Россия, Москва

info@ia-centr.ru

БОРЬБА ЗА 2,5% ПРОКАТА

08.12.2009

Автор:

Теги:

Гульнара АБИКЕЕВА

 

 

 

Казахстанскийкинобизнес выходит на новый уровень, пытаясь завоевать признание не толькоместного, но и российского зрителя.

 

Киноиндустриястановится привлекательной

Несмотря на то, что Казахстанна территории всего постсоветского пространства является второй после Россиикинопроизводящей страной, отставание по многим показателям идет в 10 раз.Но отставание по показателю доли отечественных фильмов в прокате ошеломляющее -в 50 раз меньше, чем в России. По данным Movie Research Company доля казахстанских фильмов вкассовых сборах от всего кинопроката в Казахстане в 2008 году составила 0,5%. В2007 году этот показатель был чуть лучше - 0,7% - за счет успешного прокатафильмов «Рэкетир» и «Монгол». Какова будет эта цифра в этом году?

 

ВСТАВКА 1

Некоторые ключевыецифры в киноиндустрии России и Казахстана за 2008 год

 

Показатели по киноиндустрии

Россия

Казахстан

Количество произведенных фильмов

88

14

Количество кинотеатров

736

79

Объем государственной поддержки киноотрасли

$100 млн.

$7 млн.

Всего фильмов в прокате за год

297

238

Всего отечественных фильмов в прокате

81

4

Кассовые сборы

$911 млн.

$31,7 млн.

Доля отечественных фильмов в кассовых сборах

25,7%

0,5%

Сборы от отечественных фильмов

$234,2 млн.

$0,158 млн.

 

Количество производимых в России картин колеблется от 70 до100 фильмов в год. Самое большее их число приходится на 2006 г. – 103 фильма, в2007 г. было произведено 66, в 2008 г. – 88. В нынешнем году из-за финансовогокризиса по оценкам специалистов производство фильмов в России снизилось на25-30%. Речь идет только о полнометражных игровых фильмах.

В Казахстане за те же годы наблюдается невероятный росткинопроизводства: если в 2006 году у нас было завершено всего 2 полнометражныхигровых фильма на киностудии «Казахфильм» и парочка картин независимых студий,снятых на видео, то в 2007 году уже было произведено 10 полнометражных игровыхфильма. Причем наиболее известные – «Рэкетир» и «Монгол» были созданы начастных студиях. Прокатный успех первой и международное признание второй ленты (номинация«Монгола» на премию «Оскар») способствовали более активному приходу в киночастного бизнеса.  В 2008 году снято уже14 фильмов, наиболее популярные и известные из них в мире – «Подарок Сталину»,«Баксы», «Тюльпан» -  также произведенына независимых студиях.

В 2009 году будет сняторекордное количество фильмов – 19, причем 8 из них уже вышли в широкий прокат,а до конца года выйдет еще 3-4 фильма. Это означает, что в среднем один разв месяц в отечественный прокат выходит одна казахстанская картина. По сравнениюс прошлыми годами это очень хороший показатель, но он, действительно,усредненный, потому что в первой половине года в прокате появилось только трифильма: в марте – «Ойпырмай, или дорогие мои дети», в мае – «Обратная сторона»,в июне – «Келин». Остальные картины начали выходить в прокат одна за другойтолько этой осенью.   

Если в среднем в прокат в Казахстане выходит порядка 240картин, то 12 казахстанских фильма составят всего лишь 5%, в отличие от России,где эта цифра равна 21,4% (примерно как во Франции). Однако и 5% этого года –очевидная динамика по сравнению с прошлым годом – 1,6%.  Вопрос в том, дадут ли эти 5% фильмов хотя бы2,5% в кассовых сборах (по сравнению с 0,5% прошлого 2008 года).  

 

Ставка на звезд

Какими же путями наши кинематографисты ведут борьбу зазрителя? В первую очередь, приглашая сниматься в наших фильмах российскихкинозвезд. Российские актеры, как и всоветские времена, очень популярны в Казахстане. Происходит это из-за того,что Казахстан продолжает жить в общем с Россией информационном пространстве: мысмотрим российские фильмы, телеканалы, читаем те же газеты и журналы.Российские звезды свою популярность набирают не только в кино, но, преждевсего, в телесериалах, а потом еще многократно тиражируются в различныхпрограммах на телевидении, вроде «Две звезды», «Ледниковый период» и т.д.Поэтому в последние два года казахстанские режиссеры снимают в своих фильмахсамых раскрученных российских актеров: Дмитрия Дюжева – в детективной картине«Обратная сторона», Дарью Мороз и Константина Стрельникова – в политическомтриллере «Прыжок Афалины», Гошу Куценко – в спортивной драме «Рывок», ЕкатеринуРедникову – в исторической картине «Подарок Сталину», Андрея Мерзликина – впсихологическом триллере «Заблудившийся», Артура Смольянинова – в молодежнойдраме «Нереальная любовь.kz»,Алексея Чадова, Наталью Рудову и Ирину Розанову – в комедийном фильме «Ирониялюбви». Многие из названных картин еще находятся в стадии производства. Списокможно продолжить, но и этого достаточно, чтобы увидеть, что казахстанскиекинематографисты, действительно, делают большую ставку на российских актеров.

Во-вторых, привлекая наиболее успешных продюсеров,режиссеров, а еще лучше режиссеров-продюсеров, которые были бы заинтересованыне только в том, чтобы снять хороший фильм, но и иметь прокатный успех картиныне только в Казахстане, в России, но еще и в дальнем зарубежье. Одним из такихрежиссеров-продюсеров на постсоветском пространстве является Тимур Бекмамбетов, к тому же понациональности он казах. Киностудия «Казахфильм» провела с ним переговоры иначалась работа по совместному проекту под рабочим названием «Золотой воин». Вкартине будут переплетены древние казахские мифы и жизнь современногоКазахстана. Жанр – приключенческая драма. Для создания сценария взят один изсамых значимых объектов культурного наследия Казахстана – артефакт «Золотойвоин». Фабула картины такова: у одной из нефтяных вышек люди ожидают, чтовот-вот войдет нефть. Но вместе с нефтью из вышки вылетает и падает переднефтяником-бизнесменом Амиром огромная капля размером с человека. Каплявздрагивает и нападает на Амира…после Демон вселяется в Амира. Демонунеобходимо собрать три недостающие подвески с изображением Барса, Пчелы и Орлас доспехов древнего Золотого воина, чтобы вырваться наружу и уничтожить мирлюдей.

 «Мне очень хотелось бы, чтобы эта картина прославилась не объемомпиара, а количеством зрителей, посмотревших его. К сожалению, фильмы, которыеснимаются здесь, не имеют зрителей. Наша задача, чтобы миллионы людей купилибилеты и посмотрели фильм, а потом купили DVD и еще разего посмотрели», - сказал г-н Бекмамбетов в одном из интервью. Сейчас этотпроект находится в подготовительном периоде, а его выход на экраны планируетсяв 2010 году.

Другой казахстанско-российский проект – фильм «Кара Майор».Сценарий написан казахстанскими авторами Газизом Насыровым и Дидаром Амантай, аснимает его известный российский режиссер Егор Кончаловский (сын звездной пары –казахстанской актрисы Натальи Аринбасаровой и российского режиссера АндреяМихалкова-Кончаловского). Фильм расскажет о событиях Афганской войны советскойэпохи. Понятно, что фигура г-на Кончаловского была выбрана не случайно: этоодин из самых успешных российских режиссеров, работающих в поле коммерческогокино. 

Еще один стратегически важный для киностудии «Казахфильм»проект – «Ирония любви» - режиссеров Александра Черняева и Ержана Рустембекова,продюсером которого выступает РенатДавлетьяров. Картина г-на Давлерьярова «Любовь-морковь-2» относится к тремнаиболее успешным российским фильмам 2008 года. При бюджете $3 млн. кассовыесборы картины составили $20 млн. Доход продюсера от проката составил $5 млн.Понятно, что если с кем-то работать, то с лучше с профессионалами в своейобласти. Поэтому фигура г-на Давлетьярова возникла не случайно. Недавно мнедовелось брать у него интервью и на вопрос: - Планировал ли он год назадработать с Казахстаном? Он ответил: «нет».Но ему понравился сценарий, предложенный президентом АО «Казахфильм» ЕрмекомАманшаевым, который написали два молодых алматинца – Ержан Рустембеков и ДаниярКумисбеков. После это было принято решение о казахстанско-российскойкопродукции, где 40% средств на производство фильма вложила компании РенатаДавлетьярова, а 60% - киностудия «Казахфильм». Таким же образом будутраспределяться и доходы: по прокату, телевизионным релизам, продажам на DVD. На сегодняшний деньсъемки картины уже завершены, сейчас фильм находится в стадии постпродакшн. Апрокат картины планируется на начало марта 2010 года одновременно в России иКазахстане, что означает попытку собрать как можно больше дивидендов с этойкомедии. Г-н Давлетьяров считает, что этот стратегический ход – выход накопродукции с Россией – абсолютно правильный. «Какая-то из постсоветскихнациональных кинематографий должна была, наконец, выйти на более широкийуровень», - сказал он.

Все эти факты и вновь запущенные фильмы говорят о том, чтоказахстанский кинобизнес сделал качественный шаг вперед. И если 2009 год – этоборьба за 2,5% кассовых сборов, то в 2010 году данная цифра может значительноувеличиться.

 

ВСТАВКА 2

Производство игровыхфильмов в Казахстане в 2006-2010 гг.

 

Год

«Казахфильм»

Частные студии

Всего фильмов

Вышло в прокат

2006

«Кек»

«Куна»

«Зеро»

«Жаралы сезiм»

4

0

2007

«Улжан»

«Шуга»

«Курак корпе»

«Стриж»

«Умараса»

«Монгол»*

«Рэкетир»

«Карой»

«Потерянный рай» «Менiм де атым Кожа»

10

2

2008

«Мустафа Шокай»

«Прощай, Гульсары!»

 «Вдвоем с отцом»

 «Ауерелен»

«Ангелочек»

«В городе А»

«Час волка»

«Подарок Сталину»

«Баксы»

«Тюльпан»

«Песнь южных морей»

«Меч Махамбета»

«Ближний бой»

«Жетимдер»

14

4

2009

«Келин»

«Биржан-сал»

«Прыжок афалины»

«Секер»

«Байтерек»

«Цветочник»

«Рывок»

«Сказ о розовом зайце»

 

«Ойпырмай, или дорогие мои дети»

«Обратная сторона»

«Лавэ»

«Заблудившийся»

«Рай для мамы»

«Письма к ангелу»

«Письма издалека»

«Другой берег»

«Силуэты Алматы»

«Астана – гашыктар мекенi»

«Шучу»

19

8

Окончание

производства в 2010 году

«Золотой воин»

«Ирония любви»

«Афганец»

«Нереальная любовь.kz»

«Атажурт»

«Небо моего детства»

«Поздняя любовь»

«Аккыз»

-

-

* Жирным шрифтом выделены фильмы, вышедшиев прокат

 

Источник: журнал «Мой Бизнес Казахстан»


Теги: 

Текст сообщения*
Загрузить файл или картинкуПеретащить с помощью Drag'n'drop
Перетащите файлы
Ничего не найдено
Отправить Отменить
Защита от автоматических сообщений
Загрузить изображение