Казбеков Д.С.«Роль Казахстана в Центральной Азии в контексте председательства в ОБСЕ».

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Внешняя политика главы государства Республики Казахстан Н. Назарбаева, отличающаяся прагматичными, статичными и стабильными подходами, характеризует страну в качестве серьезного участника и члена ОБСЕ, одним из первых республик бывшего Советского Союза вступившую в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе, и одновременно принявшую каталог обязательств, касающихся таких институтов, как защита прав человека, экономическое развитие, борьба с вызовами и угрозами международной безопасности, международное сотрудничество и другие немаловажные аспекты, составляющие достойную, демократическую жизнедеятельность граждан.
Казбеков Д.С.«Роль Казахстана в Центральной Азии в контексте председательства в ОБСЕ».

Статья публикуется в рамках конкурса работ - "Голоса молодых". Председательство Казахстана в ОБСЕ.

******************************************************************************

Направления и курс запланированных мероприятий, которые поставил передсобой Казахстан, в период председательствования в ОБСЕ в 2010 году, являютсявесьма важным стратегическим шагом на пути к полноправному членству вмеждународном сообществе в период тотальной глобализации.

Внешняя политика главы государстваРеспублики Казахстан Н. Назарбаева, отличающаяся прагматичными, статичными истабильными подходами, характеризует страну в качестве серьезного участника ичлена ОБСЕ, одним из первых республик бывшего Советского Союза вступившую в Организациюпо безопасности и сотрудничеству в Европе, и одновременно принявшую каталогобязательств, касающихся таких институтов, как защита прав человека,экономическое развитие, борьба с вызовами и угрозами международной безопасности,международное сотрудничество и другие немаловажные аспекты, составляющие достойную, демократическую жизнедеятельностьграждан.

Другими словами, вклад Казахстана в обеспечение глобальной и региональнойстабильности и безопасности, процессы нераспространения и разоружения, сможетстать очень важным этапом в истории Организации.

Так,подписанный 1 августа 1975 года в Хельсинки главами 35 государств ЗаключительныйАкт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (Хельсинскиесоглашения), с которого берет начало СБСЕ, преобразованное в 1995 году в ОБСЕ, включает«…основные принципы поведения государств-участников в отношениях между собой иправительств по отношению к своим гражданам, такие как: суверенное равенство,уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимостьграниц; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательствово внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободумысли, слова, религий и убеждений; равноправие и право народов распоряжатьсясвоей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнениеобязательств по международному праву».[1]

Следовательно, основы, заложенные в Акте и предусматривающие дальнейшиешаги по их реализации, а именно, «…регулярное проведение встреч с целью обзороввыполнения соглашений, выработки новых стандартов и норм, расширениясотрудничества и поддержки политического диалога по трем главным направлениям:вопросы безопасности в Европе; в области экономики, экологии, науки и техники;гуманитарные вопросы» [1], являютсяпрерогативой для стран Европы.

В свою очередь вышеперечисленные принципы и являются основой программытрех «корзин», которые традиционно называют основными направлениями деятельностиОБСЕ, а именно – «безопасность», «экономика и экология» и «гуманитарнаясфера».

Необходимо отметить, что на заседании зимней сессии Парламентской АссамблеиОБСЕ, где была представлена государственная программа «Путь в Европу» на2009-2010 гг., Казахстан выразил свою готовность к будущему председательству иподчеркнул свои внешнеполитические устремления многофункционального государства,так как, председательство в ОБСЕ дает стране хорошую возможность реформированияэкономической и политической модернизации.

При этом полемика и перелом вдеятельности ОБСЕ относительно реформирования Организации, преобразованиеутративших и возложенных на момент создания функций, нуждается в совместномпересмотре ее функций. К примеру, по мнению главы международного комитетаГосдумы РФ Константина Косачева – «за ОБСЕ пока есть только один мощный ресурси потенциал: универсальный характер этой организации» [2]. Кроме того, онсчитает, то «перезагрузка» деятельности организации «не просто возможна, онажизненно необходима Европе с тем, чтобы мы не попадали в катаклизмы», подобныеКосово и Южной Осетии.» [2]

В тоже время Казахстан, в лицеспикера верхней палаты Парламента Республики Казахстан К. Токаева на ПА ОБСЕподчеркнул, что «мы за продолжение работы по укреплению потенциала ОБСЕ и поусилению ее мандата на самых разных направлениях, начиная с безопасности ивключая экономические аспекты, вопросы охраны окружающей среды, и, конечно же,человеческое измерение.»[1] Кроме того, К. Токаев отметил, что Казахстан неотрицает ни одно из измерений, более того существует необходимость ихпродвигать и укреплять. Хотелось бы отметить актуальность дискуссий заобновление ОБСЕ с целью совершенствования ее потенциала. Так, казахстанскиеполитики придерживаются того мнения, что радикальных реформ не требуется, таккак это может привести к разрушению Организации. В то же время позиция России иФранции, относительно плана «Медведев-Саркози» придерживаются реформирования ОБСЕ. Как отметил спикер верхней палатыПарламента Республики Казахстан К. Токаев «…существуют определенные нюансы, иони сводятся к тому, что, во-первых, мы хотим вовлечь в орбиту деятельностиОБСЕ Центральную Азию, и во-вторых, сделать ее более эффективной в планепринятия конкретных решений. А это, естественно, повлечет за собой обновлениеОрганизации.» [1]

Надо заметить, что программы ОБСЕ, состоящие из трех основных «корзин»очень важны. По своей сути это и есть главные, составляющее политикувзаимодействий со странами участницами ОБСЕ. И, если, в последнее время деятельностьОБСЕ ограничивалась в большей степени вопросами третей «корзины» относительно защиты прав человека, то задачаРеспублики Казахстан – возродить ее первоначальный смысл, заложенный в названииОБСЕ, а именно задачи первой «корзины» по обеспечению безопасности в Европе,совместно с двумя остальными.

Вместе с тем, важной, на наш взглядявляется то, что Центральная Азия, ее географическое расположение сстратегически возможными транспортными и торговыми путями, обладая богатымиприродными ресурсами, является привлекательным регионом не только для стран ЕС,США, которая рассматривает данный регион как «Большую Азию», но и для многихдругих заинтересованных в ее природных ресурсах стран. А перспективыдвухсторонних отношений, основанные на экономике, торговле и инвестициях, всвою очередь могут намного ближе связать экономически Центральную Азию иЕвропейский Союз, что и подчеркивает значимость председательствованияКазахстана в 2010 году. Одновременно, актуальной проблемой остается такойфактор, как умение следовать той внешней политике, которая непрерывнопреследует интересы внутренних политик каждой страны в Центральной Азии вотдельности, но и весьма глубокой интеграции государств между собой исохранения прямого невмешательства стран, заинтересованных в собственныхучастиях.

Мы ясно понимаем, что интеграционныепроцессы в Центральной Азии не всегда имеют регулярный характер и не всегдаобусловлены сближением национальных политико-экономических систем, адаптацииэкономик и рынков как в региональном отношении, так и на широкомторгово-экономическом уровне стран региона. Кроме того, угроза терроризма ирегионального экстремизма, незаконный оборот наркотиков, контрабанда оружия –все это является серьезными вызовами для национальной и региональнойбезопасности как для государств в отдельности, так и для региона ЦентральнойАзии в целом.

В то же время,большинство неурегулированных межотраслевых проблем и нерешенные вопросы общегохарактера могут предоставить реальную возможность их какого либо решения впериод председательствования. Но при этом, «…надо отметить, что историческийконтекст развития центральноазиатских стран весьма отличается от установившихсяпонятий «западной демократии». [1]

В специальноразработанной и утвержденной Государственной программе «Путь в Европу» на 2009-2011 г. отмечено, что«…важной задачей является использование потенциала и инструментария ОБСЕ впроцессе построения безопасной, стабильной и процветающей Центральной Азии,повышения привлекательности региона, в том числе экономической». [4]

Принимая во внимание экономическуюпривлекательность ЕС в регионе, необходимо учитывать и решать проблемырегиональной безопасности. Неспокойная, нестабильная, а временаминепредсказуемая политическая ситуация каждой страны в Центральной Азии вотдельности приводит к рискам и вызовам всеобщей безопасности региона в целом.В настоящее время основные направления взаимодействия стран ЕС – как сгосударствами Центральной Азии в целом, так и с Казахстаном, в частности, определеныв документе «ЕС и Центральная Азия: стратегия нового партнерства», принятом насаммите Евросоюза в июне 2007г.

По-мнению управляющего деламифракции ХДС/ХСС в бундестаге Манфреда Грунда – «Казахстан может стать «маяком»в Центральной Азии, поскольку уже сейчас в этой стране стало реальностью то,что нельзя назвать само собой разумеющимся в других государствах региона,например, в Узбекистане. Именно поэтому Германия столь активно поддерживалазаявку на председательство Казахстана в ОБСЕ». [5] Кроме того, депутатотмечает, что само председательство Казахстана в ОБСЕ есть новый шанс для этойорганизации, одной из важнейших функций которой является в обеспечениибезопасности на европейском пространстве и будущий посредник между странамиНАТО и ЕС и не интегрированными в эти структуры государства, прежде всегопостсоветские.

Конечно, по мнению Манфреда Грунтасоблюдения прав человека и принципы демократии не полностью отвечаютстандартам, но «с одной стороны, Казахстан очень хорошо подходит на роль посредника,он всегда конструктивно сотрудничал с ОБСЕ, например, в миссиях наблюдателей завыборами в России, а с другой стороны, - Казахстан проводит взвешенную,бесконфликтную и предсказуемую внешнюю политику. Казахстан имеет и в СНГ, и наЗападе фундамент доверия» - заявил Манфред Грунд, что и является второйпричиной, по которой Берлин поддержал заявку Астаны на пост председателя ОБСЕ. [5]

По мнению господина Бодена - посла Германии в Казахстане, ОБСЕ насегодняшний день ждет хоть и не всесторонней и объемной работы, но однозначноособенного подхода к председательству Казахстана в 2010 году. РеспубликаКазахстан, ее сбалансированная внешняя политика, конструктивная наступательнаяполитика в вопросах реформы системы мировой безопасности имеет весьма достаточныеи реальные шансы воплотить идеи независимого государства в реальность.

Кроме того, согласно положениям Государственной программы «Путь в Европу»на 2009-2010 гг., «…важной задачей является использование потенциала иинструментария ОБСЕ в процессе построения безопасной, стабильной и процветающейЦентральной Азии, повышения привлекательности региона, в том числеэкономической». [4]

По нашему мнению, на период председательства Казахстана в ОБСЕ необходимомаксимально приблизить реализацию внешнеполитической деятельности,стратегические задачи и проблемы глобального значения по всем трем «корзинам»,не отделяя их друг от друга, и не отдавая приоритет какой либо в отдельностивзятой, именно таким образом политика главы государства Н Назарбаева будетполностью реализована в формате председательства в ОБСЕ в 2010 году.

Список использованной литературы:

  1. Токаев К. Внешняя политика Казахстана в условиях глобализации. – Алматы: 2000. – 584 с., 179 стр.
  2. www.news.kz
  3. www. thenews.kz
  4. Государственная программа «Путь в Европу» на 2009-2010 гг.
  5. Немецкая волна, www.centrasia.ru Н. Жолквер: Председательство в ОБСЕ – это шанс для Казахстана

Поделиться: