Итоги политики России в СНГ 2009 года: фактор дуумвирата.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
Дуумвират родился не из мысли изменить курс, а как следствие задачи сохранить власть в руках одной группы. Но оказалось, что такая странная конструкция во многом и есть изменение к лучшему. Подобное распределение ролей сулит новые возможности для демократии внутри России. Ведь авторитарный режим на двоих, лучше, чем авторитарный режим на одного. Причина у Путина была тривиальная и своекорыстная – сохранить власть. А теперь у россиян появились новые ожидания, возможности оживления бесплодной вертикали власти.
Итоги политики России в СНГ 2009 года: фактор дуумвирата.

Итоги политики России в СНГ 2009 года: фактор дуумвирата.

Александр Караваев.

Главная отличительная черта уходящего 2009 – это был первыйполноценный год современного российского правления в режиме дуумвирата. Нескажу, что именно этот сюжет полностью определил политику России ссопредельными странами, но он явился главным своеобразием внешней политики,характерно оформил текущую повестку в СНГ. Если мы посмотрим с точки зрениясодержания, то набор российских инициатив и перечень конкретных действий внешнейполитики выглядели как конъюнктурные ответы на вызовы, но, тем не менее, укладывающиесяв определенную стратегию сохранения и приумножения российского присутствия.

Наиболее очевидный вызов формировавший содержание политики –это экономический кризис. Ответом на него явилась внезапная летняя мобилизациятройки государств в деле создания Таможенного Союза (ТС), и декларация о совместномвступлении в ВТО. Следующий вызов – как обычно «ветер с Запада». Политическоесообщество атлантических демократий с напряженным вниманием следило за высказываниямиМедведева и Путина, их кадровой политикой и текущими решениями, пытаясь расшифроватьэтот ребус – то ли мы свидетели редких тенденций либерализма в современнойистории России, то ли наблюдаем выдающийся по мастерству исполнения«демократический трюк» в линии авторитарного правления Путина. На это наслаивалосьявное несовпадение взглядов на последствия военной кампании с Грузией. Третийвызов – общий кризис инструментов внешней политики. Поиски стилистического оформлениядвуединого правления, попытки найти низкобюджетный и политически необременительный,но тем не менее инновационный подход в отношении внешней политики, обнаружилиновый ресурс – элементы soft power в российском понимании стали воплощаться в применении впостсоветскому пространству. Теперь, несколько шире раскроем эти позиции.

Пятилетку в три года.

Недавно кабинет премьера Путина опубликовал документ сназванием «Основные направления деятельности правительства на 2009-2012 годы»,по которому вместо задачи увеличить ВВП к 2012 году на 28% к уровню 2008 года,ставится задача удержать барьер падения этого показателя в пределах 0,1%. Настоящимсветом в конце тоннеля на этом депрессивном фоне выглядит бодрое заверениесекретариата ТС, усиленное высказываниями первых лиц, о достигаемом благодарятаможенному объединению увеличению ВВП государств - участников союза в 2015году на 15% к нынешнему уровню. Что составляет $0,5 трлн прироста ВВП вежегодном измерении.

На самом деле в логике и высказываниях власти нет никакихпротиворечий. Испытанный советский прием – провозглашать лозунги и абстрактныецели, а затем тихо их забывать, переключаясь на другие – работает не хуже и вновых условиях. Вспомним, как плавно ушел в небытие тезис о коммунизме к 1980году -- зато получили Олимпиаду. В те же олимпийские годы подобным образомпровозглашался тезис об отдельной квартире каждому советскому гражданину к 2000году (страны той нет, а коммуналки и малометражки все там, даже в Москве,лидирующей по темпам строительства) -- зато к тому самому 2000 году получилитезис Путина «догнать Португалию», его затем плавно заменили на «удвоение ВВП».Правда, после появления дуумвирата можно с уверенностью сказать, что ВВПудвоился.

Технически прием выглядел так – к рубежной дате окончанияпредыдущего большого плана придумывали новый, как бы точнее приближавшегострану к грядущему счастью, конечно, не дожидаясь выполнения старого. Таковабыла пропагандистская техника советской бюрократии не зависимо от того кто еюуправлял: Сталин, Брежнев, Хрущев, Горбачев. Сегодня техника надувания пузырей схожая.Посмотрим на последнюю инициативу Путина: 10% разовое увеличение пенсийроссиян, плюс к этому прибавка по 1 проценту за каждый год трудового стажа всоветский период. Инициатива грозит породить еще один кризис. Пенсиипланируется индексировать троекратно в год, на что требуются громадные ресурсы.Вследствие этого неизбежно изменение долговых параметров экономики. В 2010 годуправительство сможет выплатить повышенные пенсии только за счет внешних займов.При этом Минфин, вероятно, будет вынужден превысить верхний пределзаимствований в $18 млрд. и обратиться к кредиторам за дополнительными займами.Нарастающие выплаты через несколько лет потребуют около 10% ВВП. А как дальше?Потребуется на заклание еще один «Юкос», который, по словам Путина пошел нареформу ЖКХ?

Раньше это называлось пропаганда, теперь пиар. Нынешниеаппаратчики, независимо от национальной и государственной принадлежности, приемхорошо усвоили. Никто уже не вспоминает, что старый План не выполнен: посланиеПутина 2004 года - удвоить ВВП к 2010 году. В конечном итоге реальностьнастигает невесомую словесную пиар-конструкцию и она рушится, подгребая подсобой аппарат власти. Такова опасность не только путинских обещаний, но и всехдругих, включая завышенные лозунги в отношении строительства ТС и ЕЭП ЕврАзЭС. Да,устранение таможенных барьеров действительно даст определенный эффектнациональным производителям внутри ТС. Но альтернативы объему китайских икачеству европейских товаров «местные» производители предложить не в состоянии,а если и могут, то из импортных комплектующих, цены на которые поднимутся надесятки процентов. Позитивный эффект ТС распространится только на национальныхпроизводителей необработанного сырья. Значит, без модернизации промышленногопроизводства эффект общего пространства будет носить временный неглубокийхарактер. Только благодаря торговле создать новую экономику невозможно. А ведьзадача ставится более амбициозно -- создать новую экономику в рамках ТС ЕврАзЭС– единое экономическое пространство. Иными словами, участники ЕврАзЭС должнывидеть в России если не стандарт модернизации, то некую опору.

Допустим, взять Казахстан. По прогнозам МВФ, 2009 год будетотмечен сокращением темпов роста ВВП примерно на 2%, хотя в 2010 году вероятен рост,но ему будут мешать проблемы, сохраняющиеся в банковской системе – рискидефолта остаются. В ситуации снижения валютных резервов Казахстану, очевидно,понадобится помощь доноров для внешних заимствований. Не обязательно, что такимдонором должна быть Россия, но партнерское плечо партнера со стабильной экономикойне навредит. Однако, по основным показателям даже правительственные аналитики РФне могут поддержать уверенность благоприятными прогнозами: к 2012 году присохранении нынешней ситуации на основных рынках России рост производительноститруда не превысит 3%, рост денежных доходов населения вместо 39% составит 3% зачетыре года, рост экспорта машин и оборудования вообще не ставится. Именно этипоказатели косвенно отражают качество жизни и интеграционную привлекательность Россиидля широких слоев общества и бизнеса стран ЕврАзЭС и СНГ, не говоря об уровне социальногообеспечения, качестве административного регулирования и правилахвзаимоотношения бизнеса и власти.

Многие вопросы привлекательности для России снимает «эффект»Москвы – мультикультурный город больших возможностей. Но на нее давит остальнаяРоссия, а это 460 моногородов, где в костенеющей убогости и безнадеге живет 25%населения страны. Подводя итог этой теме отметим, что ТС как и экономическаяинтеграция внутри ЕврАзЭС усилиями московского тандема и президента Назарбаевабудет развиваться в двух параллелях: бодрыми заявлениями бюрократии, надувающимипузырь оптимизма, и реальными результатами, которые по своему качеству могутмало отличатся от застоя, удерживая ситуацию лишь от перехода в отрицательнуюплоскость дезинтеграции. Однако, что точно изменится -- это риторика.

Роли исполняют…

Явление дуумвирата породило ожидание усложнения внешней политикиРоссии. Придание внешней политике нового импульса благодаря появлению двухвлиятельных фигур первой величины кажется закономерным. Стилистически, вопределенной степени, уходящий год эти ожидания оправдал. Если во внутреннейполитике РФ заметны разночтения и тревожные двусмысленности, во внешней наблюдаетсясинхронность, и где необходимо, своеобразное разделение трафика внешнейполитики «на двоих». Озвученная формула внешней политики – «прагматическийреализм» кажется более понятной и доступной к воплощению нежели гибриднаявнутриполитическая идеологема - «консервативная модернизация».

В конкретном приложении риторики и стиля внешняя политикаМедведева и Путина в течение 2009 выглядела по–разному, однако этастилистическая разность не разрывала синхронности. Новый, условно назовем его«медведевский» подход, наблюдался в отношении Молдовы и Беларуси. В случаеМолдовы, очевидно, был достигнут результат фиксации нового руководства страны впрежней геополитической орбите. И это неожиданно, учитывая крайнеантироссийские ожидания от политики новых проевропейских сил Молдовы. Вотношении Минска Медведев попробовал сыграть на одном поле с Лукашенко – неругаясь с Лукашенко, не вступая с ним полемику, но указывая на безусловноезначение алгоритма общего пространства безопасности и экономики Союзногогосударства. В течение 2009 года особо выделяется линия встреч ДмитрияМедведева с президентами Армении и Азербайджана, продолжающая импульстрехсторонних переговоров 2 ноября 2008, когда при участии российскогопрезидента были подписаны соглашения о неприменении силы в карабахскомконфликте.

Для понимания стиля российской политики в Центральной Азиинужно взглянуть на график контактов высших должностных лиц. Если вопросы макроэкономики,торговли, инфраструктурных проектов развиваются по линии правительства икрупнейших корпораций (ОАО РЖД, ОАО «Газпром», акционированные подразделениябывшего РАО ЕЭС, Ростехнологии, Росатом, «Лукойл» и т.д.), то политическиеотношения в большей степени фиксируются на президенте. В течении годанаблюдался определенный перекос в пользу правительственной части дуумвирата, итолько к концу, после встречи Медведева с Бердымухамедовым (в подмосковномЗавидово) и Бакиевым (в Минске) формальный баланс был восстановлен. Понятно,что отношения с Центральной Азией строятся на оси сырьевых потоков транзита иэкспорта газа. А эта тема остается всецело в ведении Путина.

Поэтому если мы будем говорить о «конкретных делах»формирующих геополитическую картину региона, то придется говорить о «тандеме»Путина и Назарбаева. Настоящее распределение ролей в региональной политикепроизошло именно между этими фигурами. Роль Назарбаева в политике Россииприобретает ярко выраженный характер «толмача» - заинтересованного третьеголица излагающего интересы России на языке собеседника. Это уже очевидно в делепредседательства Казахстана в ОБСЕ, и особенно проявилось в строительстве ЕврАзЭС:Назарбаев взял на себя обязанность «умиротворять» приступы Лукашенко. Вследующем году подобной работы у Назарбаева не убавится.

С точки зрения Москвы найден прекрасный вариант. Ведь ТСбудет строиться со скандалами, это вопрос не месяцев, а лет. Различные срывы идипломатические скандалы весьма вероятны. Назарбаев для Москвы останетсянезаменимым мягким и закулисным внешним дипломатом, агитирующим «за» общую сРоссией позицию. Для Назарбаева эта роль тоже выгодна, он всегда можетповернуть ситуацию к своей выгоде, внутренне полагая ограниченность московскогополитического планирования.

Открытие гуманитарнойповестки.

Новая Россия, с точки зрения разных элит скомпрометированнаякак имперским прошлым, сталинским правлением, так и ельцинским бардаком, толькопосле осени 2004 начала нащупывать новые подходы к внешней политике. Тогда, чертападения Москвы была подведена позором досрочного поздравления Виктора Януковичас победой на президентских выборах в Украине. Создается впечатление, именнотогда Путин принимает решение активно «не соваться» и не распугивать, а повозможности действовать с сопредельными странами мягко и закулисного. Нынешнееусложнение внешней политики возникает не только в плане умножения иразветвления внешнеполитических линий правительства и президента. Благодарядвум штабам идет более активный поиск новых подходов и технических возможностейв реализации задач политики. Благодаря либерально-модернизационному стилюМедведева возникает свободное пространство для подключения к внешней политикероссийских НПОНКО. Их участие придает заметный импульс гуманитарному продвижениюРоссии, создает поле soft-power. А это нечто новое, иболее застрахованное от провала. Ведь когда Москва интриговала в отношениитого, кто прорвался в той или ной стране к власти (Украина, Грузия) отеческая заинтересованностьбывшей метрополии была пришита белыми нитками. Новый стиль говорит иным языком– о качестве жизни людей, о правах меньшинств, о том на каком языке они говоряти как осуществляется гуманитарное сотрудничество. В этом невозможно провалится.Как может сорваться работа НПО? Результаты в 2009 году были заметны особенно внаправлении Грузии. Москва поддержала деятельность общественных инициативгрузинской интеллигенции (дипломатия руководителя "Грузия-Фильм"Реваза Чхеидзе, президента "Фонда содействия народам Грузии" БадриМеладзе, представителей грузинской церкви), грузинской диаспоры в России(проекты «Конгресса народов Грузии», Александра Эбралидзе) так и отдельныхзнаковых персон из социально активного слоя России (инициативы членов Общественнойпалаты, РИА Новости, миротворческие конференции ЕСПИ). На их стыковке возникпроцесс диалога российского и грузинского общества. Не бог весть какой диалог,с известными задержаниями и не допусками парламентеров, но, тем не менее,ощутимый на фоне полного аута двусторонних отношений.

Можно привести еще ряд сюжетов 2009 года в описаннойтенденции формирования гуманитарной платформы для политики soft power. Делается ставка наболее активное привлечение русскоязычных СМИ СНГ к различным вопросам из тематикиобщего взаимодействия (см. повестку IV Евразийского медиафорума в Москве). Причем доминантой в этомслучае является сам факт взаимодействия и возможность диалога, а не характерполитической позиции СМИ той или иной страны. Развернуты программымежвузовского и иного образовательного сотрудничества в отношении Армении иАзербайджана. Особенно большой ход был дан подобным в Баку, где открылся филиалМГУ, а также первый в СНГ специализированный магазин русской книги. Проводилисьфилологические форумы для преподавателей русского языка. Впервые за 53 года вРоссии изданы языковые учебники на русском для изучения тюркской и иранскойсемьи языков. Появилась линейка учебной литературы для школьников, изучающихрусский как иностранный.

С другой стороны, эта деятельность практически не заметна вЦентральной Азии: Узбекистан, Туркменистан, Таджикистан по-прежнему остаютсязакрыты непроницаемым барьером от подобных инициатив. Исключение составляетлишь Казахстан, однако там и не заметно каких-либо проблем связанных сограничением развития русскоязычного гуманитарного поля, за исключениемограничений экономического и ментального свойства.

Потенциал гуманитарной политики России действительно большой,но, тем не менее, остается не ясно, вольет ли эта жизнь внизу новую энергию вмертвые механизмы межгосударственного постсоветского капитализма. Хотяпоставлена задача более тонкой настройки внешнеполитических механизмов, но приэтом акценты на имидж и политический пиар российской власти преобладают надреальной работой.

Тандемократия намарше.

С появлением московского дуумвирата возникла ситуациястилистического усложнения дизайна всей российской политики. Не ясно,рассчитано ли это усложнение на длинные цели и долгий путь, но, по крайней мере,наблюдается осознание того, что властям нужны новые замыслы и их осуществление.Конечно, дуумвират родился не из мысли изменить курс, а как следствие задачисохранить власть в руках одной группы. Но оказалось, что такая страннаяконструкция во многом и есть изменение к лучшему. Подобное распределение ролейсулит новые возможности для демократии внутри России. Ведь авторитарный режимна двоих, лучше, чем авторитарный режим на одного. Причина у Путина былатривиальная и своекорыстная – сохранить власть. А теперь у россиян появилисьновые ожидания, возможности оживления бесплодной вертикали власти. Такимобразом, распределение ролей между президентом и премьером показало определенныеновинки и это очевидная тенденция следующего года. Как писал Добролюбов в рецензиина «Грозу» Островского – «сверкнул луч света в темном царстве». С однойстороны, фальсификация выборов, фактическая отмена местного самоуправления, а сдругой, демократия-лайт через видео блоги. Как показал опыт, даже такой, совсембезобидный способ донесения наболевшего сотрясает целые ведомства.

Еще один фон на котором развивается тандемократия и еще однаудача для России в СНГ – появление Обамы. Российско-американские отношения всегдастановились камертоном определяющим влияние России на постсоветскомпространстве не только в силу преобладания США, а в силу зависимости всегорегиона от этой диспозиции. Произойдет срыв между Вашингтоном и Москвой – сразуприходится многое менять и корректировать. Сегодня многие позитивные тенденцииудается удержать благодаря известному потеплению и диалогу, состоянию«идеализма». Предыдущий идеализм во взаимоотношениях США и РФ родил первыйимпульс ЕврАзЭС и первую путинскую активность в СНГ (2000-2002 год). Поэтомусейчас Москва не хочет сильно колебать отношения с Вашингтоном и давать повод квзаимным разочарованиям. Если с Обамой это удастся удержать, тогда будет и меньшепричин для конфронтации между соседями на постсоветском пространстве.

Сокращенный вариант опубликован на портале "Республика"

Теги: СНГ , Россия

Поделиться: