиции района. А наш респондент до пенсии работал вруководящих должностях и был председателем сельского совета. Тухтамиш Обилов был директоромшколы-интерната, который находится в районном центре. Среди этих казахов есть иучителя узбекских школ. Старики помнят о том что, еще в начале 50-х годовпрошлого века, некоторые из них имели юрты, зимой жили в землянках иразговаривали с казахским акцентом. Среди казахов сейчас есть люди, которыеимеют родственные связи с местными узбеками. Однако здешние казахи не толькопрекрасно усвоили культуру узбеков, но и твердо сохранили национальноесамосознание и обычаи своих предков. Они имеют тесные связи с казахамиКазахстана и после распада Союза многие переселились в Казахстан.

В заключении надо отметить, что казахи, прибывшие до национальногоразмежевания в Узбекистан, вошли в состав узбекского народа. Например, найманыПасдаргомского тумана Самаркандской области считают себя узбеками. А казахиПайарыкского тумана, наоборот, считают себя казахами и они переселились вКазахстан после распада СССР.

[1] Сведение информатора овозрасте кишлака Жагалбайли соответствует предположению ученого К.Шаниязова о том, что родджагалбайли пришел в Зарафшанскую долину вместе с кипчаками в период нашествияджунгар XVII- нач. XVIII в. (См.: Шаниязов К.Ш. К этнической историиузбекского народа. - Ташкент, 1974. - С . 132). Однако этот кишлак впервыеупоминается в сборнике материалов 1888 г. как кишлак узбеков-кипчаков,состоящий из 50 дворов. (См.: Сборник материалов для статистики Самаркандскойобласти, за 1887-1888 гг. - Самарканд, 1890. -Вып. 1).

[2] Все выше упомянутыекишлаки, в которых живут казахи, расположены у подножъя горы Карачатау, насеверной окраине орошаемой территории района.

[3] Полевая запись, 13 июля1983 г.

[4] Материалы по районированию Средней Азии. - Бухара,1926. -Кн.1. -Ч.1. - С.246.

Поделиться: