Инновационный межгосударственный проект для НПО стран Таможенного Союза.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
В результате интеграции трех стран на бывшем постсоветском пространстве будут происходить изменения и в гражданском обществе Республики Казахстан. Если сопоставить количество НПО в 3 странах, то они очень различны: если в Белоруссии данный показатель составляет порядка 3000 организации [1], в Казахстане более 13000 организации[2], то в России уже в 2003 году данная цифра перевалила 550000 организации в разных сферах деятельности[3]. Наиболее развитый «третичный сектор» в России состоит из множества влиятельных альянсов, союзов, дифференцируемых по различным направлениям видов деятельности. Особое место занимают здесь экологические НПО. Наиболее активно отстаивающие свои позиции такие НПО, как WWF России,Greenpeace России, а также множество региональных организации. Благодаря большому количеству организации в России реализуется различные проекты, выполненных не только в рамках государственного заказа, но и по заказам зарубежных фондов, институтов и др. Для Белоруссии и Казахстана наблюдается схожая ситуация, хотя список грантодателей более узкий.
Инновационный межгосударственный проект для НПО стран Таможенного Союза.

Инновационныймежгосударственный проект для НПО стран Республики Казахстан, РоссийскойФедерации и Республики Белоруссии перед вступлением в Таможенный союз (напримере экологических НПО)

Мухамеджанов Азамат Маратович

Общественное Объединение «ЭКОлайт»

ПредстоящийТаможенный союз, который правомерно вступит в свои права в начале 2010 года,несомненно, прорывной шаг вперед для Казахстана. Помимо экономических выгод,которыми сулит союз государству особенное место стоит уделить и тем факторам,которые благоприятно повлияют на население в целом. Снятие внутреннихтаможенных границ между странами-членами союза даст толчок во многом более тесномуобщению дружелюбных народов; возможности беспрепятственному нахождениюнеограниченное количество времени мигрантам, в которых нуждается страна; этосоздание потенциально мощного рынка для малого и среднего бизнеса, где занятопорядка 20% населения РК; способствование развития туризма и многое другое.Помимо положительных эффектов на начальных стадиях формирования Таможенногосоюза не стоит отрицать возможности несовершенства законодательной базы союза,таможенных пошлин и прочее.

В результатеинтеграции трех стран на бывшем постсоветском пространстве будут происходитьизменения и в гражданском обществе Республики Казахстан. Если сопоставитьколичество НПО в 3 странах, то они очень различны: если в Белоруссии данныйпоказатель составляет порядка 3000 организации [1], в Казахстане более 13000 организации[2], то в России уже в2003 году данная цифра перевалила 550000 организации в разных сферахдеятельности[3]. Наиболее развитый «третичный сектор» в России состоит измножества влиятельных альянсов, союзов, дифференцируемых по различнымнаправлениям видов деятельности. Особое место занимают здесь экологические НПО.Наиболее активно отстаивающие свои позиции такие НПО, как WWF России,GreenpeaceРоссии, а также множество региональных организации. Благодаря большомуколичеству организации в России реализуется различные проекты, выполненных нетолько в рамках государственного заказа, но и по заказам зарубежных фондов,институтов и др. Для Белоруссии и Казахстана наблюдается схожая ситуация, хотясписок грантодателей более узкий.

Недостаточное развитие НПО получает в том случае, если нет долгосрочнойстратегии развития организации, постоянной занятости специалистов, нехваткаресурсов(технических, людских и прочее). На территории стран Таможенного союзабольшинство НПО недееспособны, так как существуют лишь формально илиосуществившие не более 1-2 проектов. Организации-однодневки,как и в бизнесе, нацелены для осуществления одних краткосрочных проектов, а вовсе не на долгосрочные проекты. Важноподчеркнуть, что НПО в области экологии добьется успехов благодаря системному,непрерывному подходу к решению каких-либо экологических проблем. Поэтомунаиболее ценен для государства «третичный сектор» с многолетним опытом работы.

На данный момент экологические НПО по видамфинансирования можно подразделить на 3 категории:

  1. ориентированные преимущественно на государственный заказ;
  2. ориентированные преимущественно на иностранных грантодателей, частные фонды, спонсоры и другие;
  3. самостоятельно занятые (сами находящие себе ресурсы – экоНПО в области экологического права).

Первые,ориентированные преимущественно на государственный заказ, являются «новичками»в данной отрасли. Государственные небольшие проекты, направлены на становлениегражданского общества. При дальнейшем росте опыта в данном направлении, уорганизации появляется возможность получения более сложного проекта (в предоставленииотчетности, к примеру) иностранных грантодателей. Третья группа в большинствесвоем рассматривает правовые аспекты охраны окружающей среды и требуетдостаточно большого профессионализма. Наиболее устойчивыми НПО считаются НПО,ориентированные на государственный заказ. Вторая и третья группы благодаряизменению конъюнктуры рынка, политической стабильности государства и других факторов,способны перестать давать гранты на дальнейшее развитие.

При введениив действие Таможенного союза интенсивность обмена знаниями между научнымиорганизациями и НПО всех трех стран усилится. Появится возможность посещения, обменаопытом и знаниями специалистов «третичного сектора» и даже это не будетдостаточным для эффективного решения экологических проблем регионов. Видится необходимостьдействительной конкуренции на рынке экологических НПО,что обеспечит болеекачественное предоставление услуг. Это можно обеспечить только путемпривлечения партнерских организаций из Белоруссии и России. Каждое государствона республиканском и федеральном уровнях должно обеспечить создание органа,отвечающего за решение точечных, региональных проблем - инновационный межгосударственный проект.

Инновационный межгосударственный проект для решения точечных, региональныхпроблем с обязательным участием принимающей стороны – межгосударственныйорган-грантодатель, имеющий право на предоставление гранта любой НПО из стран Таможенногосоюза, соответствующий предложенным инновационным подходом к решениюпоставленной проблемы, где обязательное участие должны принимать ведущиеспециалисты принимающей страны. Данный орган способен укрепить гражданскоеобщество за счет жесткой конкуренции в странах союза, особенно в Казахстане иБелоруссии. Инновационный межгосударственный проект обеспечит интенсивный обменсовременными знаниями в различных отраслях науки, промышленности и другихсферах.

Орган долженвыборочно избирать наиболее проблемные регионы и вводить конкурс для НПО свнедрением инновационных подходов к решению поставленной задачи. Участиепринимают все НПО стран Таможенного союза. Такой симбиоз позволит решатьэкологические проблемы, не повторяя ошибки соседних государств и перенимаянаиболее природосберегающие технологии.

Инновационный межгосударственный проект – проект, применения наиболее«свежих» идеи, на наиболее проблемных участках территорий стран, вводимыхТаможенный союз.

Литература

  1. http://nmnby.eu/pub/0802/18m.html ;
  2. http://www.ukrinform.ua/rus/order/?id=866142 ;
  3. http://www.pvlast.ru/archive/index.362.php .

Поделиться: