Россия, Москва

info@ia-centr.ru

А. Сабиров:Наши задачи в создании интеллектуального пространства стран СНГ

11.12.2009

Автор:

Теги:


1.                 Содержание моего выступление – это не моя личная экспертнаяточка зрения, а результат обобщения мнений коллег – гуманитариев - историков,политологов, социологов, объединенных в Обществе историков Узбекистана

2.                 Полагаю, что повторю банальность - общееинтеллектуальное пространство СНГ в постсоветский период теряется, как ивозможность диалога между учеными СНГ, которые в той или иной мере выражают национальныеинтересы политиков и народов государств СНГ.

3.                 Вряд ли возможно навязать те или иные подходы в гуманитарныхнауках наших стран, когда каждая страна СНГ все больше следует правилу «У менянет друзей, но есть мои интересы». Но один единый подход можно и следуетустановить - в сохранении диалога «соседей» и в стремлении к «диалогу друзей», считаясьс приоритетами национальных интересов над академическими.

4.                 К примеру:

 

• Мы видим различные трактовки вотношении к «оранжевым» революциям Украины, Кыргызстана, к социальным вопросамводноэнергетических споров Узбекистана и Таджикистана; в отношении Грузии иРоссии по поводу Абхазии и Южной Осетии). Общее историческое наследиеприватизируется, становится чисто этническим, игнорируются известныеметодологические подходы.

Образно выражаясь,  интеллектуальное пространство  разорвано, окружено «интеллектуальными»границами.

• Мы видим высокомерноеотношение к трудам коллег из соседних стран, когда по-разному трактуется историяили учебники истории, когда ученые «ищут соломинку в чужом глазу, не видябревна в своем»;

• За 18 лет мы всееще далеки от создания единого образовательного пространства, интеграцииобразования. Хотя с самого начала создания СНГ, руководители стран неоднократноотмечали необходимость единого образовательного пространства.

Практически так и не решен вопроснострификации (взаимного признания

дипломов). Для того чтобылегализовать дипломы ученых степеней (кандидатов и докторов наук), требуетсясложная процедура признания.

Можно лиговорить о общем интеллектуальном поле, если не можем признать пусть официальноученых, или выпускников университетов, наших стран, даже очень престижных.

5.                 В перспективах становления интеллектуальногопространства я хотел бы привлечь ваше внимание к эволюции влияния российскихученых на пространство гуманитарных наук в ЦА: 

§       От – российских чиновников/ученых конца XIX-начала XX веков -Наливкина, Остроумова (которые погружались в среду и изучали ее годами, каксейчас поступают некоторые западные исследователи со знанием языка и споследующими сериями статей, монографий и т.п.);

§       2) через добросовестных советских ученых – чьинесомненные достижения сейчас требует "перевода" содержания ихподцензурных трудов на язык современности;

§       2) к туристическо-журналистским"впечатлениям" вроде публикаций
Дарьи Асламовой о Казахстане, А. Грозина или Леонтьева об Узбекистане,прогнозов А. Малашенко о перспективах ислама в ЦА. Появление журналистов здесь неслучайно потому что Вам трудно будет назвать одного российского узбековеда иликыргызоведа со знанием языка народов ЦА и которые бы прожил несколько лет в ЦА запоследние 20 лет (не считая тех, кто мигрировал из стран ЦА). Может ли кто-либохотя бы в Федеральной миграционной службе похвастаться знанием узбекского илитаджикского языка?

Потенциальныйрезультат тренда для моей страны - перспективы потери позиций гуманитарнойнауки РФ в Узбекистане и позиций гуманитарной науки Узбекистана в России,соответственно и неэффективность взаимных решений принимаемых на
политическом уровне на основании заключений "туристов". Примером кпоследнему, может явиться результаты российской Программы содействияпереселению соотечественников, который по признанию российских экспертовпотерпел полный провал. Одна из главных причин, поверхностное знание положенияи ментальности русской и русскоязычной диаспоры.

 Каковы перспективы развития?

Они есть. Надо тольковспомнить традиции российской науки, уроки советского образовательногопространства и опереться на опыт западных научных университетов и сообществ.

В зарубежных западных странах имеются сильные традицииобщественной инициативы ученых и специалистов. Существует активная сетьразнообразных научных обществ и персоналиев. Одновременно развитаяакадемическая структура (НИИ, университеты, исследовательские центры и пр.),которые стимулирует данное сотрудничество.

 

Эффективны на наш взгляд, прямыеконтакты специалистов стран СНГ, инициирование процесса взаимодействия  академических и вузовских ученых  на микроуровне.

 

Цель этого сотрудничества наближайщую перспективу, достижение внятного  диалога и взаимопонимания, быть услышанными и«обсужденными» непосредственно друг с другом. В дальнейшем, через укреплениепотенциала междисциплинарного неформального, научного сообщества, оказыватьвлияние на принятие решений  на самом  высоком уровне.

Собственно говоря,начало такому сотрудничеству положено, например, между Обществом историковУзбекистана и Информационно-аналитическим центром по изучениюобщественно-политических процессов на постсоветском пространстве при МГУ. Сотрудничествоосновано на прямых контактах ученых и до публикаций книг не только наших столичныхавторов, но и авторов из регионов республики.

Я и мои коллегипредлагают направления сотрудничества в следующих науках:

§     современная история (особенно, конец 20- начало21 века, которая наиболее
нуждается в осмыслении). Досоветскую и советскую историю мы уже «делим»иотчасти «поделили»;

§     этнография/антропология (постсоветская эволюцияи перспективы -
идентичности, ментальности, национального характера, стереотипов поведения
не только, например, узбеков, таджиков, но и русских и прочих. в ЦА);

§     культурология с упором на эволюцию и перспективырелигий в ЦА - от
ислама и православия до всевозможных христианских течений и сект;

§     политология (с упором на эволюцию и перспективытрансформации
политических институтов - от смеси институтов традиционного и советского
общества к политическим институтам современности);

§     социология (эволюция и перспективы трансформацииобщинно/советского человека на примере ключевых страт - предпринимателей иличиновников, которые уже формируют формы и содержание будущих государств иобществ в ЦА);

■ демографияи миграция - как взаимная и ключевая основа взаимодействия с упором наперспективы миграции и ее взаимного влияния на экономику, гражданское
общество и культуру наших стран. Мигранты влияют не только на Россию, но иизменяют узбека и Узбекистан, что хорошо видно после их возвращения мигрантовиз России. В России и в Узбекистане уже изучают феномен влиянии миграции наксенофобию и нацизм.

           

§     языковедение – ну как без знания языков изучатьдруг друга и говорить друг с другом. Если так дальше пойдет, то следующиепоколения наших ученых будут создавать интеллектуальное пространство СНГ наанглийском или китайском языках. Наши писатели (Е. Абдуллаев) получаютпрестижные российские литературные премии, а студенты первые места на конкурсахзнатоков русского языка, который был проведен в МГУ.

В заключение.

Наше сотрудничествопо созданию интеллектуального пространства необходимо не столько для того,чтобы представить коллегам свое национальное «Я» или «Фи», но прежде всего длятого, чтобы самим и вместе понять - что реально происходит и вместе принятьучастие в формировании общего интеллектуального и духовного пространств.

Без такого сотрудничества- путь один - от взаимного непонимания к отсутствию диалога и, далее, куглублению раскола, со взаимной потерей друг друга, а «свято место пусто небывает».


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение