Россия, Москва

info@ia-centr.ru

Российская диаспора не должна быть диаспорой второго сорта

08.12.2009

Автор:

Теги:


Выступление Святейшего Патриарха Московского и всея РусиКирилла на Третьем Всемирном конгрессе соотечественников1 декабря 2009 года

Уважаемый Сергей Михайлович(председатель Совета Федерации Федерального Собрания РФ С.М. Миронов, открывшийконгресс. – Ред.), все высокое собрание!

Сердечно приветствую всехвас, прибывших в Москву на этот представительный форум. С особым чувством хочу подчеркнутьчто мы собираемся в историческом зале Дворянского собрания. Сами эти стены связываютнас с прошлым, переносят нашу мысль к тем сложным событиям XX века, которые послужилипричиной значительной эмиграции из нашей страны.

Как известно, катаклизмы XXвека спровоцировали несколько волн такой эмиграции. Первая эмиграция — послереволюционная,затем тяжелые годы Великой Отечественной войны, и, наконец, экономические и другиепроблемы, связанные с общественным развитием в России в конце XX века, привели квозникновению третьей волны эмиграции. Наличие трех волн всегда создавало некуюпредпосылку для внутреннего напряжения, которое существовало и до сих пор существуетв русской и российской диаспоре. Но к этим историческим причинам, полагавшим некоесредостение для общения наших людей за рубежом, сегодня присоединяются и новые причины— такие, как социальные диспропорции, имущественные различия и многое другое.

Я думаю, сплочение диаспорыв дальнем зарубежье — очень важная цель. Во-первых, для людей живущих в диаспоре,потому что сплоченная диаспора обретает совершенно иной удельный вес в жизни государства,которое принимает эту диаспору. Но также это важная цель и для России, потому чтов диаспоре часто проживают люди с очень активной жизненной позицией, с внутреннимдинамизмом, как говорят, с повышенной пассионарностью, и потеря таких людей длястраны — это большая утрата. Поэтому важно продумывать средства и способы, которыебы помогли консолидировать нашу диаспору.

Надо заметить, что соработничествов этой области сегодня активно развивается между Русской Православной Церковью иМинистерством иностранных дел, а также между Церковью и другими ведомствами, которыеимеют отношение к работе за рубежом. В частности, я хотел бы отметить взаимодействиес Россотрудничеством и с Правительством Москвы, а также с фондом «Русский мир» —совсем недавно на ассамблее этого фонда былподписан договор о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и фондом «Русскиймир». Я хотел бы еще раз, как я уже это сделал на Ассамблее Русского мира, с большим удовлетворением отметитьвсевозрастающий динамизм в наших двусторонних отношениях.

Церковные приходы, будучиостровками исторической Руси на чужбине, становятся естественными средоточениямидуховной и культурной жизни соотечественников. На приходах люди могут помолитьсявместе, встретиться, поговорить за чашкой чая, обсудить свои реальные проблемы,завязать контакты с соотечественниками. Сейчас развивается не только религиозная,но и общественная активность наших приходов. И это, в первую очередь, связано споявлением новых людей. Действительно, приходы становятся сильными, в некоторыхслучаях даже экономически достаточно благополучными, и благодаря этому развиваютсяразные приходские служения. Я бы особенно хотел отметить появление средств массовойинформации — приходских, епархиальных СМИ. Достаточно упомянуть такие хорошие издания,как «Северный благовестник» (издается в Скандинавии), «Сурож» (Великобритания),«Вестник Корсунской епархии» (Франция), «Свет Православия» (Чехия). Мне кажется,нужно особым образом обратить внимание на такого рода приходскую деятельность, котораяимеет большое значение для консолидации нашей диаспоры, и оказывать ей значительнуюподдержку.

В целях сохранения соотечественникамисвоей национально-культурной идентичности необходимо продолжить создание центровпо изучению русского языка. Мы говорили об этом на Ассамблее Русского мира, и яхотел бы еще раз к этому вернуться. Я считаю, что такие центры должны создаватьсяна тех приходах Московского Патриархата, где их еще нет. Важной задачей являетсяобеспечение этих центров соответствующей методической и учебной литературой, оказаниеподдержки — я думаю, и по линии государства, и по линии общественных организаций,в частности такой, как «Русский мир». Как показывает зарубежный опыт, принцип отделенияЦеркви от государства не должен мешать государству осуществлять поддержку, в томчисле, и религиозной жизни своих соотечественников в диаспоре.

В деле сохранения историческойпамяти особую важность приобретают мероприятия, связанные с историей Отечества,организация и проведение которых ориентировано на дальнее зарубежье. Сегодня онизачастую имеют бессистемный характер и проводятся лишь благодаря энтузиазму отдельныхлиц, в частности настоятелей наших зарубежных приходов. В качестве примера хотелбы привести, на мой взгляд, очень хорошую инициативу — проведение акции «Георгиевскаяленточка-2009» в Исландии. Там по инициативе нашего прихода была организована этакампания, которая очень сплотила людей, обозначила их присутствие в социуме, и,что самое главное, подчеркнула их солидарность с нашим народом, который так торжественновстречает и празднует День Победы. Необходимо стремиться к системности и высокомууровню координации всех заинтересованных общественных и государственных сил в вопросесохранения нашего общего исторического прошлого. И раз уж мы заговорили о «Георгиевскойленте», я хотел бы сказать, что в 2010 году мы будем отмечать 65-летие Победы вВеликой Отечественной войне и нам необходимо сообща продумать программу празднованияэтих событий, в том числе и в зарубежье.

Если говорить о памятных датах,то в 2013 году в Европе будет праздноваться 200-летие знаменитой Битвы народов приЛейпциге. В честь наших соотечественников, которые погибли в этой битве, в Лейпцигебыл построен величественный храм, в 1913 году он был освящен. Я бы предложил торжественноотпраздновать 200-летие битвы под Лейпцигом — с участием и Церкви, и государства,и широкой общественности.

В последнее время соотечественники— иностранные граждане, приобщившиеся к нашей духовной традиции, проявляют желаниеобучаться в духовных учебных заведениях Русской Православной Церкви. Мне кажется,что этому нужно всячески содействовать, и я бы просил также российское государствопомогать тем молодым людям, которые изъявили желание обучаться в духовных учебныхзаведениях России, в организации приезда в страну, выдачи виз. Может быть, в каких-тослучаях можно подумать и о материальной поддержке, потому что не всегда, особеннов наших провинциальных семинариях, местная епархия может обеспечить достойное проживаниеприбывших из-за границы молодых людей.

Проявляя заботу о пополнениизарубежных приходов образованными пастырями, мы открыли первую в дальнем зарубежьесеминарию Русской Православной Церкви в Париже. Эта семинария будет готовить нетолько священнослужителей для Франции, но и священнослужителей для других европейскихстран. Особый акцент будет делаться на изучение языка и на то, чтобы православныйсвященник имел возможность почувствовать себя инкультурированным в западноевропейскийконтекст — с тем чтобы воспитывая свою паству в любви к Отечеству, в любви к своейсобственной культуре, он одновременно чувствовал себя свободно в той ситуации, вкоторой оказывается. Иногда бывает так, что священники, которые приезжают за рубеж,не в полной мере владеют языком, и это очень сковывает их пастырские возможности,в том числе участие в общественной и культурной жизни страны пребывания.

Недавно состоялось историческоесобытие — принесение в Курск, в пределы Русской Православной Церкви Курской Кореннойиконы Божией Матери «Знамение». Эта икона была вывезена в годы революционного лихолетьяи стала главной святыней Русского Зарубежья.

Я имел возможность встретитьэту икону, привезти ее из Москвы в Курск, участвовать в многотысячном крестном ходеи в тех богослужениях, которые состоялись. Я думаю, что не было ни одного участникаэтого события, который остался бы безучастным. Такого огромного количества людей,собранных для молитвы, я в своей жизни не видел. Разные цифры называет милиция,но совершенно очевидно, что в праздновании участвовало около 400 тысяч человек.Люди шли по главной улице Курска. Те, кто не шел, стояли вдоль улицы, опускалисьна колени, молились. Потом это огромное количество людей вылилось на главную площадьКурска, заполнило ее всю; часть осталась стоять на примыкающих улицах. Нужно былочувствовать силу молитвы людей, чтобы понять, какое огромное значение вера имеетв их жизни и какое огромное значение для России имело принесение этой иконы — символаРусского Зарубежья. Мы продолжаем жить в разных странах, некоторые родились за пределамиРоссии, но у нас есть символы, есть ценности, которые нас объединяют и которые сохраняютРусский мир, имеющий быть во многих государствах и странах, — Русский мир, как особуюдуховную систему ценностей.

Серьезным вызовом консолидациисоотечественников является их ассимиляция. Развивая эту тему, я хотел бы преждевсего выразить благодарность первой волне русской эмиграции, которая в тяжелейшихэкономических и политических условиях сохранила русский язык, сохранила веру, сохранилалюбовь к Отечеству. Нужно сказать, что иногда третье поколение рожденных в этихсемьях говорят по-русски лучше, чем третья волна нашей эмиграции. Среди этой волныочень часто можно видеть людей, особенно молодых, которые любуются своим приобретеннымакцентом. Они с удовольствием говорят по-русски с иностранным акцентом, отказываютсяот русского языка, от русской культуры, от православной веры. <…>

В конце концов, не имеет большогозначения, где человек живет. Наш призыв консолидировать диаспору не означает призывавозвращаться в Россию. В свободном обществе человек избирает то место, где он считаетнужным жить. Но почему жизнь вне России должна означать потерю нашего народа? Мытак много людей потеряли в страшном XX веке: революция, гражданская война, Втораямировая война, катаклизмы, связанные с распадом единого государства, — десятки идесятки миллионов. Мы были бы количественно совсем другим народом, если бы не трагедииXX века. Но если сейчас открытость страны приведет к резкому сокращению численностирусских людей, россиян, к умалению русской культуры, то это будет непоправимой ошибкой,это будет грехом, который ляжет на всех нас.

В то же самое время наши братьяи сестры в диаспоре не должны чувствовать себя изгоями в тех обществах, в которыхони живут. Они должны быть трудоустроены, социально и юридически защищены; они недолжны чувствовать себя гражданами второго сорта. Российская диаспора не должнабыть диаспорой второго сорта, потому что по диаспоре судят и о стране. Именно поэтомунаши соотечественники, живущие в дальнем зарубежье, должны знать местные языки,законы, культуру, традиции, обычаи местных народов, иметь профессиональную квалификацию,чтобы работать и достойно жить. Московский Патриархат приветствует появление общественныхи правозащитных организаций соотечественников и готов с ними совместно работать.Уже сегодня приходы прилагают немало усилий для органичного вхождения соотечественниковв среду страны их пребывания, с учетом сохранения собственной самобытности. Приходынередко оказывают помощь соотечественникам в освоении языка страны проживания, впоисках работы, оказывают консультирование по социальным вопросам.

В условиях, когда развитиестран во многом зависит от внешних факторов и в целом от системы международногосотрудничества, роль наших соотечественников, проживающих за рубежом, в национальнойжизни стран Русского мира многократно повышается и будет все более возрастать.

Надеюсь, что настоящий Конгрессбудет способствовать уточнению подходов в деле консолидации жизни наших соотечественниковза рубежом, а также поможет совершенствовать механизмы, которые были бы направленына реализацию всех этих пожеланий.

Призываю на вас благословениеБожие и желаю Конгрессу плодотворной работы.

Пресс-служба Патриарха Московского и всеяРуси


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение