Коренные народы Южного Кавказа в поисках новой геополитической идентичности.

Дата:
Автор: ИАЦ МГУ
2 ноября 1917 года сам город Баку перешел под власть Бакинской коммуны большевиков. Остальная часть тогдашнего Восточного Закавказья (Так называлась территория Южного Кавказа без Грузии и Армении) управлялась Закавказским комиссариатом, созданным 11 ноября 1917 года. В Закавказское правительство, возглавляемое Е. Гегечкори, вошли и три представителя Азербайджана . Ф. Х. Хойский, М. Ю. Джафаров и Х. Хасмамедов. Дальнейшие события показывали, что все еще эти товарищи не потеряли надежду на восстановление России. Так, 23 февраля 1918 года в Тифлисе открылся Закавказский Сейм . законодательный орган всего Закавказья. В его состав вошли депутаты, избранные от Закавказья во Всероссийское Учредительное Собрание.
Коренные народы Южного Кавказа в поисках новой геополитической идентичности.
I.Загадка XX века: "Азербайджанская Республика" Несмотря на почти столетний период, который прошел после образования государства под названием Азербайджан, до сих пор, в первую очередь, для народов, включенных вопреки их воле в состав этого искусственного образования, остается самой большой загадкой их новой истории. Исторически этот уголок Южного Кавказа, до его присоединения в первой трети XIX века в состав России, принадлежал Ирану (тогдашней Персии). В соответствии с Тюркменчайском мирном договором 1828 года эти земли были переданы России, в 5-й статье которого стороны: "Признают торжественно все земли и все острова, лежащие между пограничной чертой, как равно и все кочующие и другие народы, в тех странах обитающих, принадлежащими на вечные времена Российской империи". Но, к сожалению, после 1917 года царская Россия оказалась не в состоянии выполнить свои обязательства перед этими народами. До этого на страницах бакинской печати отдельными представителями интеллигенции в основном обсуждались проблемы национально-культурного характера, которые никак не имели политический характер, т.е. не предполагали образование в будущем независимого государства. Даже после февральской революции, когда многие другие народы бывшей империи начали думать о своем будущем, выдвигали идеи по провозглашению национальных государств, ничего подобного не наблюдалось среди представителей так называемых "мусульманской интеллигенции". К примеру, партия "Мусават", которую ныне представляют в Азербайджане как передового борца за независимость, в своем съезде в конце октября 1917 года приняла новую Программу, некоторые основные положения которой заключались в следующем: "1. Государственный строй России должен быть в форме федеративной демократической республики, на началах национально-территориальной автономии. 2. Свобода слова, совести, печати, союзов, собраний, стачек должны быть утверждены конституцией и гарантированы государством 3. Все граждане, без различия вероисповедания, национальности, пола и политических убеждений равны перед законом. Паспортная система упраздняется. Всякому предоставляется полное право передвижения как в пределах своей страны, так и выезд за пределы государства без всяких специальных на то разрешений. 4. Для всех служащих и рабочих устанавливается восьмичасовой рабочий день. 5. Все казенные, удельные, дворянские и частновладельческие земли раздаются крестьянам бесплатно и безвозмездно. 6. Суды подчиняются лишь законам и впредь, до утверждения постановлений полномочных судебных органов, ни один гражданин не подлежит наказанию. 7. Всеобщее, бесплатное и обязательное начальное и высшее обучение". Как видно из Программы, там даже намека не была на независимость, а была зафиксирована только идея об автономии в составе России, которой уже не было! Впоследствии лидер этой партии М.Э. Разульзаде, которого ныне представляют как активного борца за независимость Азербайджана, с гордостью написал об этом: "Мы открыто в то время требовали автономию для Азербайджана (Это он в 1919 году употребляет слово "Азербайджан", а в самой Программе оно отсутствует. . Ф.Ф.А.). Этим мы увеличивали число наших врагов". Отсюда четко видно, что у этих "борцов" даже намека не было на борьбу "за независимость", тем более в то время они не знали что это за страна, т.е. как он называется!.. 2 ноября 1917 года сам город Баку перешел под власть Бакинской коммуны большевиков. Остальная часть тогдашнего Восточного Закавказья (Так называлась территория Южного Кавказа без Грузии и Армении) управлялась Закавказским комиссариатом, созданным 11 ноября 1917 года. В Закавказское правительство, возглавляемое Е. Гегечкори, вошли и три представителя Азербайджана . Ф. Х. Хойский, М. Ю. Джафаров и Х. Хасмамедов. Дальнейшие события показывали, что все еще эти товарищи не потеряли надежду на восстановление России. Так, 23 февраля 1918 года в Тифлисе открылся Закавказский Сейм . законодательный орган всего Закавказья. В его состав вошли депутаты, избранные от Закавказья во Всероссийское Учредительное Собрание. 22 апреля 1918 года Закавказье было провозглашено независимой федеративной республикой, а 26 апреля сформировано новое правительство Закавказья под руководством А. Цхенкели. В состав этого правительства вошли 5 представителей Азербайджана: Ф. Х. Хойский (министр юстиции), Х. Мелик-Асланов (министр путей сообщения), Н. Усуббеков (министр просвещения), М. Г. Гаджинский (министр торговли и промышленности) и И. Гейдаров (министр государственного контроля). Должен отметить и тот факт, что несмотря на формировании правительства, источники того времени ярко показывают, что в крае господствовала полная анархия и безвластие. Новое правительство с самого начала было обречено на гибель, что и было доказано дальнейшим ходом событий. Ровно через месяц после формирования нового правительства . 26 мая 1918 года Закавказская федерация объявила о своем самороспуске, так как в тот день Грузия провозгласила свою независимость. Оставшись в безвыходной ситуации, что признали сами депутаты мусульманской фракции Закавказского сейма, 28 мая 1918 года в г. Тифлисе была провозглашена независимость Восточно-Закавказской мусульманской республики (ВЗМР) (?!). Никто в то время даже не знал где начинаются и где заканчиваются границы этого нового государства. А главное . почему она была названа именно "мусульманской"? Ведь на данной территории проживали не только мусульмане. Тут начинается главная загадка истории Азербайджанской республики. До сих пор нигде не пишется, а в самой Азербайджанской республике вовсе отрицается провозглашение государства под названием ВЗМР, и везде пишется о провозглашении якобы "Азербайджанской демократической республики". При этом нигде не демонстрируется "Декларация" о провозглашении данного государственного образования, что вызывает немало вопросов. До сих пор остается неясным и то, когда и с чьей именно подсказкой Восточно-Закавказская мусульманская республика была переименована в Азербайджанскую Демократическую Республику? Известно только то, что подобрав название "Азербайджан", они имели в виду в будущем захватить и северо-западные земли Ирана. Ничего не скажешь, далеко идущие планы были у идеологов всех этих событий. Еще одна загадка истории того времени связана с государственным языком нового государства. 16 июня 1918 года азербайджанское правительство переехало из Тифлиса в Гянджу. 27 июня 1918 года, как пишут сегодняшние историки, азербайджанский язык был объявлен государственным языком АДР. Дело в том, что вряд ли тогда кому-то был известен (никогда не был и быть не мог!) язык под названием "азербайджанский". Было бы неплохо опубликовать данное постановление правительства, дабы истина стала известна всем. Смехотворность данной ситуации заключается еще в том, что в пантюркистской литературе Азербайджана повсеместно указывается, что "тюркский язык" был объявлен государственным языком. Отсюда и возникают два вопроса: Во-первых, почему государственным языком должно было быть объявлено тюркский язык, когда в те времена никто на данной земле себя не называл тюрком, а иностранцы их называли либо татарами, либо тартарами, либо вообще мусульманами? (Впервые в изданном в 1929-ом году в Тбилиси справочнике "Закавказье в цифрах" применяется этноним . "тюрки"). Во-вторых, согласно чьей именно указке, государственный язык стал тюркским (азербайджанским), в то время когда большинство руководителей новоявленного правительства являлись парсами (татами)? Выбор тюркского языка тоже доказывает, что их взоры были направлены именно в сторону Ирана. Но загадки истории Азербайджанской республики на этом не заканчиваются. Немало вопросов возникает относительно того, было ли оно вообще государством в полном смысле слова? Ведь главные геополитические игроки того времени . Верховный Совет Союзных Держав-победительниц в Первой Мировой войне только 11 января 1920 года принял решение о признании де-факто его независимости. Меньше чем через четырех месяцев . 28 апреля его уже не стало. На этой земле утвердилась советская власть, которая положила конец АДР. Учитывая то, что за эти четыре месяца (да и за все время своего существования) население никак не мог почувствовать существование властей в стране, так как она полностью была сосредоточена на борьбе против разных внутренних и внешних сил, а в стране господствовала полная анархия и хаос. Тут господствовали то английские, то немецкие, то турецкие войска. Получается, оно существовало только на бумаге, чего даже сегодня бояться демонстрировать в полном объеме, дабы не выносить сыр из избы. Наконец, никогда не признали де-факто существование такого государства, и не входил в его состав ни один из коренных народов, в том числе талыши, лезгины и другие кавказские народы. Даже, после того, как государство талышей было уничтожено в 1919 году под копытами турецких коней, талышский народ до конца не признал такую власть и продолжал бороться против него. Где начинается и где заканчивается земля азербайджанская Слово "Азербайджан", по признанию ведущих историков современности, среди которых почетное место принадлежит ныне уже покойному академику Играру Алиеву, берет свое начало от имени Атропата . славного предка нынешних талышей, благодаря своим гениальным способностям и умениям, воссоздал талышскую государственность под названием "Атропатена" в IV веке до нашей эры. Так как новое государство объявило себя прямым преемником предыдущей еще мощной империи талышей Мадо (Мидия), современники часто называли его "Малой Мидией". "Давая общую характеристику атропатенского феномена, чрезвычайно важно отметить, что именно в атропатенский период истории нашего Отечества было положено начало самого понятия "Азербайджан", а также связанных с ним явлений и обстоятельств этнокультурного, социального и политического характера. Перефразировав применительно к нашему случаю знаменитые слова "Повести временных лет", мы с полным основанием можем сказать, что от "Атарпатакана" ".есть пошла Азербайджанск ая земля", . пишет И. Алиев. Разные народы в древности по-разному называли эту страну. С приходом арабов в VII веке она стала называться Азербайджаном. Что касается населения этой земли, благодаря работам Б.В. Миллера, С. А. Кесреви, Э. Яршатера, А. Каранга, Я. Зока, М. Наваби, М. Мортазави, В.Б. Хеннинга, акад. И. Алиева и др. ученых, было доказано, что прямыми потомками древнего мадо-атропатенского народа являются нынешние талыши и тати (не путать с татами-парсами). Но на этом дело не заканчивается. Дело в том, что десятки другие народы, в настоящее время входившие в состав Азербайджанской Республики, тоже не имеют никакого отношения к историческому Азербайджану. Потому что Азербайджан на самом деле является всего-то частью территории нынешней Азербайджанской Республики (АР). Второй половиной АР составляет земли исторической Кавказской Албании, куда входят современные лезгины, авары и десятки другие дагестанские народы (я думаю, будет справедливо, если о них будут написать сами представители этих народов). Подытоживая сказанное, можно констатировать тот факт, что испокон веков хозяевами этой земли, которая ныне называется АР, были две совершенно различные этнические образования "- ираноязычная мидийско-атропатенская, позднее известная как азерийская народность на Юге и кавказоязычная албанская . на Севере" (И. Алиев). Что касается тюрков, "несмотря на все старания довольно большой группы тюркистов, тюрок в древнем Азербайджане обнаружить так и не удалось. Тюрок как не было, так и нет в древнем Азербайджане", они "появились в Азербайджане только в середине XI века" . заключает акад. И. Алиев. Фахраддин Абосзода Продолжение следует http://www.peoples-rights.info/2009/12/korennye-narody-yuzhnogo-kavkaza-v-poiskax-novoj-geopoliticheskoj-identichnosti/ Источник - peoples-rights.info

Поделиться: